Рим. В церкви Святой Марии на тополиной площади
Так и на этот раз. После появления в сети заметки под названием "Рим. Чудны дела Твои…", внимательные читатели начали спрашивать, где именно находится картина Караваджо "Распятие апостола Петра", фотокопию которой я поместил в коллаже на фоне Собора Святого Петра в Ватикане.
В предлагаемой заметке содержится ответ на этот вопрос.
Тот, кто прочёл мою заметку "Рим. Чудны дела Твои…", знает, что после посещения Собора Святого Петра в Ватикане мы чуть не попали в настоящую автокатострофу, которая каким-то чудом закончилась заурядным мелким ДТП.
Это произошло, когда мы ехали на Тополиную площадь, которая в итальянском оригинале называется пьяцца –дель-Пополо.
Кстати, пьяцца –дель-Пополо можно перевести и как "Народная площадь", что часто и делают. Но мне больше нравится "Тополиная".
Название площади дала церковь Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo), посещение которой было логическим продолжением нашей экскурсии в собор Святого Петра, так как именно в этой церкви хранится знаменитая картина Караваджо "Распятие апостола Петра".
Это полотно, как и "Обращение Савла", были заказаны у живописца специально для
церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
Прежде чем ступить на камни знаменитой площади, хочу напомнить читателям имя выдающегося итальянского архитектора, художника и скульптора Джованни Лоренцо Бернини.
Бернини была посвящена моя заметка из Лувра "Бернини – гений во всём", касающаяся вроде бы крохотного штриха-эпизода из его творчества.
После экскурсий по Риму мы можем гораздо полнее оценить масштабы его деятельности – увидели самое известное произведение Бернини — пьяццу Сан-Пьетро в Ватикане и даже гуляли по ней.
Он же автор и этой великолепной пьяцца –дель-Пополо и зодчий, реконструировавший здание церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
На том месте, где стоит церковь, в конце XII века по приказу папы Пасхалия II была воздвигнута романская часовня "в тополях".
Как утверждают исторические источники, в 1472- 1477 годах на её фундаментах было возведено нынешнее здание церкви – вплотную к Северным воротам Рима (читатель видит на моём снимке и церковь, и ворота).
Примерно в 1665-67 годах под руководством Бернини здание церкви, в основном, интерьеры были капитально обновлены.
С художественными ценностями "церкви в тополях" можно ознакомиться в многочисленных статьях, многие великие оставили в ней свой след. В частности, считается, что вся мозаика выполнена Рафаэлем.
Нам же надо сказать и о другом полотне Караваджо, хранящемся в этой церкви и выполненным специально для неё.
Это "Обращение Савла", известного в христианстве как апостол Павел.
И апостол Пётр, и апостол Павел занимают особое место в христианской иерархии.
О деяниях Петра – Шимона упомянуто в моём репортаже "Рим. Чудны дела Твои…" Здесь, наверно, следует сказать пару слов о Павле-Савле.
Считается, что Савл был убеждённым фарисеем (не буду здесь писать о трёх сектах в иудаизме – саддукеях, ессеях и фарисеях), последовательно преследовавшим первых христиан из евреев.
Он даже отправился в Дамаск, чтобы выискивать тамошних христиан и отправлять их на расправу в Иерусалим.
Когда приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Он сказал: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!" Он в трепете и ужасе сказал: "Господи! Что повелишь мне делать?" И Господь [сказал] ему:"Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать".
Именно это "внушение с небес" и изобразил Караваджо – поверженный с коня на землю Савл и парящий над ним Иегошуа.
Сегодня некоторые астрономы предлагают научную версию события: Савл со спутниками стал свидетелем воздушного взрыва метеорита наподобие Челябинского!
Тем более, что по-поводу слов, которые якобы слышал с небес Савл, имеются весьма противоречивые свидетельства его спутников. Вполне возможно, это был только очень сильный шум.
А на землю странников могла опрокинуть ударная волна взрыва - найдите описание падения и взрыва Челябинского метеорита.
Особое место Павла-Савла обуславливается тем, что он, в отличие от других первых христиан, в большинстве своём плохо разбиравшихся в вопросах религии, был хорошо подготовленным учёным-полемистом, поэтому после принятия им христианства его проповеди оказывали огромное влияние на слушателей.
Притча об обращении Савла является первым в истории примером того, как новое учение или движение начинают стремительно развиваться и побеждать только тогда, когда к нему примыкают высокообразованные и упорные люди.
Это подтверждается всем ходом истории, от древности и до сегодняшнего исламизма.
Вот такие краткие сведения из "церкви в тополях"...
На моих снимках:
фоном является вид на церковь и Северные ворота старого города, при этом видна часть площади с Луксорским обелиском – близнецом установленного на площади Конкорд в Париже;
в левом верхнем углу – фрагмент стены с полотном Караваджо "Распятие апостола Петра";
в правом верхнем углу фрагмент стены с полотном Караваджо "Обращение Савла" ;
между картинами - фото Челябинского метеорита (спасибо интернету!)
внизу – вид на противоположную от Северных ворот часть пьяцца–дель-Пополо.
Свидетельство о публикации №114102307556
С уважением,
Наталья Шифрина 08.11.2014 19:48 Заявить о нарушении