Рим. В церкви Святой Марии на тополиной площади

 Иногда последовательность написания путевых заметок или, как я их называю, мозаики путешествий, изменяется после публикации очередного репортажа.

 Так и на этот раз. После появления в сети заметки под названием "Рим. Чудны дела Твои…", внимательные читатели начали  спрашивать, где именно находится картина Караваджо "Распятие апостола Петра", фотокопию которой я поместил в  коллаже на фоне Собора Святого Петра в Ватикане.

 В предлагаемой заметке содержится ответ на этот вопрос.

 Тот, кто прочёл мою заметку "Рим. Чудны дела Твои…", знает, что после посещения Собора Святого Петра в Ватикане мы чуть не попали в настоящую автокатострофу, которая каким-то чудом закончилась заурядным мелким ДТП.

 Это произошло, когда мы ехали на Тополиную площадь, которая в итальянском оригинале называется  пьяцца –дель-Пополо.

 Кстати, пьяцца –дель-Пополо можно перевести и как "Народная площадь", что часто и делают. Но мне больше нравится "Тополиная".

 Название  площади дала церковь  Санта-Мария-дель-Пополо  (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo), посещение которой было логическим продолжением нашей  экскурсии в собор Святого Петра, так как именно в этой церкви хранится знаменитая картина Караваджо "Распятие апостола Петра".
 
 Это полотно, как и "Обращение Савла", были заказаны у живописца специально для
церкви  Санта-Мария-дель-Пополо.
    
 Прежде чем ступить на  камни знаменитой  площади, хочу напомнить читателям имя выдающегося итальянского архитектора, художника и скульптора Джованни Лоренцо Бернини.

 Бернини была посвящена моя заметка из Лувра  "Бернини – гений во всём", касающаяся  вроде бы крохотного штриха-эпизода из его творчества.   

 После экскурсий по Риму мы можем гораздо полнее  оценить  масштабы его деятельности –  увидели самое известное произведение Бернини — пьяццу Сан-Пьетро в Ватикане и даже гуляли по ней.

 Он же автор и  этой великолепной  пьяцца –дель-Пополо и зодчий, реконструировавший  здание церкви  Санта-Мария-дель-Пополо.

 На том месте, где стоит  церковь,  в конце  XII века по приказу папы Пасхалия II была воздвигнута романская часовня "в тополях".

 Как утверждают  исторические источники, в 1472- 1477 годах на её фундаментах было возведено нынешнее здание церкви – вплотную к Северным воротам Рима (читатель видит на моём снимке  и церковь, и ворота).

 Примерно в 1665-67 годах под руководством Бернини здание церкви, в основном, интерьеры  были капитально обновлены.

 С художественными ценностями "церкви в тополях" можно ознакомиться в многочисленных статьях, многие великие оставили в ней свой след. В частности, считается, что вся мозаика выполнена Рафаэлем.

 Нам же надо сказать и о другом полотне Караваджо, хранящемся в этой церкви и выполненным специально для неё.

 Это "Обращение Савла", известного в христианстве как апостол Павел.

 И апостол Пётр, и апостол Павел занимают особое место в христианской иерархии.

 О деяниях Петра – Шимона упомянуто в моём репортаже "Рим. Чудны дела Твои…"  Здесь, наверно, следует сказать пару слов о Павле-Савле.

 Считается,  что Савл был убеждённым фарисеем (не буду здесь писать о трёх сектах в иудаизме – саддукеях, ессеях и фарисеях), последовательно преследовавшим первых христиан из евреев.

 Он даже отправился в Дамаск, чтобы выискивать тамошних христиан и отправлять их на расправу в Иерусалим.

 Когда приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" Он сказал: "Кто Ты, Господи?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!" Он в трепете и ужасе сказал: "Господи! Что повелишь мне делать?" И Господь [сказал] ему:"Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать".

 Именно это "внушение с небес" и изобразил Караваджо – поверженный с коня на землю Савл и парящий над ним Иегошуа.

 Сегодня некоторые астрономы предлагают научную версию события: Савл со спутниками стал свидетелем воздушного взрыва метеорита наподобие Челябинского!

 Тем более, что по-поводу слов, которые якобы слышал с небес Савл, имеются весьма противоречивые свидетельства его спутников. Вполне возможно, это был только очень сильный шум.

 А на землю  странников могла опрокинуть ударная волна взрыва - найдите описание падения и взрыва Челябинского метеорита. 

 Особое место Павла-Савла обуславливается тем, что он, в отличие от других первых христиан, в большинстве своём плохо разбиравшихся в вопросах религии, был хорошо подготовленным учёным-полемистом, поэтому после принятия им христианства его проповеди оказывали огромное влияние  на слушателей.

 Притча об обращении Савла  является первым в истории примером того, как новое учение или движение начинают стремительно развиваться и побеждать только тогда, когда к нему примыкают высокообразованные и упорные люди.

 Это подтверждается всем ходом истории, от древности и до сегодняшнего исламизма.

 Вот такие краткие сведения из "церкви в тополях"...

 На моих снимках:
  фоном является вид на церковь и Северные ворота старого города, при этом видна часть площади с Луксорским обелиском – близнецом установленного на площади Конкорд в Париже;

  в левом верхнем углу –  фрагмент стены с полотном  Караваджо "Распятие апостола Петра";

  в правом верхнем углу фрагмент стены с полотном Караваджо "Обращение Савла" ;

  между картинами - фото Челябинского метеорита (спасибо интернету!)

  внизу – вид на противоположную от Северных ворот часть пьяцца–дель-Пополо.


Рецензии
Вот это да! Как вдохновенно и торжественно рассказано, Борис! Зачем книжки читать,я знаю, что лучше, чем Вы, никто суть не увидит.
С уважением,

Наталья Шифрина   08.11.2014 19:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!

Борис Готман   08.11.2014 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.