Сергиево благословение - 8

+
Фото: схимонахиня Елисавета со своей келейницей Пафнутией. 1994 г. Из альбома «Русские монастыри». (М., 1995)


     Родословие Е.П.Васильчиковой по материнской линии через род Соловцовых (дедом её матери был Александр Александрович Соловцов) восходит к легендарному варяжскому князю Шимону. О нём можно прочесть  в Киево-Печерском патерике. Он со всем своим домом («душ до трёх тысяч») оставил латинскую ересь и, перейдя в Православие, стал называться Симоном. Его стараниями была возведена Успенская церковь в Киево-Печерском монастыре, а мерой (ширина – 20, длина – 30, высота – 50) послужил золотой пояс, переданный им преподобному Феодосию на украшение храма. Этот пояс (как и золотой венец, тоже переданный  Преподобному) Симон перед тем, как прийти на Русь, снял с креста «с живописным изображением богомужного подобия Христова», который соорудил его отец  Африкан. Известен Симон  также и тем, что не только вымолил у преподобного  Феодосия «небесное благословение» себе, сыну своему Георгию «и до последних рода», но и попросил его засвидетельствовать это письменно. Симона  первым похоронили в возведённой им церкви, а «письменное благословение» было вложено в руку покойного. С той поры и утвердился обычай при отпевании  вкладывать в руку покойника разрешительную молитву.
     Хочу провести символическую параллель: схимонахиню Елисавету тоже  похоронили первой на кладбище вновь открытого Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Прежнее монастырское кладбище было уничтожено, а кладбищенская земля была захвачена под садовые участки. «Матушка игумения Николая (Ильина), – как вспоминает Адриан Александрович, –  обратилась в городскую администрацию, рассказала о покойной маме и её прославленных прадедах, и произошло чудо. Может быть, даже для этого мама и была определена Божией милостью в этот монастырь: часть кладбища, которое не успели освоить садоводы, власти города вернули монастырю» 
     Мне довелось  беседовать и с настоятельницей  обители.
     –  Матушка Николая,  – спросил я, – теперь, когда стало известно о причастности  схимонахини Елисаветы к церковной тайне изъятия и сохранения величайшей святыни – главы преподобного Сергия Радонежского, нам интересна и дорога любая черта духовного облика этой необыкновенной женщины. Что Вы о ней можете сказать? Какой она Вам запомнилась?
     – Мать Елисавету привезли к нам летом 1994 года (18). Она была уже слаба и почти не выходила из кельи. Когда оставалась одна и ей  надо было позвать келейницу, обычно кричала: «Ау! Ау!». Сёстры, шутя, прозвали её «бабушкой Ау». Ну, а если вспоминать о серьёзном, то скажу о её большом боголюбии: акафисты Божией Матери и Спасителю  знала наизусть. Видимо, у неё это с детства. Помню, она была уже при смерти… Её старались причащать каждый день, если, конечно,  приходила в себя. Однажды, когда священник принёс  Святые Дары, её никак не могли вывести из забытья. И тогда я сказала: наденьте на неё схиму! Как только это сделали, мать Елисавета тотчас  пришла в себя и смогла причаститься.  Незадолго перед этим к нам приезжал владыка Василий Родзянко. Он ехал в Оптину пустынь, и ему кто-то сказал, что вот, дескать, новый монастырь открылся, а в нём схимница «из бывших» – княгиня Васильчикова. Владыка схватился за голову: «А ведь я её разыскиваю!» Она так же пребывала в полусне, но  владыка стал говорить,  что они когда-то встречались, были  знакомы и что звали её Екатериной – и она очнулась и вспомнила!
     Рассказ игумении о встрече схимонахини Елисаветы со своим двоюродным братом дополняет также и запись А.А.Егорова: «Матушка Николая  рассказывала мне об их трогательной встрече-прощании: «Вот ты, Катуся, была Екатериной, – говорил владыка Василий, – а стала Елисаветой. А я был Владимир, а стал Василий. Готовь мне место». Это было 3 декабря, а 7-го числа мамы не стало».
     В «Семейной лествице» Адриан Александрович вспоминает и последнюю встречу с матерью, которая состоялась 6 декабря 1994 года. «Я приехал с покойной Ксенией (первая жена А.А.Егорова – Г.К.) в монастырь с первой же электричкой. В этот день мы много времени провели с мамой. Милостью Божией она прошла все духовные испытания  и была истинной старицей – схимонахиней Елисаветой. Её келейница монахиня Пафнутия говорила, что поначалу ненавидела маму, а теперь не знает, как ей без неё жить, и всё плакала и причитала: «Возьми меня с собой». Мы у мамы и мама у нас со всей любовью испросили прощения. И было так светло и покойно. Потом мама заснула…  В середине дня маму пришёл причастить священник, отслуживший литургию в день Благоверного князя Александра Невского. Священник, матушка Николая и мы пошли к маме. Мама спала глубоким сном. Матушка Николая звала её по имени, натирала щёки снегом, но мама не просыпалась. Тогда я попросил разрешения прочесть Канон перед Причастием. Взяв маму за руку, я начал читать так, как читала мне этот Канон когда-то в детстве сама мама. На шестой песне, перед Кондаком, мама пожала мне руку, дав понять, что она всё слышит. Она приняла Святое Причастие и радостная, сияющая вновь заснула. Поздно вечером мы уехали. А поутру матушка Николая позвонила мне и сказала, что мама, не просыпаясь, скончалась в день своего Ангела, день великомученицы Екатерины»


ПРИМЕЧАНИЯ

18.  В «Семейной лествице» А.А.Егоров сообщает, что И.Д.Шаховской привёз в монастырь свою бабушку схимонахиню Елисавету 21 июня 1994 года, в день празднования Казанской иконы Богородицы. Адриан Александрович и  в письме подтвердил эту дату.


«Сергиево благословение -1» - http://www.stihi.ru/2014/10/16/4805

«Сергиево благословение -2» - http://www.stihi.ru/2014/10/17/7559

«Сергиево благословение -3» - http://www.stihi.ru/2014/10/18/4627

«Сергиево благословение -4» -  http://www.stihi.ru/2014/10/19/6434

«Сергиево благословение -5» -  http://www.stihi.ru/2014/10/20/3850

«Сергиево благословение -6» -  http://www.stihi.ru/2014/10/21/4519

«Сергиево благословение -7 » - http://stihi.ru/2014/10/22/2966

"Сергиево благословение - 9" - http://www.stihi.ru/2014/10/24/3417


Рецензии