Под Маской Разбор 21 Александр Носачев

Уважаемые посетители площадки!

Наш очередной Герой предлагает поднять очень непростой вопрос - религиозной лирики.
Что считать таковой и достаточно ли просто упомянуть храм в стихотворении, чтобы лирика попала в раздел религиозной?

На суд наших добровольных рецензентов Герой представляет свое стихотворение, которое мы приводим, согласно нашим правилам.
Свое мнение можно высказать открыто - в рецензиях и замечаниях - или тайно: отправив его на адрес
natikodgan@mail.ru

Рецензия появится в тексте произведения под стихотворением Героя, а представляться или нет - решать Рецензентам.

Тема серьезная, но награда за то, что Вы разгадаете, что же за Герой задает нам столь серьезные вопросы, остается прежней - 500 баллов.

/анонс Натико/
/стихотворение из электронной почты, размещено анонимно согласно желанию Автора/
/изображение из Интернета/

___________________________________________________
_______________________________
________________

Интересуют мнения по стихотворению и вопрос религиозной лирики: что считать религиозной лирикой на сайте Стихи ру?

Илия
                «…слово Господне в устах твоих истинно…» (3Ц 17,24)
 
Слово Господне в устах твоих истинно,
Верою сердце полно;
Свет откровения, волю Всевышнего
Людям нести суждено.
 
Тленных сокровищ сего мира дольнего
Прелести преодолел:
Хлеб и вода, греет милоть нагольная –
Строгой аскезы удел.
 
С мукой душевною видишь, что рушится
Отчий завет и оплот:
Идолам молится, скверною тешится
Веру предавший народ.
 
В злобе избиты служители божии
Смертно; лишь ты невредим –
В горном приюте, пустыне нехоженой
Промыслом Божьим храним.
 
Бремя досталось в годину жестокую:
(Жребий не нам выбирать)
Русло реки – тризны чашу глубокую –
Кровью жрецов наполнять.
 
Веришь – грядёт и Любовь и Спасение,
Верой прощенье дано;
Правдою высшею грешное мщение
В памяти осветлено.
 
Слово Господне в устах твоих истинно,
Раб пред тобою иль князь, –
На небесах Илья волей Всевышнего,
В вихре живой вознесясь…
 
Не оскудеет Отчизна пророками:
Ложь – обличенья страшней;
И не осталась земля одинокою, –
Принял твой труд Елисей…


Рецензии
Приветствую ведущую, рецензентов и всех читателей.

Глубоко признателен всем без исключения рецензентам в этом разборе. Сложная тема, нечасто встречающаяся, как писать в этой теме, так и давать взвешенные критические замечания очень и очень непросто. Даже интерес она вызывает далеко не у всех, так что выходил на разбор я с определенной степенью неуверенности, даже робости. Тему заметили, и это уже хорошо. Натико и Анна Витальевна Коростелева очень тепло и внимательно разобрали практически все существенные моменты стихотворения. Меня приятно удивило понимание ими некоторых недостаточно ясных образов в стихотворении (старался, как мог). Кинконг дал, как всегда, точные, глубокие и доброжелательные замечания по технике стихотворения, чётко сформулировал и аргументировал позицию значительной части возможных читателей, проблемы и трудности прочтения стихотворения. Весьма поучителен, как образец для дискутирующих, подход к проблеме с различными взглядами и мнениями, когда разногласия не оборачиваются напряженностью в отношениях.
И рецензия и высказывания Потеряшечки, несмотря на некоторую специфику, оказались для меня тоже полезными, - они точно отразили возможную реакцию некоторых (возможно, многих) людей. Взгляды достаточно знакомы, но неплохо лишний раз убедиться.
О цели стихотворения. Я давно считаю (как и многие) самой насущной проблемой общества духовное оздоровление, возрождение, считаю, что борьба идет многие столетия (тысячелетия), поэтому предшествующий (время Илии примерно три тысячелетия назад) опыт ярких личностей – пророков, святых – актуален и сейчас. Илия – один из самых почитаемых пророков не только в христианстве, но и в иудаизме, и в исламе. (Среди русского народа Илия пророк пользуется особенным уважением, он считается покровителем воздушно-десантных войск России и воинов-авиаторов). Я попробовал «проецировать» библейский сюжет на нынешнюю действительность (отсюда слово «Отчизна») и убедился, что актуально и для событий начала 20-го века, и для конца 20-го века, и нашего времени.
О жанре. Думаю, что стихотворение «примыкает» к духовной лирике. По моему личному мнению (я не богослов, не литературный критик), хотя различие весьма незначительное между духовной и религиозной лирикой, религиозная лирика предполагает обращение к Богу в канонических обрядовых формах. И мне очень интересно мнение и отношение авторов к этой тематике.
О лексике. Архаизмов в стихотворении немного: «тленных», «сего», «дольнего», причем все в одной только строфе. Слово «милоть» - из библии. Примечания не стал ставить и вот почему: из контекста легко понимается, что это вид одежды, а подробные разъяснения символики (милоть – очень важный символ в библейском сказании об Илии) приложить невозможно, заинтересовавшиеся легко найдут дополнительные материалы.
О сбоях ритма (отмечено Натико).
Первоначально стихи были написаны 5-стишьями, с ударением на первом слоге в каждой строке:
Тленных сокровищ сего мира дольнего
Прелести преодолел:
Хлеб и вода,
Греет милоть нагольная –
Строгой аскезы удел.

Признателен ведущей Натико, фактически отвечавшей за меня в споре с Потеряшечкой и именно так (по сути), как я сам бы отвечал в открытом диалоге. Поэтому здесь не повторяю аргументацию, подписываюсь под каждым её словом.

С уважением ко всем участникам и читателям разбора,

Александр Носачев   25.10.2014 23:38     Заявить о нарушении
Тема не то чтобы сложная, а такая, из которой при неосторожном обращении, как с огнем, "возгорится какое-нибудь пламя". Наша дискуссия прошла достаточно ровно, и, мне кажется, по-другому быть не могло. Высказываются желающие, кому не интересно - тот просто может сохранить молчание.

Что мне понравилось в стихотворении - это действительно интерес к первоисточникам. Понравилось размышление, достаточно глубокое. Понравилось то, что это - в первую очередь литературное произведение (тут один из Рецензентов говорил об "уважении чувств неверующих") - и как литературное произведение оно состоялось. Понравилось то, что образами переданы ключевые эпизоды из той части Ветхого Завета, где говорится о пророке - то есть содержательная часть. Ну и еще один пункт, важный - произведение, хоть и литературное, но не нейтральное, однако я не увидела, чтобы Автор кому-то навязывал свое видение. Он передал свое. Так что про задетые "чувства неверующих", мне кажется, Потеряшечка преувеличил. Стих имеет место быть, спасибо Автору за глубокую тему и взвешенный подход.

А вот по поводу общества я не согласна. Мне кажется, Саша, Ты оптимист, у меня обратное ощущение - что большинство "краев не бачит", по принципу "кутить так кутить", а духовного подъема ждут и желают те, кто сам ведет себя правильно и уже просто-напросто реально устал терпеть. Так что по движениям в обществе у нас различные ощущения, хотя что-то, безусловно, "задвигалось"...

Натико   27.10.2014 09:44   Заявить о нарушении
Да, Саша, маленькая деталь - Тебя никто не угадал.
Оть)

Натико   27.10.2014 09:55   Заявить о нарушении
Натико, помнишь из Ветхого Завета - Бог согласился помиловать город, если есть в нём десять праведников... даже один...

Александр Носачев   27.10.2014 14:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.