Ритмическая Аранжировка Стиха

При исполнении стихов, которое называется «чтение стихов», «стихи вслух», «актёрское исполнение стихов», стоит задача выразительной подачи текста. И исполнители стихов (чтецы) стараются обогатить своё исполнение различными нюансами интонаций, добиваясь максимальной выразительности.

Сколько я ни слушал-переслушал исполнений стихов, включая самых известных, знаменитых артистов, а так же и поэтов, исполняющих свои стихи (а многие считают это идеалом), всегда замечал, что практически все они остаются в плену ритмики, зафиксированной стихотворным размером. То есть, полностью подчиняются ритмике размера, отмеряя равномерными ударениями ямбы, хореи, анапесты, амфибрахии и дактили.

Этим они заключают себя в тесной клетке заданного ритма, значительно ограничивающей и сковывающей творческую свободу исполнения. При этом, как бы ни старались они «читать выразительно», применяя модуляции голоса, выделяя нужные слова интонациями, большая часть возможного результата остаётся нереализованной. Многие слова, а, значит, и мысли, имеющие важное значение, проскакивают незамеченными для внимания. Сознание слушателя просто не успевает зацепиться за смысл. Многое в тексте не воспринимается. Интерес угасает. КПД такого исполнения, на мой взгляд, чаще всего не превышает 50 процентов.

В большинстве случаев публичное исполнение стихов принимается слушателями без особого энтузиазма. Так, слушают, с выражением скуки на лице, аплодируя из вежливости — и не более. Особенно на любительском уровне.

Например:

Мой дя дя са мых чест ных пра вил,
- —— - —— - —— - —— -
Ког да не в шут ку за не мог,
- —— - —— - —— - ——
Он у ва жать се бя за ста вил
- —— - —— - —— - —— -
И луч ше вы ду мать не мог.
- —— - —— - —— - ——

Практически всем приходилось в школе декламировать подобным способом эти или другие строчки. Монотонность такого исполнения поневоле склоняет к иронизированию.

Ритмическая аранжировка стиха, которую я предлагаю всем, кто занимается исполнением стихов публично, подразумевает ритмическую организацию строки по принципу музыкального ритма, где слоги не делятся на ударные и безударные, не группируются в равные ритмические группы, определяемые стопами стихотворной строки, а каждому слогу придаётся та или иная длительность и энергетический вес. Как в мелодии. И как в речи - ориентируясь на ритмику фразы, а не стихотворного размера.

Используя этот способ можно более гибко выявлять акценты, смысловые ударения. Строка, прочитанная таким образом, становится более рельефной, выпуклой, яркой.

Соседние строки, написанные одним размером, могут значительно различаться по ритмике, внося разнообразие в звучание. Монотонность, заложенная в стихотворном размере, исчезает.

В то же время, стихотворные строки не перестают звучать, как стихи, не превращаются в прозу, так как ритмическая организация явно присутствует.

Одним из важных компонентов ритмической аранжировки является определение ритма каждой стихотворной строки. А в реальности каждая строка стихотворения может иметь особенности ритма, если исходить от слова и фразы.

Например, односложные слова, часто имеющие важное смысловое значение в тексте, при том, что они не могут быть безударными, часто стоят в стихотворной строке на слабой доле метра. И при чтении вслух часто проскакивают мимо внимания слушающих, что понижает выразительность подачи текста.

Вот пример варианта ритмической аранжировки приведённого выше начала «Евгения Онегина»:

Мой дя дя са мых чест ных пра вил,
- —— —— - - - - —— -
Ког да не в шут ку за не мог,
- ——— - — - - - ———
Он у ва жать се бя за ста вил
—— - - —— - — - —— -
И луч ше вы ду мать не мог.
- —— —— - - —— - ———

Если четырёхстопный ямб онегинской строфы обычно при чтении ложится на трёхдольный (вальсовый) метр, то при новом методе чтения метр становится четырёхдольным. Ударения, имеющиеся в словах, теперь всегда совпадут с ударной долей метрики. И потому их звучание становится более ярким, заметным, выявляющим смысл слова.

Можно аранжировать строки разными способами, находя наиболее выразительный ритм, паузы, акценты— на вкус исполнителя.

Ритмическая аранжировка стиха невероятно расширяет исполнительские возможности при публичном исполнении стихов. Разнообразие и свобода выражения становятся предельными.

Главное — отойти от стандартного подчинения стихотворному размеру и каждую строку, каждое предложение произносить в ритме, который заложен в самой фразе, в строке, а не в стихотворном размере.

При таком подходе многие слова, фразы, интонации, съедаемые стихотворным размером и теряющие потому свою смысловую значимость, это значение обретают. Слушатель начинает успевать за мыслью, его сознание обретает интерес, интригуется. Все детали и мелочи становятся понятными, яркими и видимыми.

Стихотворение воспринимается с большим интересом, оно интригует слушателя, воспринимается, как живая речь, а не какая-то мертвечина.

Лично я никогда раньше не интересовался этим занятием – исполнением стихов. Но попробовав новый метод, мне стало интересно. В тех случаях, когда доводилось исполнять стихи публично, я заметил, что люди такое исполнение слушают совсем иначе, с большим вниманием и интересом. Их лица, их глаза ясно показывают, что им интересно слушать и они всё понимают. Я, с некоторым удивлением, наблюдал, как люди, слушающие стихи, могут устроить настоящую овацию.

Что характерно, теперь, даже читая напечатанные стихи глазами, про себя, я слышу их по-новому. И это звучит намного интереснее и понятнее.

Остаётся только дождаться, когда кто-то использует этот способ при записи стихов и услышать наяву, насколько он эффективен.

Поиск словосочетания «ритмическая аранжировка стиха» в нескольких поисковиках показал его отсутствие в интернете. И потому, несмотря на то, что элементы подобного подхода кто-то уже использовал и до этого момента, заявляю о патентовании данного метода и его названия «ритмическая аранжировка стиха».

(продолжение)

Прошло несколько месяцев, метод опробован на практике и показал замечательные результаты. Не только я сам, но несколько человек стали применять такой подход к публичной декламации стихов.

Впечатление очень положительно. И сам читающий ощущает стихотворение по новому, намного ярче, глубже, рельефнее. И слушатели невольно начинают воспринимать стихи намного более яркими, рельефными, зримыми. Внимание приковывается к исполнению, стихи не воспринимаются чем-то скучным, неинтересным.

Теория подтверждена практикой


Рецензии