У тебя всё впереди!
Готовы? Ну, слушайте, если готовы.
Первым уроком был английский. Учебный год только начался. Столько всего нового было у этого начала!
Ну, во-первых, нам всем по шестнадцать, а это, согласитесь, не пятнадцать и даже не пятнадцать с половиной.
Во-вторых, моя мама в связи с указанным обстоятельством часто и с каким-то потаённым смыслом начала повторять фразу: "У тебя всё впереди!.." - на что мне всё время хочется ответить: "Не всё, а многое," - но я сдерживаюсь.
В-третьих, у нас новая англичанка. Клара Петровна. Наш "пед" с завидной регулярностью каждый год поставляет этих "кларпеток" в наш класс, непременно красивых и смелых. Куда они потом деваются? Получается, что мы их едим! Так вот, на прошлой неделе сверхновая звёздочка взошла на наш небосвод вся в синем, - мой любимый цвет! - лучезарно всматривалась во всех нас, закладывала "фотки" в свой долговременный "Past Perfect" и что-то лепетала на своём йоркширском. Что такое герундий, - не от этого ли слова произошла наша русская "ерунда"? - и зачем нужна такая придумка этим загадочным жителям вечно сырого Альбиона, я так и не понял. Просто сидел со своей шутовской улыбкой, вспоминал про кларнет и кораллы, любовался. Заметила меня? Офкос, заметила!
В-четвёртых... Однако, как вам нравится "в-третьих"? Мне - очень и очень!
Это был интродакшн! Эдакое преддверие события, о котором я хочу вам рассказать и которое невероятно вторглось в мою жизнь.
Итак, явление первое. Как в театре, правда?
Понедельник. За окном - наискучнейший осенний дождик. Позволю себе маленькое лирическое отступление.
Моросит... Ветрено...
Описание дождя – дело очень сложное, ведь дождь для каждого свой. Кому-то он кажется холодным, а кому-то освежающим. Кто скажет – шумный, а кто-то назовёт шаловливым. Один закроет окна во время дождя, а другой откроет, чтобы ощутить на своей коже всю его прелесть. Я люблю во время дождя ехать в машине и смотреть, как капли пытаются нас догнать, скользят по стёклам, как дворники на лобовом стекле их стирают, а они тут же снова набегают, будто это игра такая… Ещё люблю гулять во время дождя в парке, там никого нет, и можно слушать, как дождь что-то шепчет деревьям и кустам. И кажется, что тебе вот-вот откроется тайна этого шёпота. Ещё открыл для себя: под дождь, оказывается, великолепно пишутся стихи. Буквально вчера написал, рифмы упали с неба вместе со дождинками:
Кто писал мне письма,
Уж писать не должен...
На берёзе виснет
Ослабевший дождик...
– полнейший "герундий"! Ерунда, если по-нашему! Разумеется, никто мне писем не писал. Да и вряд ли напишет.
Вернёмся к нашим повествованиям, однако.
Первым уроком был английский.
Серая масса, - по образному определению нашей химички! - разделилась на фракции и, ещё не до конца обсудив субботне-воскресные новости, расселась по местам. Сейчас прозвенит звонок... Именно так , да простят меня уважаемые филологи, говорит наше премя! Прозвонит звонок, и к нам придёт наш долгожданный и улыбающийся "Ladies-and-gentlemen-Good-morning!" Я забрался под сиротливо пустующую последнюю парту. Во, дела! А в прошлом году я был росточком ниже всех девчонок!
Звонок!..
Ну, наконец-то!..
Сейчас будет хохма!..
Пока не определился, на какую тему та хохма. Время ещё есть! Или повторить дебют годовалой давности? Тогда, только-только прозвучал сакральный "гуд-монин", откуда-то извне раздался протяжный и величественный, саванно-трубный, носо-гортанный глас слона из нашего зоопарка. Транскрипционный - еле выговорил! - знак этого звука, в широком спектре которого записаны и тревога за подрастающих слоников, и осознание слоновьего могущества, и ожидание вкусного вегетарианского обеда, тоже похож на элефанта... Тогда смеялись все, даже англичанка, красивая и смелая. А что ей оставалось делать?! План урока, составлявшийся пять лет, рухнул! Мы все веселились подобно стаду молоденьких бизоньих коров после утренней дойки! Завуч прибежала... Ей тут недалеко! Два лестничных марша всего-то!.. Потом мама... Мама на троллейбусе приехала... с работы... Восемь остановок... Нет, не ругала. Только сказала: "Эх, Серёжа-ты-Серёжа! На кого была надёжа!.."
Что же наша звёздочка-то медлит?.. Волнуется, что ли?.. Я волнуюсь? Ничуть не бывало! Я спокоен как ведро компота. Образность речи - это от брата моего. Он в мае - из Армии... Много, чего порассказывал. Наврал, конечно, больше половины, но наврал красиво! Это он умеет!..
Чу!.. Шаги за дверью! Сейчас начнётся!.. Почтеннейшая публика! Явление второе. Те же и Клара.
Опять шаги, но уже в классе... Серая масса, - все фракции одновременно! - приподнялась и замерла в приветственной позе. Сохраняю спокойствие. Я там, под происходящим действом, к тому же ещё и спиной к нему, ничего не вижу, но чувствую той же спиной, что что-то пошло не так...
"Их трое!.." - безапелляционно сказал мозг и добавил:
"Возможно, комиссия из гороно..."
— Здравствуйте, дети!.. - урок почему-то начался голосом завуча. Мелодика голоса показалась праздничной. Как у шпрехшталмейстера в цирке. Так бывает только на торжественных линейках по случаю приезда владельцев заводов, газет, пароходов, то есть спонсоров. - Садитесь!
Масса, - фракция за фракцией! - принялась заполнять собой свои ячейки.
"Никогда до этого Штирлиц не был так близко к провалу!" - в образовавшейся паузе съехидничал мозг и добавил уже по-дружески:
"Ладно!.. Нихт бояться!.. Мама бы предупредила... Сиди! и не рыпайся!.."
Между тем в той же бравурной тональности голос завуча:
— Сегодня у вас в классе - пополнение! Прошу любить и жаловать! Андрей КОЛЕНО! Встречайте! - И уже, обращаясь к Кларпетке, на полтона ниже:
— А вас, Клара Петровна, я попрошу остаться... после уроков. Завтра у нас.. у вас... - комиссия гороно. Кстати, а где Урядов?.. Заболел?.. Народ безмолвствует!.. Ну, всё! Я побежала... Занимайтесь! - здесь завучиха, вероятно, подняла руку: вставать не надо! - и спешно удалилась.
Я весь сжался в комок. Мозг содрогнулся. Так бывало всегда, когда я слышал свою фамилию, я слышал призыв к действию. Из всего звукового ряда ударом в вечевой колокол выделялся вот этот рявкающий звук "ря-а-а!.." Потом, уже в языковом вузе, я понял, что именно этот звук издавался нашими предками-славянами, чтобы пугать врагов. Именно этот звук превратился в современное грозно-раскатистое "Ура-а!.." Следовало выпрыгнуть из окопа и активно действовать штыком и прикладом!.. Но мозг уже сменил приоритеты:
"Сиди! и не рыпайся!.."
У серой массы, - она изучала пришельца! - не дрогнул ни один мускул. По правилам нашей параллели каждого новичка, чтобы узнать, кто таков, надлежало ставить в кружок и колотить всем миром за школьным тиром. И чтоб никаких комиссий гороно! И я, сидя под партой, уже решил: бить буду сильно, но аккуратно!
Мозг тоже что-то решал, анализировал:
"Слушай, а чего ради заучиха перед этим Андреем так расшаркалась? Наверняка у его папахена есть какой-нибудь табуреточный комбинат... или газетный киоск на худой конец. А мы его - колотить? Может, поучаствуем в прениях?.. Посмотреть бы скорей, что за кент!.."
— Take your place on Kam-chat-ka! - показав заднюю парту, беря инициативу в свои руки и обращаясь к новоявленному кенту, сказала Клара.
— Ladies and gentlemen!.. Good morning!..
Каково же было моё удивление, когда я увидел приближающиеся ко мне... девчоночьи(!) ноги... в белых гольфах! Ноги немного потоптались и сели прямо напротив меня, сунув мне чуть ли не в глаз своё КОЛЕНО. И оно было тоже девчоночьим! Откуда-то всплыло мамино лирическое: "У тебя всё впереди!.." Захотелось ответить: "Не всё, а многое!.." И тут же всё завертелось и зашаталось: мир на трёх слонах, три закона Ньютона, куча прочитанных книжек вместе со своими авторами и издателями, плотный строй учителей, мама, старший брат... Все! абсолютно все! были в белых гольфах!..
"Ну почему ты такой тупой?" - спросил меня мозг.
Надо было что-то делать! Я быстро разобрал представленное завучем "лего", не без труда собрал его снова и получил то, что требовалось в задании. Внимание: правильный ответ! Красными лампочками горело: "Ан-дрей-ко Ле-на".
"Брависсимо!" - восторженно сказал мозг и добавил уже с печалью:
"Приз уходит к телезрителям!.."
Между тем "приз" не собирался никуда уходить! "Телезрительская" масса напряженно следила за развитием сюжета. Некоторые её фракции приглушённо хихикали. Я боялся, как бы всё это не переросло в неуправляемый гогот, как тогда, в случае со слоном. Да и завуч ещё не пробежала свои два лестничных марша, два коридора и пять поворотов. Клара Петровна, - а что ей оставалось делать? - реализовывала свой план урока. Все занимались делом. И даже я! Неожиданно на меня свалилось школьное лирическое и к тому же моё собственное, так сказать, авторское, из неопубликованного:
"Лена! Лена! Лена!
Дай потрогать за колено!.."
И будто прочитав сей опус, мне под парту придвинулся девчоночий кулак.
"Только попробуй!.. Сиди! и не рыпайся!.." - перевёл мозг с языка жестов.
Сижу, не рыпаюсь. Вдруг кулачок разжался, и внутри пухлой ручки я увидел конфетку.
"Thanks!" - за меня сказал мозг и добавил язвительно:
"Допинг в ходе матча!.."
Я взглянул на часы...потом на колено... потом опять на часы... Во рту сладко вертелась карамелька... Сидеть под партой оставалось больше, чем пол-урока.
"Вообрази себя космонавтом в сурдобарокамере... Я тебе твой любимый "Имейджн" поставлю... Уверен, станет легче..." - сказал мозг.
Лучше уж сразу в космос!.. Ноги затекли... Не думаю, что космонавтов испытывают дамскими коленками!.. Вдохновенно пел Леннон... Легче не стало...
— ... А вам не кажется, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность? - совсем рядом с моим космосом зазвучал голос Клары Петровны.
Заметила меня. Офкос! Я вдруг отчётливо представил, как из её "паст-пёфекта" всплывает моя фотография! Она подошла к окну и, казалось, что сейчас она поздоровается с осенним дождиком:
— Моросит... Ветрено... Легче не стало... - последовала многозначительная пауза.
Я досчитал до семи.
— Придумайте каждый по одному безличному предложению, переведите на английский язык... Сидите тихо... Мне надо позвонить домой... Пожалуйста, посидите тихо пять минут, - и вышла из класса.
Было слышно, как в тишине звучали её каблучки сначала в коридоре, потом на лестнице...
"Пожалуй, безысходность - это не про нас!" - сказал мозг, как будто скомандовал. Мне осталось только продублировать эту фразу и выйти из "сурдокамеры." Тихо не получилось!.. Все засмеялись! Мы веселились как стадо молоденьких бизоньих коров после утренней дойки.
Ну, дальше вы знаете.
Нет, мама не ругала. Только сказала: "Эх, Серёжа-ты-Серёжа! На кого была надёжа.."
Брат многозначительно добавил: "Дураков в Армии любят. У тебя всё впереди!.."
У Ленки, кстати, по английскому добросовестный "трояк" обнаружился. Пришлось подтягивать. Начали с "Имейджн".
Клара Петровна в последствии стала нашей классной дамой. Она и впрямь оказалась "классной" и довела нас до выпускного, а себя – до декретного.
Такие вот дела!.. У меня всё впереди!..
Свидетельство о публикации №114101704049
Татиана Шмель 28.11.2014 20:56 Заявить о нарушении
Эсэн Кудрявцев 17.06.2016 13:02 Заявить о нарушении