Сергиево благословение - 1. 1-я глава 1-9

+
Фото: Троице-Сергиева Лавра. Троицкий собор. Рака, в которой упокоены мощи преподобного Сергия Радонежского.


 К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

 К 20-летию со дня кончины схимонахини Елисаветы
 (в мiру Екатерины Павловны Васильчиковой)

1. ТАЙНА И ПОДВИГ

     Схимонахиню Елисавету (Екатерину Павловну Васильчикову), родившуюся 9 сентября (по старому стилю) 1906 г., крестил «всероссийский батюшка», ныне прославленный в лике святых Иоанн Кронштадтский (1). Скончалась она 7 декабря 1994 г., похоронена на кладбище Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря (г. Малоярославец). К началу 1990-х гг. схимница  Елисавета оставалась последней  живой  причастницей великой  церковной тайны ХХ века, сопряжённой с неослабным  духовным подвигом. Речь о тайном изъятии, сокрытии и сохранении главы преподобного Сергия Радонежского от поругания (и возможного уничтожения!) захватившими власть в стране богоборцами.
     Павел Васильевич Флоренский, внук расстрелянного в 1937 г. священника  Павла Флоренского, тоже причастного этой тайне, вспоминает: «Ещё в детстве я слышал от родных разные намёки и догадывался, что они  скрывают от меня какую-то тайну. Когда мы пришли к Екатерине Павловне (в 1991 г. – Г.К.) и стали расспрашивать про святыню, она в ужасе вскочила:
     - Откуда вы знаете?! Кто вам сказал?! – чуть ли не кричала на меня, – Этого никто  не должен знать!» (2)
     Понятен ужас Екатерины Павловны. Ведь все «причастники» поклялись унести эту тайну в могилу. Но здесь, как считает игумен Андроник (Трубачёв), младший внук о.Павла Флоренского, посвятивший  подвигу дедушки  свои многолетние изыскания, есть и нечто большее тайны. «Сокрытие главы преподобного Сергия, – пишет он, – было не только тайным, но и таинственным, освященным не только благословением патриарха Тихона, но и самого преподобного Сергия» (3)
     Вспомним  те страшные дни. В 1919 году  революционные власти, «в целях борьбы с мракобесием и суеверием», постановили вскрыть мощи преподобного Сергия Радонежского. Патриарх Тихон (Белавин) обратился к  В.И.Ленину  с просьбой не допустить «деяния, явно оскорбительного для чувств православного русского народа». «По долгу пастырского служения заявляю Вам, – предостерегал Святейший, – что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызывает в нём естественную скорбь и справедливое негодование и может волновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни». (4) Однако обращение Патриарха не остановило кощунства – скорее только раззадорило председателя Совнаркома.
     Совершить  вскрытие  было решено 11 апреля, в пятницу перед Лазаревой субботой. Опасаясь взрыва народного возмущения, исполком на охрану Троице-Сергиевой Лавры мобилизовал роту красноармейцев. У всех ворот, на стенах, у колокольни и соборов были выставлены караулы из солдат и чекистов с подсумками боевых патронов. Площадь перед Лаврой народ запрудил так, что грузовики с электростанцией и киноаппаратурой едва проехали к воротам. За грузовиками сквозь толпу протискивались к монастырю члены Сергиевского исполкома. Перед воротами произошла давка. Из толпы послышались угрозы и брань, в охрану полетели комья грязного снега. Красноармейцы, стреляя в воздух, с трудом закрыли ворота.
     Троицкий собор  заполнили представители «передовой общественности» и новой власти. Крупные её чины столпились перед ракой, а братия во главе с наместником архимандритом Кронидом Любимовым (расстрелян в 1937 г., прославлен в лике преподобномучеников) разместилась на солее. Мощные рефлекторы и киноаппараты были установлены с двух сторон раки.  Когда откинули её крышку (в 20 часов 50 минут), монахи запели величание Преподобному, но председатель исполкома Ванханен грубо оборвал пение, и вскрытие производилось  под «мёртвое жужжание» кинокамер. В это же время на площади перед Лаврой протоиерей Александр Константиновский начал служить преподобному Сергию молебен с акафистом. Пение дружно подхватил народ. Подошли другие священники, и служба Преподобному шла непрерывно на протяжении всего времени кощунственных действий, совершаемых с его мощами. Утром наместник,  благодаря Сергиево-Посадское духовенство за молитвенную помощь, сказал: «В соборе мы должны были молчать, а вас Господь вразумил и сподобил помолиться в такие часы за всех нас!». И это молитвенное стояние (что бы там ни говорили «специалисты», о нём вспоминаешь поневоле!) не осталось втуне: как известно, киноплёнка оказалась засвеченной. (5)
     Весною 1920 г. наркомат юстиции, а также ВЧК и Московский губисполком выступили с предложениями о вывозе мощей преподобного Сергия из Лавры. Об этом стало известно временно (в марте)  исполняющему обязанности председателя Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры» священнику Павлу Флоренскому. Он и «товарищ председателя» Ю.А.Олсуфьев (расстрелян в 1938 г.) решили спасти хотя бы главу Преподобного. В один из последних дней марта они её тайно изъяли  и спрятали в  доме Ю.А.Олсуфьева. А в раку,  превращённую в музейную витрину,  положили череп из гробницы князей Трубецких, которая находилась под спудом Троицкого собора. В  тайну, конечно, были  посвящены жена Юрия Александровича (его верная сподвижница!)  Софья Владимировна (урождённая Глебова, погибла в Свияжском концлагере ГУЛАГа в 1943 г.) и их сын Михаил (эмигрировал в 1923 г.). Осенью 1921 г. у них нашла приют оставшаяся сиротой (мать умерла в 1917 г., а отец с братьями в 1920 г. эмигрировал) внучатая племянница «дяди Юрия» 15-летняя Екатерина («Катуся») Васильчикова. Вскоре и она вошла в  круг благословлённых самим Преподобным (6)


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Этот факт сообщил мне её внук Иван Дмитриевич Шаховской. Потом я  прочёл о нём в «Семейной лествице» (рукопись) её старшего сына А.А.Егорова. Его мемуарными записями, предложенными мне «для работы», я ещё не раз воспользуюсь, а здесь скажу несколько слов об их авторе. Адриан Александрович Егоров (р. 29.04.1935 г.) – известный пианист,  питомец Московской консерватории, завершил  обучение в классе  Л. Н. Оборина (1959), который был руководителем молодого пианиста и в аспирантуре Московской консерватории (1959- 1962). В его богатом репертуаре особенно значительное место занимает музыка Шопена и Рахманинова; здесь, как указывают многие рецензенты, проявляются черты, связывающие Егорова с традициями игумновской школы: яркость образного мышления, живой темперамент, энергичная приподнятость исполнения. Немало удач артиста связано также с интерпретацией произведений Бетховена, Листа, Чайковского, Скрябина, Прокофьева, Р. Щедрина. (По книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.).  К этому необходимо добавить, что А.А.Егоров, по просьбе игумении Новодевичьего монастыря Серафимы (Чёрной-Чичаговой), расшифровал и как пианист воспроизвёл «Музыкальный дневник» её деда, священномученика митрополита Серафима (Чичагова). «Моя жизнь, – пишет музыкант,  – прошла и через его музыкальные проповеди».
2. Андрей Полынский. «Парижу он предпочёл Соловки» (запись рассказа внука великого русского философа – академика Павла Васильевича Флоренского, 27.07.2005)   http://www.tribuna.ru/material/270705/8-1.shtml
3.Игумен Андроник (Трубачёв). Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008. С. 198
   4.Там же. С. 135
5.  Сергей Волков. Возле монастырских стен. Издательство гуманитарной  литературы, М., 2000. С. 185 – 188. См. также: Игумен Андроник (Трубачов). Указ. соч. С. 137 – 138
6.  Игумен Андроник  (Трубачов). Указ. соч. Гл. 9



"Сергиево благословение - 2" см.: http://www.stihi.ru/2014/10/17/7559

"Сергиево благословение - 3" см.: http://www.stihi.ru/2014/10/18/4627

«Сергиево благословение -4» -  http://www.stihi.ru/2014/10/19/6434

«Сергиево благословение -5» -  http://www.stihi.ru/2014/10/20/3850

«Сергиево благословение -6» -  http://www.stihi.ru/2014/10/21/4519

«Сергиево благословение -7 » -  http://stihi.ru/2014/10/22/2966

«Сергиево благословение -8 » -  http://www.stihi.ru/2014/10/23/4652

«Сергиево благословение – 9» - http://www.stihi.ru/2014/10/24/3417


Рецензии