Натюрморт с кактусами

    Это один из моих "непоставленных" натюрмортов.
    То есть, я не собирал предметов, не расставлял их живописной группой, не устанавливал осветительных приборов.
    Как то так, просто: выпив стакан портвейна бродил с фотоаппаратом по улицам.
    На фотоаппарате телеобъектив, а это как хороший бинокль: можно незаметно наблюдать, что где происходит, где что лежит.
    Например на балконах.
    Этим я и увлекся.
    Низкое вечернее августовское солнце давало прекрасное освещение, а легкие винные пары будили воображение.
    Шел по улице и снимал все балконы подряд, а на балконах, где белье развешено, где шмотки из гардеробов на предмет выжаривания моли перед зимним хранением, где старушки наблюдают за ходом, уже мало их касающийся, жизни, все хотел заснять красавицу в купальнике, но таковые, если по жизни изредка и попадались, то фотика как назло не было, а когда был - больше все мрачные, задавленные жизнью курильщики - на них жаль было кадра истратить.
    А на пленке тридцать шесть кадров, одну отснял, зарядил вторую - и эту почти отснял как попался такой балкон замечательный, таким хламом забит и так всего много, и все так живописно расположено, и освещение такое удачное: только снимать начал - три кадра отснял и пленка кончилась.
    Можно и домой, а вот и дом родной, рядышком.
    Когда пленки обработал, из всего отснятого материала интересным показался только один кадр – тот, что с захламленного балкона.
    Сделал контрольный отпечаток, смотрю – все кажется знакомым: и кактусы, и чайник, закопченный на многих кострах, и узбекская глиняная свистулька - мне ее подарила Алка Цыбикова, когда вернулась из Средней Азии, и маленькая клизмочка – я сначала сдувал с ее помощью пыль с оптики, а потом смывал тлей с кактусов, и старые цветочные горшки и - в верхнем правом углу -  веревки, с них свешивается спичка на ниточке, это сушились грибы, спичка их удерживала, не давала на землю упасть.
    Одним словом – мой балкон, мои вещи.
    Все оказалось под рукой, стоило ли, спрашивается, по улице шляться.
    А стоило, выходит.
    Почему бы и не прогуляться - погода хорошая, да и выпил малость, можно и с фотоаппаратом побродить.
    А снимок этот, «Натюрморт с кактусами» потом фигурировал на моей первой персональной фотовыствке в далеком 1980-м.
    Открылась она в ДК «Рассвет» на Авиазаводе, а потом еще висела в выставочном зале Союза художников.
    Называлась она: «50 художественных фотографий», такое название я придумал из-за малоразвитого воображения и невысокого, как мне сейчас кажется, культурного уровня.
    Вторую персональную фотовыставку удалось открыть в 2006-ом, в «Музее истории города» и называлась она на этот раз как-то уж шикарно: «Луч света на пустой улице ночью». Как назову следующую и будет ли она вообще загадывать не берусь. Что поделаешь, время бежит, и чего было уже не изменить, разве, что приукрасить, приврав хорошенько.
    Следующая выставка все-таки состоялась и называлась «КОРОБКА СПИЧЕК».
    Почему она так называлась, объясняет текст, он открывал экспозицию и висел на стене в красивой золоченой рамке.
    Привожу его полностью.



                КОРОБКА СПИЧЕК

    Родился в таком-то году, окончил то-то и то-то, рисовал, писал стихи, фотал и так далее, так обычно начинают информацию об авторе, но в случае с Извековым можно сказать, что Извеков просто пригодился, когда появился.
    Он не искал себя, как многие другие, а творчество определенного рода искало человека, который бы им занялся.
    Определенный род сей ведет свои корни из доисторической дикости, которая просверлила-таки дырку в целомудренной советской эпохе и расцвела золотой раскидистой ветовью.
    Извеков всегда был в этом смысле художником диким, варварским, при том что родился он в приличной, можно даже сказать, аристократической семье и в мировом искусстве рылся как в сору.
    О чем его не спросишь, все знает и всех.
    Искусство Извекова – искусство больших чисел, в котором индивидуальное сделать можно, но скучно и незачем, в котором сложенное случайно ценится больше придуманного.
    Другие втайне мечтают о каких-то преференциях от государства, общества, читателя-зрителя, от Бога, наконец, и добиваются их, а Извекову авторство запрещено, он человек ниоткуда.
    В советское время – диссидент, в путинское – имперец, Извеков лучше всего сказал о своем загадочном герое стихами:

«я хожу по земле
а живу на луне
потому что луна мне дороже и ближе
на земле я боле
ю и делаю не
то что надо а то чтоб остаться и выжить
на земле я вовне
себя я как во мгле
внешней и не могу до себя достучаться
на луне все при мне
все со мною и не
нужно мне ничего чтобы все мои части
встали все куда на-
до чтоб даже луна
ничего никуда никогда ни за что не могла передвинуть
чтобы глядя в свой це
йс я на лунном лице
как в бокале вина
видел вечно одну и все ту же одну и все ту же одну и все ту же картину».

                БУЛАТ АЮШЕЕВ,
                писатель, поэт, ответственный
                редактор журнала  БАЙКАЛ


Вышел на улицу, купил  коробку папирос и коробку спичек.
        Закурил, бросил спичку на землю, пошел по делам.
        Закурил вторую, хотел бросить спичку, посмотрел по сторонам – рядом милиционер стоит, смотрит очень строго.
        Засунул сгоревшую спичку обратно в коробку.
        Купил бутылку пива, выпил, осмотрел бутылку – кроме большой этикетки у основания горлышка еще одна – очень маленькая, круглая, красного цвета и на ней только две буквы помещаются: B&J.
        Отклеилась очень легко.
        Бутылку в кусты выбросил, а этикеточку на коробку наклеил.
        Жарко стало, пиджак пока расстегивал – пуговица оторвалась и ее в коробку.
        Так шел, курил, по сторонам глазел, и под ноги смотреть не забывал и все, что ни попадалось – все в коробку: и копейку советскую еще, позеленевшую, и гвоздик гнутый, но вполне годный, и жука-навозника дохлого, но все еще красиво отливающего зеленым, и даже дешевенькую девичью серьгу с фальшивым камешком.
        И столько всякого добра в коробку набралось, что как полез за очередной спичкой – а до спички то и не доберешься.
        Стал пальцем спичку шарить – порвал коробку, и все на асфальт просыпалось: и спичка обгорелая, и пуговица пиджачная, и копейка позеленевшая, и гвоздик гнутый, и жук-навозник, и серьга девичья дешевенькая, и много чего еще, а сверху спички годные к употреблению, но значительно в своих рядах поредевшие.
        И все это таким замечательным, таким великолепным, не побоюсь этого слова, узором расположилось – ковер персицкий да и только.
        Стою и любуюсь.
        Забыл обо всем, а тут милиционер подкрался и так ехидненько, что вы тут, гражданин нарушаете, мусорите, типа,
        а я ему кто – я,
        а он, а что – я,
        а, я говорю,
        а я не я – коробка спичек – вот.
        Так его заговорил, что он и ответить не нашелся, покрутил пальцем у виска и ушел себе восвояси.


Поэтому выставка, которая открывается в Художественном Музее им. Сампилова 17 Мая в 7 часов пятнадцать минут так и называется:

                ЮРИЙ ИЗВЕКОВ
                «КОРОБКА СПИЧЕК»:

               Графика, фотография, живопись.


         Юрий Извеков родился в селе Брянск Кабанского района БМАССР В 1951 году.
         Окончил школу №3 в городе Улан-Удэ.
         Шесть лет учился в городе Иркутске,
         а чему не помню, диплом бы посмотреть,
         да лет уже двадцать на глаза не попадался,
         работал в городе Улан-Удэ – «это подай, туда принеси,
         сюда напиши, повесь это поровнее, да так, чтобы не свалилось»
         да еще все время что-то фотографировал разными фотоаппаратами
         как рисовал – не помню
         кое что из нарисованного и нафотографированного сохранилось,
         дай-ка, думаю отнесу я все это в музей и развешу по стенкам
         получилась выставка
         заходите, смотрите.

некоторые ВЫСТАВКИ:

1.Современное искусство Бурятии
Владивосток 2004
2. Искусство Бурятии
Архетипичное и актуальное
Улан-Удэ 2007
3.Таежная, озерная, степная…
выставка произведений художников Бурятии, посвященная 85-летию республики Бурятия Новосибирск 2008
4.Первый международный Салон Искусств
«Путь Единства»
Москва 2009

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1. Пятьдесят художественных фотографий
Улан-Удэ 1980
2. Луч света на пустой улице ночью
(ч\б фотография серебряно-желатиновый процесс)
Улан-Удэ 2006
3.Цветные сны
(графика)
Улан-Удэ 2007

http://stihi.ru/2021/02/10/1979


Рецензии
Lubovv Nikolavna:
- Поскольку друзей у меня в фб практически не осталось, делюсь сама с собой. Надеюсь дожить до воспоминаний 20.02.2025 года. Хотя наши хотят запретить впн с 1 марта, не доверяют нашей с вами имперскости. На всякий случай прощаюсь с вами отдельно. Со всеми попрощаюсь 29 февраля, в високосный день ( если не забуду)).
Вы - хороший, добрый, умный, смелый и какой-то родной. Я ведь тоже с Луны.
Буду скучать по вам в Телеграме. В этом запрещенном Фейсбуке лучше.
Мне всегда было приятно и спокойно оттого , что вы тут где-то рядом есть.
Но, может, всё наладится, ведь иногда всё налаживается само собой…. Хотелось бы.

Юрий Извеков Улан-Удэ   20.02.2024 11:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.