Мгновения счастья

А знаешь, котёнок, всё как-то приелось.
Работа, дела, одиночество, сплин.
Нарядные девочки. Ласковы – прелесть.
Бездушные куклы московских витрин.

Осенняя дрожь листопадных уборов
Прошьет этот вечер, как будто игла.
Я снова вернусь в ту машину с тобою,
И снова признаюсь, что ты лишь одна.

А дальше покатится все, как обычно –
Грамм двести вина, разогреться и в бой.
Чтоб к вечеру только признать в себе личность,
И каяться жутко, что вновь был с другой.

Я знаю, что ты не из этого теста,
И что мне не светят твои маяки.
Спасибо тебе, что мы прожили вместе
Мгновения счастья из нашей любви.


Рецензии
Сергей, добрый день, день, утро, а, впрочем, неважно. Я увидела Ваши стихи и решила дать пару рецензий (Ваш пессимизм двигает, мотивирует). Для тренировки своего восприятия и интуиции, а также Вам на забаву. В общем, рецензии вольные и могут не вполне соответствовать Вашему собственному посылу, поэтому не обижайтесь. Буду называть главного персонажа лирическим героем (ЛГ).

В этом стихотворении резко виден контраст. Оно называется «Мгновения счастья», а ощущение после прочтения далеко не счастливые. Мало этого счастья видимо было, поэтому слово «мгновения» здесь вполне оправдано. По жанру это «разговор с любимой», но неизвестно, далеко ли она или слушает его, неизвестно, доходят ли вообще до нее эти слова. Но ЛГ хочет отчаянно, чтобы дошли: обращается к ней напрямую («ты»), зовет ласковым прозвищем «котенок». Кажется, что ЛГ виноват, он ищет прощения у любимой женщины («И каяться жутко, что вновь был с другой»), и поэтому специально смягчает свои слова. Это дается ему тяжело, он признает свою вину, но каким горьким, отчаянным сожалением наполнены строки «Я знаю, что ты не из этого теста, И что мне не светят твои маяки.». Тем не менее, в нем еще осталось благородство, свойственное человеку, мужчине. Он благодарит свою женщину, за всё, что было (Спасибо тебе, что мы прожили вместе Мгновения счастья из нашей любви.»), что соответствует жанру: слова благодарности свойственны прощальной части разговоров или писем.

Хочу более подробно рассмотреть каждую строку. Начало стихотворения с союза наводит на мысль, что это вовсе не начало, а продолжение ранее начатого диалога с любимой. Далее идет перечисление того, что приелось, причем из того, что вторая строка – это одно полное предложение, можно сделать вывод о том, что работа и дела неразрывно связаны с одиночеством и сплином, а возможно одно и заменяет незаметно другое. Список довольно ограничен, но это «всё», как мы видим из предыдущей строки, значит, больше ничего нет. Но далее видим, что есть еще «девочки», но они отделены новым предложением. Возможно, ЛГ не хочет мешать чисто «свою» жизнь, состоящую из работы и т.п. и чужие жизни этих «девочек». Уменьшительное «девочка» для очевидно взрослых женщин показывает снисходительное и ироничное отношение к ним ЛГ, даже презрительное. Это подкрепляется еще двумя линиями контраста: слова положительной окраски «нарядны, ласковы, прелесть» - отрицательной «бездушные», и живое «девочки» - неживое «куклы». При этом «витрины» тоже не случайны – понятно, что то, что выставлено в витринах, предоставляется на обозрение всем, как что-то доступное и более того, приобретаемое за деньги.

Во второй строфе подключается зрительное восприятие и указание на конкретное время (осень) и позже - место (машина). Подобранная метафора с «прошиванием» весьма интересна. Могу только догадываться, что имелось в виду, но рискну предположить, что идет аллюзия на процесс сшивания двух частей ткани. Так и в нашем случае – листопад и этот вечер становятся неразделимы, «сшиты». Вспоминая одно, вспоминается и другое. Если ЛГ так подробно помнит состояние погоды в тот вечер, то становится ясно, что тот вечер был очень важен для него, поэтому он постарался запомнить детали, даже пусть и неприятные (на это наводят слова «дрожь» и «игла», второе особенно сильно «колет» восприятие читателя, ведь это тонкий острый холодный предмет).

Строки «Я снова вернусь в ту машину с тобою, И снова признаюсь, что ты лишь одна.» говорят о том, что ЛГ уже не в первый раз вспоминает этот случай, а проигрывает его, как пластинку, в своей голове и сейчас, ведя диалог со своей любимой. Эффект усиливается повторением слов «снова» и «снова». Возможно, сам эпизод в реальности тоже повторялся не раз. ЛГ «признается, что ты лишь одна», снедаемый чувством вины за то, что был с другими женщинами, но это было несерьезно, и его любимая должна ему поверить, что она для него «лишь одна».

В третьей строфе напряжение нарастает до конца и достигает вершины. ЛГ открыто и честно рассказывает о своей личной жизни, причем к себе он тоже питает ненависть (отрицательное значение слова «покатится» подразумевает «покатится вниз, ухудшится»). Особенно выделяется фраза «в бой» во второй строке: оно ассоциируется с войной или как минимум с чем-то сложным для выполнения. А по смыслу имеется в виду занятие любовью с женщиной. Всплывает концептуальная метафора «любовь - это война», неслучайно же ЛГ пьет вино «для храбрости». Интересно и дальше проследить эту мысль, ведь понятно, что предстоящее занятие морально неприятно ЛГ, но не идти он не может – на войну тоже обычно отправляют, и люди там умирают. Я могу предположить, что проведя ночь с другой ЛГ внутренне «умирает», так как дальше он пишет «Чтоб к вечеру только признать в себе личность», то есть хоть каким-то образом «воскреснуть» для самого себя, причем главное смысловое ударение идет на фразу «к вечеру только», то есть проходит ощутимый промежуток времени. Последняя строка подтверждает мысли, высказанные во второй строфе про повторение этого эпизода (еще раз видим слово «вновь», как синоним «снова» во второй строфе), таким образом два события связываются друг с другом – ЛГ проводит ночь с другой женщиной и потом кается, встречаясь со своей любимой женщиной.

Наконец, последняя строфа подводит итоги, частично уже выраженные мной в самом начале анализа. Интересно только отметить выбор слов. «Ты не из этого теста», подразумевает, что «это» тесто – это то, из чего сделаны другие женщины, но не его любимая, а так как тесто подразумевает лепку, можно строить много догадок насчет употребления именно этой метафоры. Вторая строка, пожалуй, стала самой моей любимой здесь: в ней соединяются две фразы, одна имеет переносное значение («мне ничего не светит», то есть у меня этого не будет), другая – буквальное (маяки светят). Эта строка одна из самых пронзительных, ЛГ понимает, что свет, излучаемый любимым человеком, для него под запретом, что он недостоин его. В последних строках впервые употребляются местоимения «мы» и «нашей», что звучит очень искренне, без боязни, так как ЛГ больше нечего терять и он может открыто сказать о своей любви. Повторения звука «м» («мы», «вместе», «мгновения») сливаются в один мычащий звук, для произнесения которого ЛГ тем не менее делает усилие, настолько ему важно донести эти последние слова прямо из своего сердца.

Юлия Азорова   28.10.2016 16:03     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за столь подробный разбор. Очень интересно с точки зрения саморазвития читать такие вот отзывы.

С огромным теплом и благодарностью

Сергей Шадчнев   11.11.2017 15:49   Заявить о нарушении
Не за что! Скажите хоть кратко - насколько я близка к Вашему собственному видению этого стихотворения?

Юлия Азорова   11.11.2017 18:16   Заявить о нарушении
Очень близко, я бы сказал - точное попадание в то, что я хотел выразить

Сергей Шадчнев   11.11.2017 21:02   Заявить о нарушении
Спасибо! Я рада.
Желаю тепла в эту осень.

Юлия Азорова   11.11.2017 22:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.