О злодействе гениев
Я задумался об этом давно. Да многие и до меня об этом задумывались. Не все, конечно, но те, кто хоть немного причастился к искусству слова. Слово «искусство» я употребляю в данном случае не в высоком смысле, а в смысле ремесленном, как усилий по созданию искусственных словесных построений, будь то проза, стихи, или афоризмы.
Ну, в самом деле, как это так? Кто-то до тебя использовал определённую комбинацию слов – и всё. Другим вход уже запрещён. Ну, только разве в качестве гостя. Частная собственность. Используешь эту комбинацию слов в произведении, опубликуешь – и ты вор, плагиатор. Даже если ты и вправду сам это придумал.
Смешно, но даже слова, без которых мало кто в жизни может обойтись, порой уже помечены табличкой «Private property». Стоит сказать «Я Вас люблю», как в ушах начинает звучать ария Гремина и продолжение «люблю безмерно». Прям, как слова Машеньки из короба, адресованные медведю: «Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок».
По ходу истории, когда фиксируется всё больше и больше прозы и стихов (дожили уже до того, что печатных станков и бумаги даже не требуется), пространств, где ещё можно развернуться, становится всё меньше и меньше. И это касается уже не только последовательностей слов, но и тем, которые можно затронуть. Ну, даже рука не поднимется писать стихи про берёзу после есенинского «Белая берёза за моим окном», про морозную зиму после пушкинского «Мороз и солнце». А как писать о любви к Родине после лермонтовского «Люблю Отчизну я»? Даже попытка сказать «Я Отчизну люблю» не спасёт от воспоминания о Михаиле Юрьевиче и желания ближних взять в руки камень.
И вот так, куда ни вступи, того и гляди, можно подорваться на мине. В словотворчестве становится всё тесней и тесней. Словесное пространство всё больше застраивается дворцами, особняками и даже простыми лачугами, что особенно обидно. Тем более стихотворцам, ведь любая стихотворная строчка куда ярче, лапидарней прозаической.
Как досадно бывает, когда читаешь или слушаешь что-то особенно хорошо написанное, подчас гениальное, что и тебе самому близко по теме. «Всё, – думаешь, – опоздал».
Перечислять таких авторов, перешедших нам, остальным, дорогу можно долго. Взять хоть известных «Ивасей» – дуэт бардов Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Ну, как можно после их «Пора по пиву» прикасаться к этой благодатной теме? Самое обидное, что идиому эту они не сами придумали, а так называемый «народ». Но они так гениально это стырили и использовали в своей песне, что ажно слюнки текут. И ладно бы – только это. Попробуй после них напиши про рюкзак.
Вот вам и ответ на вопрос про совместимость «гения и злодейства». Ха, даже название сего опуса уже неоднократно использовалось до меня. Что делать? (И снова мина).
Свидетельство о публикации №114101310841