2014-3 конкурс. Итоги. Геннадий Гималай

Предваряя свою знаменитую книгу «День России», Ярослав Смеляков когда-то заявлял:
«Я стихов писать не буду/Из-за всякой ерунды…»
Поэтов в те годы было мало, все они были членами финансово крепкого союза писателей и боялись критики, как огня, поэтому «ерундой» старались не злоупотреблять.
Сейчас поэтов много, никто их не кормит (и не танцует), никого они не боятся, и «ерунда» в их творчестве стала нормой.
Однако данная подборка стихов – скорее отклонение от нормы: тематика глобальная  - Ноев ковчег, Армагеддон…  Но спасает ли это от мелкотравчатости – как современной разновидности тогдашнего мелкотемья («ерунды»)? Думаю, что не очень.
Конечно, все 10 стихотворений не одинаково хороши и не одинаково плохи. Единственное, что объединяет их разнообразие – это достаточно приличный уровень стихонаписательного навыка.
Поэтому нет нужды рассуждать о ритмах, рифмах и прочей версификационной атрибутике, и в сравнительной оценке стихов я буду исходить главным образом из удовлетворенности или неудовлетворенности моего читательского внимания и интереса.
Ну и для ясности – пара реплик концептуального характера:
- позволю себе не считать стихами зарифмованный поток сознания без четких смысловых контуров. Стихи могут быть стихийными, но они не могут быть бесформенными и бессодержательными.
- ассоциативность и метафоричность стихов не должна быть ни бедной, ни богатой – она должна быть достаточной для решения конкретной стихотворной задачи.
- считаю искажением причинно-следственной связи выражение: «Слабенькие стихи, а за душу берут». Ибо на самом деле: если стихи  берут за душу, значит, они не слабенькие. (Другое дело – что за душа, если ее можно обмануть ерундой?

И вот моя расстановка конкурсных стихотворений по местам с 1 по 10-е:

место                стихотворение
1                8 (Ты приходишь дождем…)
2                4 (Коридор)
3                1 (Все будет.Все случится. Непременно…)
4                2 (Притча о правдах и истине)
5                7 (Эффект бабочки)
6                3 (***)
7                5 (P.S.)
8                10 (Армагед-год)
9                9 (Осень во времени)
10                6 (Осенний день)
………………………………………………….

1 (Ты приходишь дождем).  Меня эти стихи пронзили искренностью, окатили мистическим холодком вечной, но безвозвратной любви.
Найдены точные слова и интонации, удачный (органичный) размер.

2 (Коридор) Убедительно выстроенный коридор из рифм и метафор, ведущий к ощущениям и переживаниям  зрелого человека, оказавшегося в жизненном тупике. Прекрасная детализация (кошка и пр.)

3 (Все будет. Все случится. Непременно…) Если доработать непонятную вторую строку и две последние, то получится осмысленное, образное стихотворение о войне. А так – 3 (место).

4 (Притча о правдах и истине…) Конечно, хорошо жить дружно, каждый со своей термоядерной правдой, но никак не получается и вряд ли когда-нибудь получится. Чему лишнее свидетельство – события на Украине.
Стихи живописные, но в чем истина-то? В последней инстанции?

5 (Эффект бабочки). Повеяло «Шестым чувством» Гумилева и тут же развеялось.
«Вода во тьме и тьма воды вокруг/ и черте что мерещится в пучине» - эффектно. Но дальше все тонет в пучине «черте чего»: что за «основы бытия смываются с души»? Не сама ли душа и есть основа бытия? «Откроешь дверь и выйдешь из ковчега» - стало быть, в никуда.  Кто? Зачем? Почему?..  Туман.

6 (***) Приятной лиричности этих стихов противоречит их пародийность: запер любимую в клетке и кормит своими, вряд ли съедобными, стихами.

7 (P.S)  Нагромождение самодостаточных образов, только мешающих друг другу воплотиться в цельное произведение. Затасканная концовка: «молчит – не разобрать, о чем».

8 (Армагед-год) Честно говоря, ничего не понял. Если под Армагеддоном  имеется в виду последняя битва Добра со Злом, то неужели путч, который затеял Бестия, и есть всемирное Зло?  По-моему, Зло на Земле олицетворяют вовсе не путчисты, а те, кто провоцирует их своими ужасными «порядками» жизни на Земле.
Также непонятно, как может судьба быть не в своем уме, или почему «поспешность – ложь»…
Скажете, непонимание не повод  для отрицания? В науке – может быть, а в литературе – повод, ибо заумь всегда прикрывает пустоту.

9 (Осень во времени) Сначала неплохо - про дни и листья: «Осень кропит опавших: да будут святы», а дальше – догадайся сам: что за любовь, которая снова распята, хотя в предыдущих строках никто ее не распинал, что за блаженные, которые неведомо  за что тебя простили,  что за стерня, ставшая… фасетом ( значение которого  так же далеко от стерни, как эти стихи от совершенства)

10 (Осенний день)  Лишенная осенней прелести  и осенней мудрости зарисовка,  не без мазни: чего стоит «И слов до нищеты нагих/ произнесенье с придыханьем,/когда не важен больше смысл,/туманом застилИ сознанье» - кто застил сознание, поди разберись. А нужно ли разбираться, когда «не важен больше смысл?


Рецензии
Геннадий, глубокая благодарность Вам за обзор и оценку от автора "Коридора". Кратко, но емко и очень тактично. С уважением -

Юрий Октябрёв   14.10.2014 09:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.