2014-3 конкурс. Итоги. Геннадий Гималай
«Я стихов писать не буду/Из-за всякой ерунды…»
Поэтов в те годы было мало, все они были членами финансово крепкого союза писателей и боялись критики, как огня, поэтому «ерундой» старались не злоупотреблять.
Сейчас поэтов много, никто их не кормит (и не танцует), никого они не боятся, и «ерунда» в их творчестве стала нормой.
Однако данная подборка стихов – скорее отклонение от нормы: тематика глобальная - Ноев ковчег, Армагеддон… Но спасает ли это от мелкотравчатости – как современной разновидности тогдашнего мелкотемья («ерунды»)? Думаю, что не очень.
Конечно, все 10 стихотворений не одинаково хороши и не одинаково плохи. Единственное, что объединяет их разнообразие – это достаточно приличный уровень стихонаписательного навыка.
Поэтому нет нужды рассуждать о ритмах, рифмах и прочей версификационной атрибутике, и в сравнительной оценке стихов я буду исходить главным образом из удовлетворенности или неудовлетворенности моего читательского внимания и интереса.
Ну и для ясности – пара реплик концептуального характера:
- позволю себе не считать стихами зарифмованный поток сознания без четких смысловых контуров. Стихи могут быть стихийными, но они не могут быть бесформенными и бессодержательными.
- ассоциативность и метафоричность стихов не должна быть ни бедной, ни богатой – она должна быть достаточной для решения конкретной стихотворной задачи.
- считаю искажением причинно-следственной связи выражение: «Слабенькие стихи, а за душу берут». Ибо на самом деле: если стихи берут за душу, значит, они не слабенькие. (Другое дело – что за душа, если ее можно обмануть ерундой?
И вот моя расстановка конкурсных стихотворений по местам с 1 по 10-е:
место стихотворение
1 8 (Ты приходишь дождем…)
2 4 (Коридор)
3 1 (Все будет.Все случится. Непременно…)
4 2 (Притча о правдах и истине)
5 7 (Эффект бабочки)
6 3 (***)
7 5 (P.S.)
8 10 (Армагед-год)
9 9 (Осень во времени)
10 6 (Осенний день)
………………………………………………….
1 (Ты приходишь дождем). Меня эти стихи пронзили искренностью, окатили мистическим холодком вечной, но безвозвратной любви.
Найдены точные слова и интонации, удачный (органичный) размер.
2 (Коридор) Убедительно выстроенный коридор из рифм и метафор, ведущий к ощущениям и переживаниям зрелого человека, оказавшегося в жизненном тупике. Прекрасная детализация (кошка и пр.)
3 (Все будет. Все случится. Непременно…) Если доработать непонятную вторую строку и две последние, то получится осмысленное, образное стихотворение о войне. А так – 3 (место).
4 (Притча о правдах и истине…) Конечно, хорошо жить дружно, каждый со своей термоядерной правдой, но никак не получается и вряд ли когда-нибудь получится. Чему лишнее свидетельство – события на Украине.
Стихи живописные, но в чем истина-то? В последней инстанции?
5 (Эффект бабочки). Повеяло «Шестым чувством» Гумилева и тут же развеялось.
«Вода во тьме и тьма воды вокруг/ и черте что мерещится в пучине» - эффектно. Но дальше все тонет в пучине «черте чего»: что за «основы бытия смываются с души»? Не сама ли душа и есть основа бытия? «Откроешь дверь и выйдешь из ковчега» - стало быть, в никуда. Кто? Зачем? Почему?.. Туман.
6 (***) Приятной лиричности этих стихов противоречит их пародийность: запер любимую в клетке и кормит своими, вряд ли съедобными, стихами.
7 (P.S) Нагромождение самодостаточных образов, только мешающих друг другу воплотиться в цельное произведение. Затасканная концовка: «молчит – не разобрать, о чем».
8 (Армагед-год) Честно говоря, ничего не понял. Если под Армагеддоном имеется в виду последняя битва Добра со Злом, то неужели путч, который затеял Бестия, и есть всемирное Зло? По-моему, Зло на Земле олицетворяют вовсе не путчисты, а те, кто провоцирует их своими ужасными «порядками» жизни на Земле.
Также непонятно, как может судьба быть не в своем уме, или почему «поспешность – ложь»…
Скажете, непонимание не повод для отрицания? В науке – может быть, а в литературе – повод, ибо заумь всегда прикрывает пустоту.
9 (Осень во времени) Сначала неплохо - про дни и листья: «Осень кропит опавших: да будут святы», а дальше – догадайся сам: что за любовь, которая снова распята, хотя в предыдущих строках никто ее не распинал, что за блаженные, которые неведомо за что тебя простили, что за стерня, ставшая… фасетом ( значение которого так же далеко от стерни, как эти стихи от совершенства)
10 (Осенний день) Лишенная осенней прелести и осенней мудрости зарисовка, не без мазни: чего стоит «И слов до нищеты нагих/ произнесенье с придыханьем,/когда не важен больше смысл,/туманом застилИ сознанье» - кто застил сознание, поди разберись. А нужно ли разбираться, когда «не важен больше смысл?
Свидетельство о публикации №114101203045
Юрий Октябрёв 14.10.2014 09:24 Заявить о нарушении