Брачный союз

Брачный союз

Соединение судеб.

«До свадьбы заживёт», — утешая, говорят детям, когда они ушибутся или поранятся. Почему народная мудрость использовала именно этот знаменательный день? Скажу честно: не знаю, хотя, вероятно, такая причина и существует. Но сейчас это для нас не главное. Мы поговорим о том союзе, единении двух людей, которое начинается с этого торжественного события и даже символизируется им.
ПОНЯТИЕ БРАЧНОГО союза за последние тысячелетия многократно изменялось. Ведь уже во времена фараонов браки часто заключались с целью укрепления государственных союзов, что явно противоречило истинному назначению «союза двух сердец».

Но здесь ещё можно усмотреть подобие некоторой жертвенности: дети властителей готовы были «купить счастье своей стране ценой своего личного счастья». Сегодня же зачастую всё обстоит значительно хуже. На брак смотрят как на средство достижения личного успеха. Естественно, это бывает не всегда, жених и невеста могут искренне верить, что женятся по любви. Однако «практический вопрос» хотя и не явно, но всё же просвечивает на заднем плане.

Конечно, сколько людей, столько и вариантов, проблем, судеб. Но что же такое истинный брак и каково его предназначение? Основой для наших рассуждений будет служить Послание Граля.
Истинный брак — это земной союз мужчины и женщины, имеющий главной целью совместное духовное восхождение обоих. Для того чтобы это стало возможным, брак должен быть гармоничным. В Послании Граля сказано, что для полной гармонии будущие супруги должны быть духовно подобны друг другу и при этом обладать не одинаковыми, а взаимодополняющими качествами, «что только и делает человека полноценным.

Полноценность же — это именно то, благодаря чему все струны звучат согласно в едином гармоническом аккорде… Именно такие браки и заключаются на небесах» (т. 2, 19). Безусловно, для рождения такого союза необходима подлинная любовь между мужчиной и женщиной, и основой такой любви может быть только искреннее стремление служить друг другу. Служить в высоком смысле этого слова, то есть пытаться прежде всего помогать друг другу и способствовать всему тому, что идёт на пользу в духовном развитии, даже если это и не всегда доставляет радость.


Желание порадовать любимого человека, стремление к тому, чтобы его жизненный путь был усыпан цветами, понятно и естественно. Оно станет достойным и праведным, если не будет идти вразрез с требованиями Законов Творения, например Закона Получения и Даяния. Там, где желание доставить радость приведёт к усилению эгоистических качеств человека, а значит, пойдёт во вред его духовному развитию, оно, безусловно, неуместно.
Кому-то может показаться, что мы утверждаем, будто брак — это чисто духовное содружество. Вовсе нет. Повторю, брак — земной союз, а значит, он должен иметь и земные цели.

Необходимо только, чтобы они не заслоняли собой главное предназначение брака, а напротив, во всём способствовали ему. Это означает, что и сами цели, и методы их достижения должны быть достойными. Ведь для жизни на Земле нужны и жильё, и материальная база. Люди, стремящиеся к духовному восхождению, вовсе не должны питаться подаянием. Более того, даже очень хорошо, если, имея прочную земную основу, они смогут помочь и другим в поиске верного пути, а для этого в нашем материалистическом мире обязательно нужны средства.
Часто задают вопросы: какой брак можно назвать полностью гармоничным, может ли быть гармония в браке верующего с атеистом и, наконец, что делать, если между супругами нет взаимопонимания? Безусловно, давать какие-либо конкретные рекомендации по таким серьёзным вопросам — дело неблагодарное.

Самое важное, научиться слушать своё сердце — свой внутренний голос. Полностью гармоничным можно назвать союз не только духовно подобных друг другу, но и идущих единым путём к общей цели, во всём поддерживая друг друга.
На вопрос о возможности гармонии между верующим и атеистом замечательно ответил во время одного из докладов г-н Альберт Ру-тисхаузер из Швейцарии: «Да, такой союз тоже может быть гармоничным, если верующий старается всеми силами, ненавязчиво и осторожно, прежде всего личным примером оказать помощь неверующему, поддержать и очень тактично наставить его.

А неверующий отвечает: «Прости меня, что я не верю, но я так счастлив, что ты веришь!»
Гармония в браке невозможна без обязательного и безусловного признания обоими супругами права каждого на выбор собственного духовного пути. Верить или не верить, ходить в церковь или нет, молиться ли Богу, постигать ли то или иное учение — всё это должно быть безраздельным правом человека, который никому, кроме

Бога и себя самого, не обязан отчитываться в этих вопросах. Иными словами, если такое право хотя бы частично подавляется одним из супругов, то гармоничный союз невозможен. Полное право на духовную свободу и выбор своего пути должно быть неотъемлемым для каждого человека. Попытка же навязать свой духовный путь близкому человеку, пусть даже с самыми добрыми намерениями, не ведёт к гармонии. Принуждение, стремление насильственно обратить в свою веру, в своё учение может быть очень опасно не только для истинной гармонии в браке, но и для духовного восхождения вообще.

Ведь известно, что любое навязывание приводит к отрицательному результату. Только тактичные методы — ответы на вопросы супруга или личный пример, могут пойти на пользу.
А на вопрос, что делать, если в браке нет гармонии, однозначного ответа нет и быть не может. Каждый из нас только сам может на него ответить. Единственно, что следует иметь в виду, — это собственное мнение о том, считаем ли мы возможным достижение такой гармонии в ближайшем будущем или нет. Если нет, то нужно выбрать — продолжать жить в дисгармонии или расторгнуть брак.

Решение, как и ответственность за него, лежит полностью на нас одних. Давайте слушать свой внутренний голос и просить в молитве помощи у Бога.
Леонид КРАСНОБАЕВ


Рецензии