Альбом для дочери. Н. Жиганов в театре кукол
Постановку «Альбом для дочери» Театра Кукол мы ждали очень давно. И вот наконец, прогонный спектакль перед премьерой. Малый зал переполнен. Зрители теснятся даже вдоль стен. Спектакль идет на одном дыхании. Дети бурно реагируют на происходящее. По действию персонажи пьесы проваливаются в черную дыру страны Никудандии.
- Я ничего не вижу! – отчаянно возгласил какой-то малыш в полной темноте.
- Бывает! – сочувственно отозвался мужской голос откуда-то сверху – и зал взорвался от хохота.
После спектакля, аплодисментов и криков "браво", начинается худсовет. Начинается с того, что главный режиссер театра Ильдус Зиннуров объявляет:
- Мы будем решать, оставить ли спектакль в репертуаре, или театр «положит его на полку».
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день...
В Казани не было детского спектакля на музыку Жиганова. Говоря по существу, музыка композитора - импрессионистическая, новаторская - вообще оказалась в небрежении. Современный слушатель ее не знает. Необходимость возвращения ее давно назрела. И вот наконец, появилась пьеса, и замечательная, написанная внуком композитора Алексеем Егоровым. Создавалась она на основе воспоминаний и писем композитора и его альбома музыкальных пьес, написанных для маленькой дочери, Нурии. Главный художник театра - Сергей Рябинин предложил интересную, новаторскую концепцию передачи действия: театр теней, совмещение традиционных приемов с экспериментальными. Художник обыграл в своей сценографии пристальное внимание Жиганова к древним культурным традициям, привнеся в спектакль экзотические ноты китайского театра.
Такого в Театре кукол еще не было.
При этом первоначально спектакль даже не был включен в план театра, это значит, что у него не было должного финансирования. Его делали на энтузиазме, силами художника спектакля, при сотрудничестве конструкторов-механиков и молодых актеров. Часть реквизита закупалась на личные средства, художник сам искал материалы для изготовления кукол и антуража. В цехах были изготовлены только планшетные куклы,- их пять - и лишь после того, как в апреле 2014 года спектакль был взят в производство.
И вот, после полутора лет труда, когда спектакль уже готов, после удачного прогона, при аншлаге и общем восторге детей и родителей, после одобрения критиков, прежде всего - нашего корифея театроведения - Ильтани Иляловой,- главный режиссер Театра кукол объявляет, что театр еще не решил, увидит ли эту уникальную работу широкий зритель.
Участники обсуждения даже не приняли всерьез эти слова, настолько они были неуместны. А жаль. Потому что после премьеры 9 октября "Альбом" оказался в подвешенном состоянии, в репертуар его решили не включать.
...А в тот вечер обсуждение шло своим чередом. Старейший историк татарского театра, заслуженный деятель искусств профессор Ильтани Исхаковна Илялова, ректор Казанской государственной консерватории народный артист республики Татарстан профессор Рубин Кабирович Абдуллин, заведующая музеем-квартирой Назиба Жиганова Лидия Александровна Яковлева, начальник отдела профессионального искусства и художественного образования министрства культуры Дилия Хайрутдинова и другие участники худсовета поздравили театр с новой работой и обозначили, что необходимо доработать в плане музыкального решения спектакля, чтобы не потерять аутентичность звучания пьес альбома. Были предложения по части музыки и текста к режиссеру Евгении Кладовой и у автора пьесы, Алексея Егорова. Композитор Елена Анисимова, создавшая для спектакля оркестровую версию музыки Жиганова, пояснила, что все партитуры, раскрывающие каждого героя, имеются. Есть и музыкальные вставки по ходу действия, финальная песня. Дело лишь за режиссером спектакля, за его решением включить их в ткань сценического действия. Что касается оркестровок, Елена Анисимова сослалась на установку театра, чтобы звучание пьес "Альбома" было максимально приближено к симфоническому звучанию Назиба Жиганова, - хотя «Альбом для дочери» действительно предполагает голос фортепиано, а не оркестр.
А мы, художники, были поглощены визуальным рядом, непосредственно сценографией спектакля. Признаюсь, в какой-то момент мы даже перестали думать о технической стороне, так захватило нас происходящее на сцене. Лариса Рябинина, член Союза художников РФ, ученица известного специалиста по сценографии Наили Халитовны Кумысниковой, отметила и удачный ход с роялем, и художественное решение в целом. Одобрительно отозвался о сценографическом замысле и главный художник театра Галиаскара Камала – Сергей Скоморохов. Наметанный глаз специалистов отметил все то, что ускользнуло от внимания рядового зрителя. Настоящая алхимия была скрыта в корпусе бутафорского рояля, прообраза любимого белого рояля композитора марки Seiler . Кроме всего прочего, его корпус был снабжен системой осветительных приборов и разных механических и электронных хитростей, придуманных художником-постановщиком спектакля. Крышка инструмента по ходу действия трансформируется в волшебную страну Никудандию, служа и экраном для проектора, и плоскостью для работы кукол. Таким образом, благодаря визуальным приемам, игре освещения, механическим хитростям, рояль становится главным действующим лицом, "узлом" спектакля. Вот это и называется театральным приемом, моментом трансформации, позволяющей показать действие не лобовым способом, но через сценическую метафору. И у нас совсем не много театральных художников, способных на такую концептуальную работу с образом. Сценическое мышление - штука хитрая, его нельзя сыметировать.
Особенность художественного решения спектакля «Альбом для дочери» - в синтезе почти всех известных систем кукольного театра, а так же в обращение художника-сценографа к малоизвестному нам теневому театру. Вообще искусству теневого театра более двух тысяч лет. Это изобретение Восточной и Юго-Восточной Азии. То есть, это - традиционный театр народов, имеющих глубокие культурные связи с тюрками. И как нельзя более своевременно появление в Казани, объявленной столицей тюркского мира в 2014 году - первого опыта в этом виде искусства. Возможно, это - та первая ласточка, которая откроет интереснейшие возможности для наших мастеров, ведь декоративное чутье у нас в крови. Теневой театр бывает построен на темном силуэте, и бывает цветной. Сергей Рябинин предложил оригинальное решение цветного теневого театра. В действии "Альбома для дочери" участвуют: 1. планшетные куклы, 2.плоские марионетки с люминесцентным силуэтным контуром, 3. куклы системы китайского театра теней, 4. теневые куклы-марионетки с вертикальным штокдержателем для вертикального управления. Механика этих кукол - изобретение Сергея Рябинина. А созданы они из специального прозрачного материала - полиэфира, и оклеены цветной витражной пленкой. Все персонажи спектакля анимированы. Оригинально решены отдельные элементы действия: катящиеся камни, цветы, деревья, бабочки, краб... Персонажей много, и они даже не все вошли в спектакль. Скажу больше: эта часть спектакля так красива и оригинальна, что хочется успеть все рассмотреть, сосредоточиться на "картинке", насладиться ее эстетикой. Здесь действительно нужна пауза. Действие разворачивается слишком стремительно, чтобы успеть оценить все тонкости происходящего.
В первоначальном варианте сценографии в качестве проектора была задействована не только крышка рояля, но и стена комнаты, что заставляло работать все сценическое пространство. Художник предложил трансформировать рояль в корабль под парусами, обыгрывая тему путешествия. Однако режиссер спектакля посчитала эти варианты слишком трудоемкими и затратными, и от них пришлось отказаться. Точно так же ушли из решения спектакля и прекрасные образы куклы-флейтиста и желтого аиста - это персонажи одноактного балета Назиба Жиганова "Желтый Аист", который он начал писать после возвращения из Китая, поразившего его своей древней культурой. Именно это увлечение композитора и стремился обыграть художник в своем решении спектакля. Не случайно в первом варианте пьесы отец девочки уезжает в командировку, то есть - в путешествие. А его подарок - волшебный альбом - служит драматическим приключением для дочери, которая остается одна и отчаянно скучает по отцу.
В действии применены элементы мультипликации, причем найдено очень красивое и изысканное решение этой части. Сам принцип соединения игры актеров и мультипликации, кстати, вызывает ассоциации с известными кадрами с хищными цветами-трансформерами из культового фильма Алана Паркера «Стена» (1982 г.) по музыке Pink Floyd - что добавляет многослойности спектаклю. Словом, в руках умного продюсера эта постановка могла бы стать просто «гвоздем», хитом сезона. Очень жаль, что руководство театра не видит, какой потенциал у «Альбома».
…Однажды маленькая дочь Назиба Жиганова сказала отцу: - Пятилетние девочки не играют на рояле! – и тогда, в продолжение традиции Чайковского, Сен-Санса и Прокофьева, композитор придумал, как помочь малышке в освоении инструмента, превратив упражнения в сказочную историю. Не случайно по замыслу сценографа события разворачиваются вокруг рояля, и с помощью рояля. И справедливо заметила Марина Ахмерова, мама одного из юных зрителей, которому тоже трудно усидеть за гаммами, что спектакль помогает ребенку раскрыть чудный мир, который раньше казался трудным и скучным. Таким образом, театр осуществляет свою миссию, не просто развлекая, но служа формированию личности будущих художников и исследователей.
...
15 января 2015 года исполнится 114 лет со дня рождения композитора. В этот день спектакль будет показан еще раз. Видимо, считается, что на этом наш долг перед великим соотечественником, оставившим нам в дар Казанскую Консерваторию, создавший Государственный симфонический оркестр и Союз композиторов республики (не считая написанных им 8 опер, 3 балетов, 17 симфоний и множество камерных сочинений) - будет выполнен...
...
Postscriptum.
На данный момент, благодаря заступничеству ректора консерватории и других лиц, "Альбом для дочери" включен в репертуар ближайших двух месяцев.
Подождем, как будут развиваться события. Тут ведь целое противостояние.
Откровенно говоря, репертуар Казанского театра кукол давно требует обновления, притока интеллектуальных сил. Речь идет о профессионализме - и отсутствии такового. О понимании прекрасного - и подмене его. Зритель устал от спектаклей двадцатилетней давности, от однообразного подхода к делу, нехватки образности, устаревших, грубо сляпанных кукол и декораций. Эстетика китча набила оскомину. Не случайно искусствоведы перестали интересоваться работами коллектива. Собственно, идет негласное выдавливание молодых и нестандартно мыслящих специалистов из театра. И поскольку кардинального изменения ситуации не предвидится, конец "сказки" закономерен.
Свидетельство о публикации №114101101118
там Нельзя Неидеально,
и потом РУКИ(!!)от кукол Болят,
и когда снова...ИгратЪ,
руки ещё не отошли,
а там ещё--руки Измучены ,
до Предела мыслимого,
и когда дети завозились,
то эт халтура.
Одинокий Ронин 16.08.2018 20:50 Заявить о нарушении