Легко ли встать над трясиной в 15 лет?

Легко ли встать над трясиной в 15 лет?..

Весной 2003 года, впервые побывав в Кремёнковской  СШ №1, я отвезла в дар учащимся несколько десятков журнала «Эксперимент». Познакомилась там с гостеприимным директором школы Л.М.Пищулиной, молодым педагогом Ольгой Алексеевной, возглавляющей замечательный школьный музей им. Е.Р.Дашковой. Попросила их распространить среди детей журнал, помочь привлечь к сотрудничеству юные таланты.
          
Вскоре однажды в моей квартире (временном пристанище редакции) объявилась хрупкая девочка-дюймовочка, на вид лет двенадцати (с мамой), которая взволнованно предлагала к печати свои первые стихотворные пробы. Тут же просмотрев рукопись, я нашла её стихи самыми обычными, но, видя некоторое внутренне волнение Тани (назовем так нашего автора), конечно, сказала несколько хвалебных, поощрительных слов.
            
Позднее, когда эти детско-наивные стишки легли на лист бумаги в набранном на компьютере виде,  они действительно будто бы засияли каким-то внутренним светом,  и действительно оказались достаточно интересными и самобытными.  Да, в иных из них пришлось подправить строчку-другую, но в целом стишки блистали, как маленькие изумрудинки, и приковывали к себе внимание каким-то исходящим от них чистейшим, первозданным добром. Так в одном из наших номеров появилась новая страничка с подборкой стихотворений  до того момента  никому не известного юного автора…
            
Затем Таня почему-то долго не давала о себе знать. У меня тоже всё не находилось времени на повторное посещение Кремёнковской школы, и вот только в октябре с.г., наконец-то, я снова побывала в соседнем городке, с целью подарить школе некоторое количество новых номеров «Эксперимента». А уже через несколько дней после этого моего вояжа юные авторы из Кремёнок опять обнаружили себя, выслав по почте или передав через знакомых свои новые работы. Среди них оказалась и Таня.
          
Не без интереса знакомясь с её новыми работами, очень скоро я испытала глубочайшее разочарование. Почему? В её стихах, как мне показалось, не было почти никакого творческого роста. Тот прежний, свежий и милый подростковый голосок абсолютно не угадывался в этих новых, небрежных стихах, написанных  в основном на  обязательные школьные темы. Всё «так себе»… Но - всё, да не всё. Обнаружилось и нечто новое. И это новое оказалось для меня, почему-то, столь переживательным, что вскоре зародилась вот эта самая статья-рассуждение, которую  вы прочтете.
          
Написать её натолкнули два Таниных стиха, которые в дальнейшем будут приведены в этом тексте полностью. Одно из них – настолько откровенное «о времени и о себе», что, конечно, его девочка вполне могла бы и не посылать в редакцию – не каждый решится такую почти сатиру  доверить чужому глазу и мнению. Татьяна доверила. Боюсь злоупотребить этим доверием, навредить её взаимоотношениям с ровесниками, о которых написано одно из этих  стихотворений, именно потому не называю её полного имени.
          
Да, новые стихи показали небольшой именно творческий рост (и мы не вправе требовать от автора большего, т.к. это только её личное дело: хочет – работает над собою, хочет – плывет по течению), и здесь разговор будет о другом. Эти два её стиха – острого социального звучания – отчетливые свидетельства того, что в 15 лет Таня – уже зрелая личность, умеющая правильно оценивать современную реальность, и даже взваливать на себя (на свои хрупкие подростковые плечики) просто огромный груз переживаний за эту жутко несбалансированную реальность.
         
Позволю себе, на правах психолога-практика, сразу высказать совет таким вот глубоким и впечатлительным подросткам: ребята, относитесь к реальности менее переживательно. Не равнодушно, конечно, но… не перегружайте себя в 14-16 лет глобальными проблемами социума. Думайте, взвешивайте, направляйте вперед собственные устремления и идеалы, но… не зацикливайтесь на «чернухе» современности. Вашим плечам сегодня этот груз еще не по силам.

Больше оптимизма, веры в себя (только – в себя, и еще - в добрый случай, как, например, во встречу с добрым человеком, который, возможно, примет участие в вашей судьбе, поможет, подскажет, обучит, поддержит на каком-то этапе вашей жизни. Мир, к счастью, не без добрых людей, в это нужно верить). Но главное всё же, повторю, - верьте в самих себя, всегда, только это может быть сегодня прогрессивным двигателем  в вашей собственной судьбе.
         
Но вернемся к стихам Тани. Предлагаю познакомиться с одним из них. (Поясню, что по примеру наших знаменитых классиков, упоминаемые в нём имена - «кликухи» - заменены звёздочками). Итак…

Моим друзьям
 
Я до сих пор не понимаю.
Что значит эта жизнь для вас.
Вы существа, что вместе в стае,
Но вы не люди – это раз.

А во-вторых, замечу метко,
Что, напиваясь каждый раз,
Вы словно свиньи, те, что в клетке,
Мир недостаточен для вас.

Помимо этого, бутылка,
Блок сигарет, колода карт, –
Для вас бесценная копилка,
Что вносит в вашу жизнь азарт.

Не сомневаюсь, вы прикольны,
Всё принимаете шутя,
Друзьями, пьянками довольны,
В большую жизнь стремглав летя.

Но вас ещё ударит больно
Провалы помнящая жизнь,
Рукой коснётся вас невольно
Судьба, и каждый уж держись.

Держись, ** - отстой двуликий!
Судьба, дотронувшись рукой,
Тебе прошепчет: «Шут великий,
Ты и не рыпайся в Play Boy».

Держись и *, на внешность милый,
Внутри, как клоп, иль даже гад.
Пойми, что даже без усилий
Куплю себе я лимонад.

Держись, врунишка ***,
Судьба тебя на этот раз,
Когда ты будешь в стельку пьяный,
Сама покрасит под спецназ.

Держись, ** - пропеллер жалкий,
Не гнись под эту штуку-жизнь,
И за спасительную палку
Ты не хватайся, а борись.

Держись и друг компаний **,
Жизнь и тебя сломает вмиг.
И всё же лучше бы калекой
Её оставил ты – наш псих.

Что про тебя сказать, ***?
Братишка, милый мой, держись.
С тобою очень мы похожи,
Но нас таких пинает жизнь…

Как тебе показалось это стихотворение, дорогой читатель? Может, конечно, это и «дружеские шаржи», не знаю, но среда обитания нашей современной молодежи описана «донельзя» точно. Юный автор даже как бы угадывает будущее своих современников. Жуткое будущее. И – не сгущая красок, не рисуясь. Скорее – отчаиваясь. И сопереживая. В том самом, что я, чуть выше, советовала оставить, как напрасный и непосильный для 14-15-летних труд. Этому должны сопереживать – взрослые. Те, кто «рулит» сегодня - и в стране, и в Кремёнках.

А на самом деле – в большей мере - тяготят эти «мраки»  детские, не устоявшиеся души. Если бы не тяготила их «чернуха» – девочки-подростки не писали б об этом. (Почитайте повнимательнее последние номера нашего журнала – и стихи, и прозу; вникните в написанное, в тематику юношеских работ, тогда многое поймёте; увидите: зрелые мужчины пишут о птичках, любви, природе, а современные подростки… Подобно Атлантам – пытаются на своих плечах удержать это «пошатнувшееся небо» Чистоты и Добра, воспрепятствовать распаду и разладу социума…)
          
Возможно, конечно, подобные стихи – один из способов самоочищения, хрупкий путь противоборства такому окружающему, мерзкой трясине, постоянно втягивающей в свою среду всё новые и новые юные души и жизни? Противоборствовать хоть какими-то посильными средствами, в данном случае – посредством слова, стиха, безжалостной эмоции?
          
Как ещё им вырываться из плена этой грязи?
          
Одна из девочек (из Протвино) принесла в журнал рассказы, и обиделась, когда я отказалась их печатать в «Эксперименте». Да, написаны живо, явственно, и даже слишком «натурально». Но о чем? Всё о том, слишком лёгком падении сверстников в их зыбких компаниях.
            
Нет, наш журнал – не сборник безобразного (хотя и оно считается предметом или темой искусства). Но этого безобразного столько в окружающем, что оно и так через край переполняет наши хрупкие эмоции, так зачем же мы станем тащить его и на страницы детско-юношеского издания? Конечно – не станем, никогда.

Оно и так, как трава-повилика  свободно произрастает в наших реалиях, проползает во всякие-разные щели быта. Наша цель – искоренять этот сорняк, защищая хрупкие ростки лучшего, а не культивировать-популяризировать то, что ведёт к растлению и т.п. Во всяком случае, у редактора журнала такой взгляд на эти вещи…
            
А вот и второе стихотворение Тани:
                х   х   х
Я не считаю общество системой.
И не считаю только потому,
Что нету жизни, сходной с теоремой,
И всё ведётся только к одному.

Мы все, как звенья заржавевшей цепи.
Мы – как снежинки, только нет лавин.
Мы – как травинки, что растут не в степи,
И мы же – общество, где за себя стоим.

Одни из нас имеют под собою
Весь мир, включая психику людей.
Им стоит дёрнуть ниточку рукою,
И все – марионетки без затей.

Другие не имеют жизни вовсе.
Для них та – как продавленное дно.
Для них жизнь – что корабль на тросе,
Везёт их по теченью, как бревно.

Стремимся показать, что мы система.
Но рушимся мы все за разом раз.
И остаётся лишь одна дилемма:
Кто есть сильней? Кто выживет из нас?
 
Наверное, комментарии тут излишни. А то, что осталось недосказанным  в этом разговоре, возможно, со временем ещё станет темой для других публикаций…
Валентина Лефтерова,
главный редактор журнала «Эксперимент»

(Опубликовано в «Эксперименте», №1(12) /2005, с.63; в газете «ПРОТВинформ» от 16.12.2004.)      

       


Рецензии