Учимся мастерству-4. 2014

http://www.stihi.ru/2014/06/06/2323 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/09/20/7570 - Итоги конкурса

Начало - о принципах отбора стихов на конкурс - см. http://www.stihi.ru/2014/09/21/6091

Пора завершать наш разбор лучших конкурсных стихов. В этой части я опубликую  оставшуюся часть номинированных стихов, и в этот раз мы будем рассматривать  философскую или гражданскую лирику и стихи-размышления на самые разные темы. В этих стихах автор обращается  к миру, а не просто анализирует свои чувства, как это было в стихах предыдущей части. Впрочем, такое деление на интимную и философскую лирику очень условно: все стихи в той или иной степени нуждаются как в энергии чувств, так и в присутствии в них авторского размышления.   

№41. Навылет. Татьяна Шкодина 2

Как давно ты за мною охотилась, злая осень.
Терпеливо ждала, примерялась – не промахнуться.
Караулила долго: и где её черти носят?
Разливала унылые лужи, как чай на блюдца.

Я была для тебя только бабочкой-однодневкой
С необычным рисунком на крыльях – штрихи, полоски…
…Поместить в коробок, зафиксировать лентой клейкой,
Описать в двух словах (для порядка) наряд неброский.

Серебристой иголкой дождя ты меня поймала –
Просто кончилось лето. Пыльца облетела с крыльев.
Равнодушное солнце светило мне вполнакала,
За стеной облаков окончательно обессилев…

Трепыхаться смешно – только глубже войдет иголка,
К белоснежной бумаге трофей наконец пришпилит.
…А какие несли меня крылья – нежнее шелка! –
К разукрашенной стерве, пробившей меня навылет.

Прекрасные стихи. На первый взгляд -это интимная лирика: очень много ярких интересных образов, метафор, сравнений. Но вот камерными их не назовешь - они написаны специально для читателя, срежиссированны, продуманы  до мелочей - здесь нет ощущения тихого внутреннего монолога. И даже не сразу понимаешь, что стихи -об осени и ЛГ, на которую автор «надел роль» бабочки. Интересный прием.

№42. Генеральная уборка. Ольга Рачицкая

Из мало-габаритности квартир
Выдавливает жизнь зубною пастой
Мальчишеский рисунок «Миру - Мир!».
Был сын тогда, наверно, в первом классе.

Ещё храню послания друзей
И дневниковых записей страницы.
Мне говорят: «Будь проще, без затей.
Годами хлам накопленный пылится».

Бездушие – разумности родня:
Войдя на миг, пропишется навечно.
Квадратных метров мизерность кляня,
Я пачку писем с болью брошу в печку.

...И слышится на языке огня:
«Предательство!»
….Прости, душа, меня.

А это уже прекрасный рассказ в стихах: пусть совсем маленькая, но все равно - законченная история, которая каждому близка и понятна.

№43. Мутация. Кира Ньеру

Ты - неформат, тобой пугают деток.
Ты лабиринт из перьев и смолы.
Тебя недозомбировали где-то,
тебе простые глупости сложны.

Ты не ревел, спеленутый в начале,
ты не лепил песочных куличей.
Ты тихо что-то рисовал ночами,
стараясь не нарваться на врачей.

За сыгранные роли человека -
дать "Оскара", а, может, даже два,
но ты живешь на чердаке поэта,
перемешавшись с пылью чердака.

Ты счистил с мозга шелуху, как теркой,
но объяснять всем истины не стал.
Ты на ночь нимб откручивал отверткой,
чтоб свет от сна людей не отвлекал.

Сознаюсь, исправила здесь и авторскую разбивку на строки, и авторскую орфографию - стихи были записано без заглавных букв, а мои уговоры при приеме изменить запись  не были приняты («это мой имидж» - сказал автор). Стихи в авторской записи номинировал только один судья - одним баллом. Помешала ли остальным именно запись? Не знаю. Мне эти стихи запомнились, а это уже хорошо. Очень хорошие рифмы, чистое звучание и есть авторские размышления, хотя и без начала и конца… Не хватает концовки - к чему ведёт автор? Точно и сама не  знаю. Эти стихи мне сложно комментировать, но они мне  нравятся. У меня есть ощущение, что это не игра со словом, не череда интересных рифм, а авторские раздумья о бессмысленности «сыгранных ролей человека», если  кроме ролей, в человеке нет ничего…

№44. Едва ли ты меня поймешь. Любимая Игрушка

Cюжет банален, словно жизнь:
На перекрёстке двух иллюзий
Два разных полюса сошлись,
Как «да» и «нет» в одном союзе.

Раскрашен осени рассвет
Седыми красками тумана.
Он о любви слагал сонет -
Коктейль колючек и обмана.

И так надеялся на «нет»,
Значенье слов перевирая!
Она шептала «да» в ответ,
От нежной страсти умирая.

Простую рифму "мой – родной"
Слезинкой гордою роняла,
Ведь был известен ей одной
Предел двойного интеграла.

Он жил, как Бог: средь милых дам
Почти что рай, - когда украдкой,
Жизнь разделив напополам,
Она исчезла…без остатка.

Очень интересные по содержанию, по сюжету стихи. Два человека, два мира, которые не стали совместимыми. Целая история любви  несколькими штрихами. Очаровательные находки: «Он о любви слагал сонет -коктейль колючек и обмана» или: «На перекрёстке двух иллюзий два разных полюса сошлись». Здорово!

№45. Сон в бессонную ночь. Марина Быстрова-Докс

Месяц в черном небе, как осколок льда,
Кажется, не встанет солнце никогда.
Кружит в подворотнях снежная метель,
И дороже хлеба теплая постель.

А мороз трескучий всё сильней в ночи,
На душе плакучей – ноша, хоть кричи,
Вдалеке собака завывает — жуть,
То ли не проснуться, то ли не уснуть.

Пропадает псина в поисках тепла,
Угол человечий так и не нашла,
Просит, словно нищий, шляпа вниз тульёй,
Только всё слабее и слабее вой.

Тише, тише стонет одинокий пёс,
Будто покатилось сердце под откос,
Будто зов протяжный слышу я одна,
Будто в смерти этой и моя вина.

Из своего опыта судейства скажу, что тема бездомных животных и бомжей всегда выигрышна в любых конкурсах: просто рука не поднимается ее не заметить - очень душу трогает. Вот и здесь - до слез пробирает читателя рассказ! («На душе плакучей – ноша, хоть кричи»). До самой совести! («Будто в смерти этой и моя вина»). И написано без всяких ляпов. Поэтому стихи справедливо отмечены.

№46. Неизбежное. Тейт Эш

Распрощайся с осенью. Всё равно с ней
Не спасёшь ни памяти, ни пути.
Что ни год - отчаянней и несносней
От предзимья к снегу себя нести.

Постарайся птицей отголоситься,
И войди в метельные времена.
По твоим следам проскользнёт лисица,
Проверяя лапами письмена.

Беззаботно иней смахнешь с куста ты.
И увидишь, лисий не чуя мех,
Что один стоишь на краю цитаты
И чернильной точкой врастаешь в снег.

Здесь, безусловно, проделана очень большая работа с рифмой, почти каждая - авторская, нестандартная. Такие стихи часто грешат отсутствием содержания (все положено на алтарь формы!), но тут не этот случай. Здесь есть и тема, и логическая связь между фразами. Стихи эти не о погоде, конечно, а о завершении жизни, о том, что  каждому человеку рано или поздно придётся  «От предзимья к снегу себя нести» и о том, как это непросто: «что ни год - отчаянней и несносней…». Написано поэтично, пронзительно, мастерски. Отличные стихи.

№47. Тем, кто раб и груб. Игорь Брен

Слышь, мальчиш,
прекращай стенать,
мол - земли не так разделены.
Поле - выж-
женно, вскачь - стена,
за ней вымерзают демоны.

Их глаза -
под покровом губ,
всё чаще и тише щёлкают.
- Ишь - нельзя
тем, кто раб и груб,
чей пращур не вышит шёлково?!

- Рви парчу,
перешить хочу
границы живыми нитками! -
главный чур
обнажил чуть-чуть
кирпич, и под ним гранитное.

- Сны - слюда,
разломи сюда -
блестеть по подушкам стопками.

- Исхудай
на моих следах -
ведь "степь" - потому, что стоптано.

Степь да степь,
и опять - кру-гом,
зазвенев вековыми кольцами.
Печенег -
не такой другой,
если инеем в спину - "Половцы!"

- Тьмы и тьмы,
да послать бы на ...
но где же они, идейные?! -

Поле - вы-
жило, вспять - стена,
и демоны-то поддельные.

Не знаю, как точно называется такой стиль письма (я им не владею и потому - не пишу), но для себя я условно обозначаю его словом «модерн». Это, наверняка, неправильно, но мне так понятнее. Стихи стиля то ли «под Маяковского, то ли - под себя…». Интересно читать, интересно слушать их звучание. Интересная разбивка строк для образования рифмы. Очень часто вся эта тщательная работа проделывается автором исключительно ради утверждения своей оригинальности - поразить читателей формой, забыв про содержание. Но здесь содержание есть (или нет?..), только оно какое-то странное: автор передает нам свои эмоции словами, которые сами по себе  мало что обозначают. Например, о чем вот это: «Их глаза - под покровом губ, всё чаще и тише щёлкают»? Или тут: «Сны - слюда, разломи сюда - блестеть по подушкам стопками»… Да много тут разных фраз, прекрасно звучащих, загадочных, но не понятно, о чем они, и как их вместе связать. А вот о чем всё это стихотворение в целом, каково настроение автора - почему-то понятно, хотя толком это не выразить. Словом, если я сама в шоке, то как я могу вам что-то объяснить? Может, вы мне чего подскажете?

№48. Средний возраст. Камшицкая Ирина

Вот он – чудный средний возраст у любимой, у меня,
И хотелось бы нервозность на степенность поменять,
Только мысли спорят, стонут, бередят и вдаль зовут,
Но бывает, тянут в омут и влекут на самосуд.

Средний – это где-то между: меж началом и концом,
Тем, что скрыто, неизбежно и смыкается кольцом.
Обретений середина, отчуждения межа. -
Может, смысла сердцевина иль под что-то там вожжа?

Может, это восхожденье от личины до лица,
От упрёков до прощенья, от сомнений до Творца?
Или, может, это точка перепутья всех дорог?
Как рассчитан властно, точно пункт потерь и час даров...

Говорят, что кризис это, упрекают, будто блажь.
Пересуды вьются эхом. Я беру себе в багаж
Только то, что мне по нраву, то, что очень важно мне,
Чтобы кое-что поправить  и душою поумнеть...

Будем вместе, средний возраст, до окраинной черты
(Здесь по смыслу счастья возглас!) - мне милы твои черты!

Написано в жанре шуточных стихов (именно для этого жанра удивительно правильно выбран стихотворный размер), но стихи глубже, чем шуточные:  есть  авторские интересные мысли. Много удачных фраз: «И хотелось бы нервозность на степенность поменять». Или:  «Обретений середина, отчуждения межа. Может, смысла сердцевина иль под что-то там вожжа?» Или: «Я беру себе в багаж только то, что мне по нраву, то, что очень важно мне, чтобы кое-что поправить  и душою поумнеть...»
Но есть и места, которые я бы поправила: «возраст у любимой, у меня». Повтор «у» - больше подходит для жанра частушек, народных песен, здесь второе «у» выглядит как заплатка ритма. Или: «…это точка перепутья всех дорог» - здесь лучше бы сказать «перекрестья дорог». И еще: «Как рассчитан властно, точно пункт потерь и час даров...» - Здесь «потери и дары» - это то, что автор противопоставляет друг другу при перечислении, но они попали в под управление слов, относящихся к разным категориям:  «пункт» соотносится с местом, а «час» - со временем… И, наконец: «вьются эхом». С  трудом представляю себе, как может виться …эхо. Неудачное сравнение.

№49. Королева, твой ход! Лариса Кравц

Королева, твой ход!
Остаются сомнения в прошлом.
Многоликой толпы
оглушительны крики: «Виват!»
Величаво идёшь
благородною, царственной кошкой,
Сознавая лишь то,
что уже не вернуться назад.

Чьи-то судьбы верша,
быть старалась всегда справедливой.
И поэтому вновь
в честь тебя твой ликует народ.
Независима ты;
словно птица, свободолюбива.
Вот настала пора
сделать главный, решающий ход.

Окружили твой трон
те, кто к власти стремятся гурьбою,
Позабыв слово «честь»,
сбросив совесть и разум с весов,
Кто завистлив и лжив,
так наигранно-ласков с тобою
И в глаза говорит
много льстивых, неискренних слов.

Гордость – рок королев –
никогда не пойдёт на уступки.
Пешки рвутся в ферзи
чёрной стаей крикливых ворон.
От злословья в душе
навсегда остаются зарубки.
«Королева, твой ход!» -
эхо гулкое с разных сторон.

На тернистом пути
ждёт немало преград и лишений.
За отчаянный шаг
неизбежный удел – эшафот.
Неизвестен расклад –
в небо взлёт или в бездну паденье.
За своею звездой
ты идёшь, королева, вперёд.

Придраться не к чему, но и удивиться трудно: данная строфа (ритмика) уже много раз кем-то использовалась, да и содержание стихов ожидаемо. Автор отождествляет свою ЛГ с королевой и говорит с ней в 2-ом лице - отстраненно, немного утрируя мнимые и реальные «королевские достоинства» - качества своей ЛГ. «Королева», хоть и страдает, но  поставлена автором НАД людьми, над ситуацией, поэтому не вызывает  особого сочувствия. Мне кажется, что в этих стихах читателю не хватает доверительной авторской интонации и  откровенности  повествования.

№50. Майский гром. Мурашко Андрей

Был полон вечер неги и грозы,
Устало день по пыльным тропам шаркал,
В набухшем небе гулкие басы
Блуждали над гуляющими в парке.

И стало тесно воздуху в груди
От всполохов далёкого заката,
Когда динамик бросил с высоты
Забытую «Gelato Cioccolato»*.

Как будто это было все вчера:
Под гроздями сирени посиделки,
Мальчишечья рука, что втихаря
До девичьей дотронулась коленки.

И очередь в кино, в фойе – буфет,
В нём запах лимонада и печенья,
По двадцать пять копеек за билет
В открытый мир любви и приключений.

Казалось, что я молнией летел,
А майский гром вослед ронял раскаты.
Несла меня по новой карусель
По канувшим давно восьмидесятым.

Воспоминание из 80-х годов - воспоминания об ушедшей молодости. Исполнено замечательно, ярким и точным  языком поэзии. Не удивительно, что стихи  понравились  даже тем, кто не жил в 80-х.

                *  *  *
 
На этом я заканчиваю разбор лучших  стихов (лучших - с моей точки зрения, что не есть истина в последней инстанции!!) конкурса «Мастер класс-2014». Если Бог даст, то следующий подобный конкурс состоится в лето 2015 года.

Нравится ли вам идея его проведения и его организация? Нужны ли вам столь  объемные разборы почти всех номинированных судьями стихов?

Мне эта работа интересна и полезна. Вы - участники этого конкурса - мои учителя: ведь это именно вы даете мне свой Мастер класс, а я только пытаюсь разобраться со своими впечатлениями о прочитанном. Почему  именно эти стихи мне запомнились? Что в них хорошо, а что хотелось бы изменить и почему?

Скажу честно: вот уже четвертое лето мне выпадает счастье «перелопачивать» в среднем по 200 принятых на данный конкурс стихотворений и отбирать из них лучшие. Потом, познакомившись с оценками произведений, выставленными им судьями, я еще раз перечитываю ваши стихи и пытаюсь как-то описать своё впечатление о них в статьях, стараюсь максимально простыми словами выразить невыразимое… 

А что в итоге? Среднее количество прочитавших (или просто открывших файл) любую  из статей  «Учимся мастерству-2014» - примерно 40 человек. Это значительно меньше даже числа всех участников летнего конкурса! Большинство подавших заявку на участие читателями статей не стали, а те, кто стали, чаще всего делали это только для того, чтобы узнать, упомянуто ли их стихотворение в обзоре и как именно упомянуто… Получается, что нашим ликбезовцам нужны не уроки Мастер класса, а только возможность показать себя на нём?

Так нужны ли ВАМ эти мои статьи? Благодаря им и вашим замечательным стихам я  многому учусь, но хочется ли вам учиться на стихах друг друга? Судя по всему, не хочется. Или у вас просто нет свободного времени на их прочтение («чукча - не читатель, чукча - писатель!!!») Впрочем, ещё не вечер. Я могу и ошибаться в своих выводах.

До следующего лета и до следующего «Мастер класса», дорогие мои Учителя!
Ваша Алкора.


Рецензии
Алла, статьи ОЧЕНЬ нужны, интересны, содержательны, всё по сути, это настоящая школа поэзии. Многие мастеровитые поэты не снисходят до новичков и не замечают их... А если и снисходят, то они совсем не такие добрые и чуткие. Меня привлекают ваши статьи и качеством работ, и вашим отношением к авторам...

Анна Линина   21.05.2015 23:40     Заявить о нарушении
Я исправлюсь. Хочу быть как все, хотя я и не мастеровитый поэт, а любитель. Те, кто не лезут в чужие стихи - поступают мудро.

С уважением,

Алкора   22.05.2015 06:58   Заявить о нарушении
Школа без учителя трудна... Многие авторы ведь сами просят критику... а потом обижаются... даже тогда, когда не на что. Я даже не знаю, что сказать. Но, кажется, понимаю вас. С уважением.

Анна Линина   22.05.2015 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.