Иглы разума, или С Кого начинается Родина

«Прошлое тогда перестает быть реальным, когда его подменяют вымыслом, или искажают неполной передачей, или отягощают ненужной мишурой бессмысленных подробностей»
        (Гумилев Л.: «Этногенез и биосфера Земли»)

"Кто поведет слепого по неверной дороге, да будет проклят!" И пусть весь народ скажет: "Да будет так!"
     (Пятая книга Моисея: Второзаконие)


Иглы разума, или С Кого начинается Родина.

    «Реформы, проводимые в России с начала 60-х гг. Х!Х в., ускорили экономическое развитие, раскрепостили частную инициативу. Росли города, строились железные дороги, возникло множество промышленных предприятий. Повышалась грамотность населения, открывались сотни новых учебных заведений…» .  О, эта дивная новая «История России» под редакцией академика РАН А. Н. Сахарова, увидевшая СВЕТ в 2008 году…

     Никола Тесла в детстве читал, как в арабских сказках джинны переносят людей в страну грез, чтобы там они испытали восхитительные ПеРИКЛючения. В случае с  Тесла все оказалось наоборот. Джинны перенесли его из страны грез в страну реальных вещей. То, что он покинул, было во всех отношениях прекрасным, артистичным и очаровательным. То, что Тесла увидел здесь, было механическим, грубым и непривлекательным. Дородный полицейский поигрывал дубинкой, которая казалась Николе оглоблей. Никола Тесла вежливо приблизился к нему с просьбой указать ему дорогу. «Шесть кварталов вниз, потом налево», резко бросил он, кинув на Николу уничтожающий взгляд. «И это Америка? – спросил себя Тесла в тягостном удивлении. – Она на столетие отстает от Европы по уровню цивилизации». Со времени прибытия Николы Тесла в Америку пролетело пять лет, и в 1889 году Тесла пришел к убеждению, что Америка более чем на сто лет опережает Европу… И уже ничто не могло изменить его мнения!

   Словно джинн, учебник «Истории России» переносит нас в «очаровательное ПрОШЛОЕ»… А где окажется школьник, БРЕДущий  через тернии ЕГЭ? В МАйЕ… Или в зоне активности фантазии, которая «потребляет» возбуждение и оставляет мало энергии для поддержания контакта с действительностью!?! 

    И только когда затихает в школьном дворе последний звонок, из далекого далека до слуха начинает доноситься звон колокола ПОДЛиннОЙ русской действительности... Джинн переносит нас «в страну реальных вещей…» Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), не задумываясь о гештальт-психологии, но хорошо понимая по-ком звонят кока колокола, в 1918 году недоумевал: "Русская мысль совершенно не применяет КРИТИКИ МЕтоДА, т. е. нисколько не проверяет смысла слова, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность..." Таким образом и получается, что "мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни".
    И вот когда ВТОРОклассные мальчишки и девчонки, а так же их родители высаживаются на «Планету знаний» под руководством Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова, они начинают узнавать, как люди познают «Окружающий мир». Руководители рассказывают о том, как «с глубокой древности до наших дней многие люди прославили себя, занимаясь наукой и изобретательством. Немало их было и в России. – говорят ОНИ. - Познакомимся с некоторыми из них». Перед ребятами появляется целая КОЛЛЕКЦИЯ  ученых России. «1) Ломоносов Михайло Васильевич – ученый, поэт. Основатель Московского университета. 2) Попов Александр Степанович – ученый-физик. Изобрел радио. 3) Циолковский Константин Эдуардович – основатель современной космонавтики. Изобретатель ракеты. 4) Вавилов Николай Иванович – ученый-биолог. Собрал самую большую в мире коллекцию семян культурных растений. 5) Королев Сергей Павлович – ученый-конструктор. Под его руководством были созданы первые искусственные спутники Земли и космические корабли».

    Дедушки и бабушки рады за своих внуков коллек-ционеров.   Но среди прилежных и послушных учеников обязательно отыщется какой-нибудь УРОД с лицом Чаадаева, который по глупости своей, подражая создателю американской социологической науки Лестеру УОРДу (1841-1913) скажет: «Ваши УЧЕБНИКИ ИСТОРИИ, подобны МЕТАФИЗИКЕ, которая  не заключала в себе никакого оживляющего свойства, никакого живительного принципа. Метафизика скоро выродилась и сделалась пошлой и пустой. В течение нескольких веков она занималась перемолачиванием старой соломы, которую обращала в порошок, пока наконец сама не задохнулась от пыли, подымавшейся из-под ее цепа…»  НО ему ответят, прежде чем выгнать вон, со скрежетом тюремного засова : "Только тот, кто не любит Россию, видит в ней метафизику... И кстати, от нашей ИСТОРИИ еще никто НЕ задохнулся!"

    Она бережно относится к действительности нашего восприятия! И ничего, например, не желает говорить «По поводу Японской войны». Тогда приходиться  говорить управляющему Палатой мер и весов Дмитрию Ивановичу Менделееву, («которого у нас, (согласно "Закону Социального Трения") когда он был еще жив, очень мало ценили: его не выбрали в Академию наук и даже распускали инсинуации, что будто бы он, поддерживая в различных своих статьях и книгах промышленность и видя в ней всю будущность России, находится чуть ли не на откупе у некоторых промышленников…»): «В нас возмущается заветное, живое, хотя и совершенно бессознательное чувство, когда пред нами чем-либо кичатся даже в частной жизни, а в государственной, выражающей (хоть и не всегда) так или иначе равнодействующую общенародных ощущений, и подавно. И вот рядом с самообожающей похвальбой англичан да немцев выступили недавно ЯПОНЦЫ и ну нас корить всеми нашими недостатками и похваляться своими прирожденными, а особенно вновь приобретенными достоинствами, начиная с того, что они-де лет в тридцать приблизились к современному совершенству, начиная с парламентаризма, больше, чем мы успели в ДВА СТОЛЕТИЯ…» Два столетия… А как же  «реформы, проводимые в России с начала 60-х гг. Х!Х в.», которые «ускорили экономическое развитие, раскрепостили частную инициативу…» И удивительно слышать, когда физик Петр Капица рассказывает со скорбью о том, что «только через 200 лет мы узнали, над чем и как работал Ломоносов…» (Профессор физической химии Борис Николаевич Меншуткин, как ученый стал изучать оригинальные научные труды Ломоносова по химии и физике, перевел с латинского и немецкого работы Ломоносова, критически изучил не только основные труды, но и переписку и личные заметки Ломоносова. Начиная с 1904 года, Меншуткин систематически публиковал этот материал).  «Как могло случиться, что вся эта научная деятельность Ломоносова прошла так бесследно не только за границей, но и у нас?» - недоумевал Капица.

    Недоумение вызывает и тот факт, что «начиная с 1939  года при негласной поддержке Сталина Трофим Лысенко и его сторонники проводили настоящий разгром генетической науки в СССР». Самин Д. К. пишет об одном из 100 великих ученых: «Может быть, судьба Вавилова не была бы столь трагичной, если бы на его пути не появился Трофим Лысенко…» Но, возможно, именно Трофимы Лысенко (да пРОКуроры Вышинские), как в прошлом, так и в настоящем определяют судьбу не только Вавиловых, но и в целом Российской науки? Да и не только науки… Так и нужно печатать их портреты! Страна не должна забывать своих героев...  Иван Павлов говорил: «Мы постоянно берем невыгодную линию, и у нас нет силы идти по главной линии…»  Как правило, о нашей «главной линии» мы узнаем через 200 лет… наша «главная линия» обрывается в тюрьме… наша «главная линия» появляется и развивается за границей…

     И реальность меняется! Стив Возняк много читал по ночам, когда был маленьким, и одной из его любимых книг стала серия про Тома Свифта-младшего. Том Свифт-младший был ребенком – на самом деле подростком, то есть старше Стива Возняка. Но он все равно походил на Стива, поэтому Стив Возняк на него и ровнялся. Свифт-младший тоже был инженером, изобретавшим разные штучки в своей лаборатории. Том мог построить все, что хотел, и в этом ему помогал его отец… И отец Стива Возняка был инженером! И он работал в рамках ракетной программы в корпорации Lockheed. Но он, как и все американцы,  не знал историю… в которой рассказывается о  том, как «с помощью мощного генератора итальянский ИНЖЕНЕР Г. Маркони сумел сначала передать сигнал на расстояние 9 миль (1896 г.), потом – через Ла-Манш (1898 г.) и, наконец, через Атлантику (1901 г.). Так на свет появился беспроволочный телеграф, как говорят англичане; по-американски радиотелеграф, или просто РАДИО». Для инженера и изобретателя Возняка было куда важнее знать, как в 1888 году Г. Герц провел свои знаменитые эксперименты по обнаружению радиоволн, существование которых на 20 лет ранее предсказал Дж. Максвелл! И это не секрет.

      Не секрет и то, что Британскую ассоциацию называли парламентом британской науки. Не каждая сессия английского парламента оставляла заметный след в истории. Не каждое годичное собрание Британской ассоциации становилось событием в научной жизни Англии. Много лет спустя Дж. Дж. Томсон говорил, что Ливерпульский конгресс 1896 года остался памятной вехой в летописях Би-Эй оттого, что тогда Ассоциация впервые увидела и услышала Резерфорда. Остался тот конгресс памятной вехой и в летописи научных исканий самого Резерфорда. В Ливерпуле неожиданно завершилась история его магнитного детектора. Ливерпуль стал для него и победой и поражением. Победу он предвкушал. Поражения предвидеть не мог... сэр Вильям Прис — авторитетнейший электрик Англии, консультант министерства почты — представил конгрессу молодого итальянца:
— Синьор Маркони…
И через несколько минут Резерфорд уже знал, что больше никогда не будет заниматься своим детектором... (Но и не будет чувствовать себя «лишним человеком».)

  Был ли инженер синьор Маркони ученым, мне не известно, но известно, как Резерфорд стал ученым... Однако факт остается фактом - Попов Александр Степанович – УЧЕНЫЙ-физик. Изобрел радио! И больше нечего добавить. Ученый Герц. Ученый Резерфорд. Ученый Попов…
Циолковский Константин Эдуардович – основатель современной космонавтики. Изобретатель ракеты! «Нет, - рассказывает в 1967 году Михаил Арлазоров о Жизни Замечательных Людей, - Циолковский не строил гигантской ракеты на подмосковном аэродроме, но он сделал ничуть не меньше: к числу его трудов прибавилась небольшая брошюра «Космическая ракета. Опытная подготовка». Ценность ее заключается в том, что от чисто теоретических размышлений Циолковский переходит к конкретной программе опытов. По его мнению, без таких опытов развитие ракетной техники немыслимо. Интуиция Константина Эдуардовича безошибочно точна. Считанные месяцы отделяют выход брошюры от грозного рева ракетных двигателей, прозвучавшего весной 1928 года в небольшом немецком городке Ганновере, неподалеку от Франкфурта-на-Майне…» Интуиция безошибочно точна и грозный рев ракетных двигателей!  Ракетных Двигателей…
В 1934 году по инициативе Тухачевского и при поддержке Орджоникидзе на базе ГДЛ и московского ГИРДа был создан при ВСНХ Реактивный научно-исследовательский институт, во главе которого стал «дивизионный инженер» Иван Терентьевич Клейменов. Он был начальником института до ноября 1937 года – дня его ареста по клеветническому навету.

В связи с данным фактом возникает гипотеза… Возможно, кандидат технических наук, дважды лауреат Сталинской премии И. И. Гвай мог бы поделиться своими знаниями в этой сумеречной области, но он решил рассказать «О малоизвестной гипотезе Циолковского». И И. Гвай в 1959 году пишет: «Как учил В. И. Ленин, бывает в жизни движение к «ничему». Таким бесплодным и лишенным будущего движением к «ничему» является движение философской и естественнонаучной мысли по пути к «ФИНАЛИЗМУ», к утверждению конечности всего существующего, к утверждению того, что якобы вся вселенная находится «под крылом» нависшей над ней тепловой смерти. Идеологи отживающего капитализма перед лицом восходящей новой коммунистической общественно-экономической формации уже не могут оправдать беспечное тунеядство, наглость, алчность, паразитизм,  дикий расточительный комфорт представителей своего класса; они уже не могут даже посоветовать представителям своего класса осуществить хотя бы знаменитый лозунг Эпикура – «Lathe biosas!» («Проживи незаметно!»). они могут только посредством изВращения естественнонаучных фактов ретушировать их и приспосабливать к «доказательству» полной идентичности предстоящей гибели своего класса с якобы предстоящей гибелью своего народа, человечества,  с «тепловой смертью» вселенной. Во всем непознанном «прослеживается БОГ» - таков их основной довод».

Конечно, Гвай не был «Героем нашего времени». После окончания академии работал инженером в Газодинамической лаборатории. После организации на базе ГДЛ и ГИРД в октябре 1933 года Реактивного научно-исследовательского института переехал в Москву и стал работать в РНИИ. Однажды, Когда Иван Исидорович пришёл в ВАК за дипломом кандидата наук, у него спросили: «А где же Ваша диссертация?» В ответ члены комиссии услышали: «Стреляет на фронте!»… И «Катюша» стреляла. (В память о Тухачевском, Клейменове и Лангемаке, который не только перевёл на русский язык термин «космонавтика», но и является одним из основных создателей реактивного миномёта «Катюша»).

    Однако, можно допустить что наши учебники по «Истории России» являются компенсаторным механизмом для развиваемого учебниками литературы «комплекса лишнего человека». Но это уже другая история… другие песни... стансы Дмитрия Быкова и Тимура Шаова, чье выступление во Владивостоке обошлось без перцового газа "Другой России"!

   Все мои стремленья - вечно мимо.
   Не затем Полкан, чтоб кур гонял.
   Нужен я всегда на марше мира -
   Для других сгодится КУРгинян.
   И пока в овраг уводит трасса,
   А в болоте копится метан, -
   Я обязан быть не там где масса,
   Ибо кто-то должен быть не там.


Рецензии