О Юрии Любимове 2

          Не прекращается поток комментариев по поводу скорбного события - кончины режиссёра-новатора, основателя Театра на Таганке в Москве Юрия Петровича Любимова. Я отобрал лишь некоторые из них:


ОЛЕГ ТАБАКОВ, актёр, режиссёр:  Русский театр потерял великого режиссёра. Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и Юрий Любимов были главными законодателями новых тенденций в русском театре второй половины двадцатого века. Эта "великолепная четвёрка" сумела доказать, что русский театр жив и что он способен на обновление и на дальнейшее развитие. Из этой "четвёрки" Юрию Любимову повезло меньше всего: его не баловала власть времён СССР. Кроме того, основатель Театра на Таганке недооценил способность актёров к предательству. Как тут не вспомнить Пушкина: "Они любить умеют только мёртвых"...

АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН, актёр, режиссёр: Юрий Любимов - мой первый учитель на профессиональной сцене, поскольку я после окончания театрального училища попал в Театр на Таганке.  Первый учитель не забывается. Для меня Любимов значит очень много. Этот человек, который обожал своих заочных учителей Мейерхольда, Станиславского и Брехта, всегда оставался до мозга костей вахтанговцем. Эта вахтанговская школа "фантастического реализма", видимо, в нём так перебродила, что родила великие спектакли.
Независимо от того, трудно с ним было или нет, это был человек, который имел право учить и воспитывать. У него были свои критерии в искусстве, в гражданской позиции, в понимании того, что такое свобода и совесть. Для меня это очень много значит, поэтому для меня это великая потеря.

МАРИНА РАЙКИНА (Московский комсомолец):  О нём напишут: Юрий Любимов - эпоха. И это будет чистой правдой, с той лишь разницей, что это была эпоха, которая не просто ушла, а рухнула с его уходом в пропасть. Эпоха особенная, невозможная, неповторимая. Масштаб, соответствующий масштабу страны. Искусство, опередившее своё время...
Он просто Любимов - и этим всё сказано... Седой, элегантный. Парадоксальный, острый, остроумный. Яростный, но добрый, а не добренький. Великодушный... Вот он сидит в своём кабинете, а за его спиной - стена в автографах великих (см. фотографию, на которой справа шутливая надпись, принадлежащая Андрею Вознесенскому: "Все Богини как поганки перед бабами с Таганки!" - В. Ш.). Сильный человек, смелый: он делает театр правды... Его искусство переосмысляет жизнь. Такое могут делать единицы, и каждый по-своему: Ефремов, Эфрон, Любимов.

THE GUARDIAN (Лондон):  Великий русский театральный режиссёр Юрий Любимов, скончавшийся в возрасте 97 лет, был живой историей российского театра и одним из самых радикальных его представителей. Его Театр на Таганке, открытие которого совпало с празднованием дня рождения Шекспира в 1964 году, был и долгое время оставался самым популярным театром в Москве. На его небольшой сцене нашли своё выражение художественный бунт и протест против репрессивной культурной политики в стране.
Несмотря на то, что его театру одно время даже разрешали выезжать за границу, самому Любимову приходилось постоянно вести отчаянную борьбу за его выживание. Лишённый советского гражданства указом, подписанным неким Черненко в 1984 году, он смог вернуться на родину и вновь возглавить свой любимый театр лишь пять лет спустя, в разгар горбачёвской перестройки.
Однако театр уже не смог набрать былой высоты, и скоро в нём начались распри. Когда часть актёров во время гастролей в Праге отказалась выходить на сцену, требуя недополученных якобы гонораров, Любимов, вне себя от ярости, выложил им деньги из своего кармана и покинул созданный им театр - навсегда. "С меня хватит этого позора и унижения!" - сказал он тогда в сердцах. - "Они не хотят работать, а думают только о деньгах!"
Уже самый первый спектакль Любимова, с которого, собственно, и началась Таганка, - "Добрый человек из Сезуана" по Брехту - вызвал абсолютный восторг аудитории и гнев холёной и высокомерной советской номенклатуры, исповедывавшей дремучие вкусы. Среди ведущих артистов театра, вплоть до своей неожиданной смерти летом 1980 года, был и Владимир Высоцкий, знаменитый советский бард и бунтарь. Вспоминают, что его Гамлет, которого он играл самозабвенно, был, пожалуй, самым гневным и самым разочарованным из всех, которые когда-либо появлялись на сценах мировых театров.


Рецензии
Информация THE GUARDIAN самая информативная в этой подборке.
Кто травил Любимова больше всего: Андропов или Черненко, или некоторые собственные актёры?
Здесь много остаётся вопросов.

С уважением,

Петр Анатольевич Полетаев   07.10.2014 16:13     Заявить о нарушении
Трудно сказать, Пётр. Собственные актёры (не все, но многие!) начали его травить уже спустя много лет после того, как первых двух уже не было в живых. Я имею в виду пресловутый "спор о деньгах". Но фактически разрушил театр фанатичный коммунист Губенко, который всеми правдами и неправдами переманил к себе добрую половину труппы, создав своё "Содружество артистов Таганки" и оттяпав чуть ли не бОльшую часть здания. Любимов и Губенко - два абсолютно непримиримых антагониста. Это два совершенно различных и, я бы сказал, врждебных мировоззрения, и долго так продолжаться, конечно, не могло...

С уважением,

Валерий Шувалов   07.10.2014 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.