О Юрии Любимове

          Известие о кончине на 98-м году жизни основателя и многолетнего главного режиссёра легендарного московского Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова пришло по каналам электронной связи утром в воскресенье, 5 октября 2014 года, и всколыхнуло культурную общественность не только столицы, но и всей страны. Вот некоторые самые первые отклики, которые удалось собрать:

МАРК ЗАХАРОВ, режиссёр:  Юрий Любимов задал совершенно иные параметры для нашего российского театра. Уже первым своим спектаклем "Добрый человек из Сезуана" он вывел театральное мышление на какой-то другой уровень. Его спектакли останутся в памяти культурной общественности навечно...
Я глубоко скорблю и вместе с тем я чувствую себя счастливым человеком, поскольку мне довелось жить с ним в одно время. Мне довелось с ним общаться, и это было поистине целебное общение. До сих пор я вспоминаю слова, сказанные им в его знаменитом кабинете, расписанном многими писателями и деятелями искусства. Я думаю, что Россия будет долго помнить об этом удивительном человеке, создавшем театр особой яркости, силы, сценической агрессии и огромной эстетической ценности.

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ, кинорежиссёр:  Откуда взялся Театр на Таганке? Из воздуха, из ничего, из одного студенческого курса. Сама фигура Юрия Петровича, кроме этой титанической мощи, как и у всякого большого художника, была исполнена внутреннего и, я бы сказал, трагического драматизма. И основы этого трагического драматизма личности лежат не в той или иной меняющейся социальной действительности, которую он так любил "грызть", а внутри него самого...

МАТВЕЙ ГАНАПОЛЬСКИЙ, обозреватель "Эха Москвы":  Юрий Любимов был феномен российского театра и политики одновременно. Он видел жизнь по-своему и делал спектакли, как видел, в то время как вся страна делала так, как скажут. Но он победил всех врагов, и спектакли его выходили именно такими, какими он их задумывал. Простой художник в условиях диктатуры победил саму эту диктатуру.
Он не был политиком или правозащитником, он просто делал своё режиссёрское дело и упорно говорил власти: "Будет так, как я сказал, иначе не будет моего спектакля!" И он делал свои спектакли с таким упорством и принципиальностью, что не каждый правозащитник на такое решался...

ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЁВ, журналист (из Киева):  Дай Бог каждому прожить такую долгую жизнь! Девяносто семь полных лет - и почти до самого конца оставаться в добром здравии, в трезвом уме и твёрдой памяти. Тем, кто бывал на спектаклях Юрия Любимого в Театре на Таганке в благословенные шестидесятые - семидесятые, не надо ничего рассказывать и объяснять. А вот как объяснить это тем, кто родился, скажем, в 1984 году, когда Любимова изгнали из Советского Союза и лишили гражданства - даже и ума не приложу!..
Театр на Таганке был тогда одним из немногих островков свободы, а сам Юрий Любимов был одним из тех, кто подготовил новое время, наступившее наконец в нашей стране. Каждый его спектакль был праздником, и какие это были спектакли!.. Как нам удавалось доставать билеты на них, это отдельная история. Но билеты на Таганку были тогда самой твёрдой валютой. Каждый вечер, около семи, лишние билетики спрашивали уже на перроне станции метро "Таганская-кольцевая"...
Травля Любимова в конце семидесятых - начале восьмидесятых воспринималась многими как личное оскорбление, а отъезд его из страны и лишение гражданства - горем, если не сказать, трагедией. Возвращение же Любимова в 1988 году было настоящим праздником и знАком того, что в стране начинаются великие перемены.
Потом было много разного: горького, неприятного, какие-то ссоры и раздоры в театре. Но театр, как известно, живёт 10-15-20 лет. Вот те 10-15-20 лет любимовской Таганки и были теми годами, которые перевернули нас и которые позволили нам жить в стране, которая теперь, боюсь, уже совсем другая.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.