День Учителя

Сегодня День Учителя, и хотелось бы мысленно или вслух поблагодарить всех людей, которые были хорошими Учителями в жизни каждого из нас.

Хороший учитель оставляет в памяти лишь чувство благодарности. Иногда это просто воспонимания об интересных лекциях, об отдельных верно сказанных словах, так нужных в тот момент, но иногда учитель, заинтересовав свои делом, которым он сам увлечен, может принципиально изменить жизненный путь своего ученика.

Низкий поклон и благодарность Учительнице моего сына, монахине Глафире (в миру - Софья Филипповна Иванова)! Духовное общение с ней привело к тому, что некоторые родители ее учеников в зрелом возрасте поменяли профессию и тоже стали учителями, другие же (практически ВСЕ, кто присутствовал на ее занятиях) неожиданно открыли в себе литературные способности и поныне пишут стихи и прозу или исполняют авторские песни.

Низкий поклон и благодарность другому Учителю, талантливому математику, Андрею Вечеславовичу Подобедову, - ВСЕ ученики, присутствовавшие на его занятиях чудесным образом стали победителями олимпиад по математике, даже если пришли на занятия безо всякого интереса к предмету, а лишь по воле родителей.

Здесь речь не идет о плохих учителях, ранящих, коверкающих душу ребенка, от которых нужно бежать как от огня... или о тех, кто не оставляет глубоких следов в жизни учеников (и таких учителей большинство). Как правило, не так много Учителей с большой буквы посылается нам в жизни.

Какое же чувство оставляют ученики в памяти учителя?

Много лет мне тоже довелось работать учителем (преподавателем в институте), и я принимала это служение людям с радостью и благодарностью.
В большинстве случаев и студенты были рады занятиям. Но занятия заканчивались быстро (цикл длился две недели) и, когда студенты, уходили, получив зачет и сказав "спасибо" короткое время я чувствовала легкую грусть и пустоту.
Потому что я передала им часть своих знаний, мыслей, часть своей личности. С ними установился взаимный радостный контакт.
И поэтому мне невольно хотелось, чтобы они вернулись.
Но это верно, что они НЕ возвращались... Потому что это естественный ход событий. Я переставала быть для них учителем, и поэтому наши пути расходились. Через несколько лет я встретила некоторых из моих студентов в своей профессии. Узнав меня, они говорили "спасибо Вам, Вы заинтересовали нас своим предметом и поэтому мы выбрали такую профессию. Спасибо Вам за занятия".
Это оставляло легкое чувство работы, сделанной не зря. И чувство благодарности.
Но и всем моим студентам, которые не выбрали мою профессию, я благодарна - за данную мне возможность служения людям, как учитель, за короткую взаимную радость общения.

Однако между учеником и значимым для него Учителем редко, но могут, формироваться болезненные и конфликтные отношения.
Одна из проблем - нарушение чувства дистанции.
В обществе людей есть такие роли, которые не меняются в зависимости от возраста и обстоятельств.
Родитель - ребенок, Учитель - ученик и еще, пожалуй психотерапевт и его больной (наиболее скользкая тема, но похоже).

Родитель так и остается родителем для ребенка и не может стать кем-то другим, например, другом.
Сохранение этой дистанции приводит к гармонии и естественному развитию отношений.
Если же мама и дочка считают друг-друга "подружками", то возможны и такие немыслемые ситуации, как конкуренция за одного и того же мужчину и мн др.

Также учитель и ученик не могут быть друзьями. Почему? Потому что, как и родитель, Учитель изначально был совершенно на другой ступени по отношению к своему ученику и передал ему часть своей энергии, знаний и опыта, в результате чего в восприятии мира ученика, в выборе его пути произошли качественные изменения.
И в дальнейшем, даже если ученик "догонит и перегонит" своего уителя в данной профессиональной сфере, этот исходный качественный процесс перехода знаний-энергии (учитель) и перевоплощения (ученик) ничего не меняет в их иерархии, так как этот процесс необратим.

Нарушение чувства дистанции, переход некоторой невидимой границы в общении приводит к разрушению гармоничных отношений, и дальше они могут идти в разных направлениях, но принципиально то, что они рождают обиду и непонимание между уителем и учеником.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.