Из выставочного зала
Субъективное мнение любителя
В выставочном зале Протвинской художественной школы* в октябре-ноябре была открыта выставка работ двух интересных мастеров: живописца В.Е.Гвоздюка и скульптора А.Н.Волкова, приуроченная к их 55-летию.
Протвинцы привычны уже к подобным вернисажам, охотно посещают их, оставляя записи о своих впечатлениях в книге отзывов.
Вот и в этом случае через выставочные залы прошли десятки, а может и сотни людей, любителей и ценителей прекрасного, многие из которых оставили свои записи в книге отзывов. Среди них – и ученики Владимира Еремеевича Гвоздюка.
Ознакомившись с ними, я поняла, что для большинства его учеников эта выставка работ учителя стала приятной неожиданностью и удивлением. Видимо, потому, что впервые в нашем городе член Союза художников республики выставил многие из своих работ, созданные в разное время и в разных географических точках бывшего необъятного Советского Союза.
Чем же удивил художник? (И не только детей, но и взрослых, каждого взыскательного посетителя?)
Особенно привлекательным показался зал, посвященный Северу. «Зал голубизны» - ибо снега, фарватеры, вечерние сумерки, полярная ночь, - всё здесь отражено с оттенками синевы, голубизны. Да разве напишешь море, небо, зимнюю дорогу без этих цветов?
А в городе всем известно, что 18 лет отработал художник за Полярным кругом и, естественно, основная часть его работ посвящена этому краю.
Замечу, что с осмотра уже первых картин в небольшом пространстве как бы вводного зала мне показалось, что автор картин в некотором роде мастер-экспериментатор, во всяком случае, любит это дело – эксперимент с кистью. Почему?
Так, уже в начале осмотра выставки обратили на себя внимание два этюда – «Холодный вечер» и «Подмосковная зима», написанные в чёрно-коричнево-серых тонах. В них заметно стремление автора как бы минимумом выразительных средств передать личное настроение, может, состояние природы – мрачноватое, угрюмое, хотя и по-своему прекрасное.
Картин, написанных в подобной манере (с использованием красок одного-двух-трёх цветов и нескольких их оттенков), на выставке много. Возможно, это осознанная спецзадача автора, возможно, привычная его манера отражения окружающего, таково художественное видение.
Например, в «Тихом вечере» превалирует коричневый цвет, здесь и небо коричневое – в разнообразных оттенках, с добавлением белого (снег), синевы (какие-то разливы-озёрца)… А всё вместе – это даль, простор, перспектива.
Тот же приём в небольшой работе «Река Лена», где гармонируют чёрное, голубое, розовое, и за счёт последнего цвета, в розовых отливах оживают и река, и небеса, и горизонт.
В «Осени в Полярке» заметен тот же подход, когда три-четыре основных цвета медленно, постепенно переходят в другие цвета: коричневый – почти в черноту, голубой – в бирюзу, соответственно взгляду художника или представлениям его воображения. А, может быть, сиюминутному слиянию природы, захватывающему своим разнообразием художника?
Нужно сказать, что я, зритель, верю ему, художнику. Верю, что если он запечатлел именно таким этот вечер, или ветер, море и т.д., - значит, именно такими они и были в реальности. Я как бы угадываю в его работах это желание запечатлеть миг – его красоту, необычность, оригинальность. Неповторимость и своеобразие.
Фрагменты жизни, фрагменты яви, - пожалуй, так охарактеризовала бы я многие работы Владимира Еремеевича. В иных из них чего-то как бы недостаёт, они не досказаны, не закончены. Тогда я их воспринимаю, как «узелки на память» для самого художника, который, возможно, когда-то планировал ещё доработать их кистью, а потом передумал, подзабыл, а затем и смирился с их некоторой этюдностью, эскизностью, решив, что и такими они имеют право на самостоятельную жизнь.
Возможно, в период работы над этими картинами (имею в виду Северный цикл) изобилие, что называется, материала, мимолётных, сменяющих друг друга реальных природных картинок, также по-своему влияло на художника, заставляло спешить отразить на полотнах какой-то случайный «пожар», разлив красок, воспринимая их как сиюминутный подарок природы, с отблесками и моря, и снега, и гор, и т.д…
За всем этим видится основное – и привязанность сердца художника к тем местам, где он работал, и Радость Творчества, которые надиктовывали свои мотивы, и тот восторг, удивление, без которых эти картины не писались бы вообще, и не радовали теперь, через годы, взгляд тех, кто дальний север и в глаза-то ни видел…
Но, конечно, не все работы написаны в одном ключе. Заметным контрастом многим работам показалась картина «Свежий ветер», где на фоне тёмно-синего бархатного (именно насыщенного красками) моря раскинулись широкие белые крылья чайки, как символ слияния живой природы, сочетания в ней и хрупкого, утончённого, душевного, - и грандиозного, величественного, таинственного…
Здесь как раз вспоминаешь известные поверья моряков, что именно в чаек вселяются души погибших в море матросов… И опять в картине даль – скалистые синеватые горы, в многообразных оттенках небо, - как фон, дополняющая впечатление перспектива…
Когда-то в одном из стихов (в любовном контексте) мне довелось написать:
Переливы солнца,
Переливы света,
И разливы боли,
И разливы лета…
Мне кажется, именно эти переливы солнца, света, цветов-красок так близки и дороги художнику, именно на них он и «строит» свои картины. Не смешение и не колорит красок увлекают этого мастера, а тонкие, замедленные переходы, переливы одного-двух неброских цветов в какие-то иные.
Присмотримся к многим другим картинам: в пастельных, бежевых тонах написан «Быков мыс», рядом – в зеленоватом отливе «Домик рыбака»; жёлтое с голубым превалирует в работе «После пурги». «Старый порт» - это синева и сталь сливающихся моря и небес, с ярко жёлтыми проблесками солнца.
В работах «Тёплый день», «Одинокая стоянка» кисть мастера запечатлела коричневую тундру и голубые перекаты небес. И опять же видится за этим желание запечатлеть, остановить мгновение, которое по-своему неповторимо прекрасно…
Присмотревшись к «Вечеру в бухте», к сочетаниям чёрного и желтовато-салатного переливов небес, понимаешь, что, возможно, за весь житейский путь именно таким увидеть вечер выпадет ну разве что однажды…
Хотя порою чувствуется, что в его картинах отсутствует то, что, скажем, есть квинтэссенция в работах импрессионистов: воздушность, наполненность воздухом – прозрачным, бесцветным, что есть как бы некоторая свобода, фантазия, не прямолинейность взгляда художника. Картины В.А. Гвоздюка лишены лёгкости, они такие «усреднённые тяжеловесы».
Но наш автор – реалист, и работы его реалистичны, и он любит самые разные неброские комбинации, на которых и выдерживаются многие-многие из его работ. В этом «зале голубизны» мне всё время почему-то хочется понять – а как эти работы восприняли коллеги Владимира Еремеевича, профессионалы-художники?** Совпадают ли мои субъективные оценки с их мнением, восприятием?
Среди полотен художника и написанные в Крыму, в Прибалтике, на Азове: замечательные моря, горы, дюны. И уголки города Серпухова, других мест Подмосковья. И очень сочные натюрморты, отдельные портреты, располагающие к задумчивости этюды.
Присоединяюсь к многим посетителям выставки и говорю «спасибо» автору картин за подаренную радость. (О работах скульптора А.Н.Волкова, знаю, уже написаны благодарные слова в местной прессе, а созерцание его интересных композиций в металле во мне вызвали одно лишь понимание: их автор, конечно, очень своеобразный поэт в своём деле…)
Успехов и успехов вам, творческие люди!
Для справки: в середине ноября выставка этих художников откроется в Серпуховском выставочном зале по адресу ул. Горького, дом 5.***
Валентина Лефтерова,
г.Протвино
_______________________________
Примечания автора от 05.10.2014.:
* В пору написания этой статьи – нынешний городской Выставочный зал действительно принадлежал к Протвинской художественной школе.
** Которых, кстати сказать, очень немало в нашем красивом живописном маленьком городке.
*** Немного об истории написания этой статьи: писалась она много лет назад для серпуховской газеты «Совет», и даже была уже направлена в редакцию. Но в ту же пору где-то в моих прочтениях (работ братьев Шлегелей) мелькнули необыкновенно подходящие слова к этой статье, и я решила вписать их эпиграфом, для чего и забрала статью из редакции.
Оказалось, я не зафиксировала страницы той красивой цитаты из немецких эстетов и, в результате, не нашла её, а лишь потеряла время. К тому моменту выставка наших художников уже «перекочевала» в г. Серпухов, и мне показалось запоздалым предлагать её редакции. Вскоре в газете появилась заметка на эту тему другого автора, а мой материал так и свалялся в черновиках. (А редактор «Совета» просто не мог не отреагировать на эту юбилейную выставку художников, поскольку лично был по-доброму знаком с ними).
Лет через десять, наверное, эти художники выставились снова, но я в силу своего пессимизма, что ли, избежала даже посещения этой выставки, хотя дружественно относилась к Вл.Ер. и его супруге-художнице Алле Константиновне, и за этот прошедший период успев написать и опубликовать в журнале «Эксперимент» две статьи о них (интервью и очерк). Позже я почему-то пропустила и выставку А.К.Гвоздюк, хотя её творчество графика очень привлекательно.
И вот сегодня, вдруг вспомнив, что ныне опять выставляются в нашем городе эти два художника (герои настоящей статьи), я разыскала эту самую залежавшуюся заметку, набрала её на компьютере, и предлагаю к прочтению моим читателям. И только позже, через пару дней постараюсь всё же посетить выставку (надеюсь, она не будет ещё закрыта). Если появятся какие-то новые нюансы восприятия творчества земляков-художников – то дополню эти примечания. (В т.ч. уточню год написания статьи).
И ещё: к сожалению, по некоторым техн-м причинам пока не могу разместить на своих страницах упомянутые выше интервью и очерк из «Эксперимента», как и многие другие из своих работ (не имею программы, в которых сохраняются они в архиве. Но понимаю, что приложить усилия и сделать это, в скором времени, желательно).
P.S. Уточняю: Оказалось. в этой выставке В.Е.Г. не участвует, его просто поздравили коллеги в день открытия выставки с семидесятилетием, вручив букет имениннику. Что и показали по местному ТВ. А моя статья писалась в 1999 году.
Свидетельство о публикации №114100503129