Меланхолия Мой друг, художник...

Покинул мир без покаянья.
Средь малочисленных друзей
Он был известен - вряд ли дале;
Мелькнула маска в карнавале -
Но так и не попал в музей:
Забвение от безымянья.

А мы его не вспоминали,
Не поминали много лет -
Дряхлеет память вместе с нами.
На пыльных стеллажах с делами
В архивах сохранился след -
Да он востребован едва ли.

Мир, в целом, равнодушно-честен:
Не стал творцом? зарылся в быт? -
И время - трепетная плесень
Разъест, раз оказался пресен:
Ты неизвестен, раз забыт,
Забыт, раз был неинтересен.

Уходят чередою годы:
Не прыгнул выше головы?
У моря зря прождал погоды? -
Заботы Матери-природы
Не оправдал; оркестр - увы! -
Уж подобрался к нотам коды.

Налит стакан - как в дни былые,
Хотя вино уже не то -
Не веселит, и мысли злые:
"Простились - стало быть простили...
Простили? - было бы за что...
Простыли - выпили - забыли..."

Воспоминанья субъективны:
Я - о тебе, ты - обо мне.
Анклавная жизнь коллектива
Без горизонта перспективы
Устраивает нас вполне -
И сладко погружает в тину.

Не жаждешь выбиться из круга
Привычных, преданных друзей?
Легко потеешь от испуга?
Уютна и привычна скука? -
Живи спокойно, без затей:
Безвестность - лучшая подруга!

Забвенье - тоже в чём-то милость:
Его приятно заслужить;
И, что бы дальше ни случилось,
Спасёт беспамятства стабильность:
Ничто не сможет изменить
Твоё "ничто" - оно свершилось.

Но если есть желанье имя
Назло друзьям своим создать,
Простись с удобствами простыми:
Мир просто так тебя не примет -
Пахать, терпеть, опять пахать,
Творить - и выше лезть настырно.

Толкаясь в сонмище великих,
Всегда стремясь себя подать,
Ты здесь не для мечтаний тихих:
Сиять - так чтобы были блики,
Продать - так дорого продать,
А если сдохнуть - то на пике!

Так может имя сохраниться:
Запишут годы и дела;
В энциклопедии страница;
На кладбище похорониться,
Чтобы известные тела
И бодро каркала синица.

Мой друг остался безымянен.
Не помню я его картин.
Он от земли - как есть крестьянин,
Не задержался в балагане -
Почил без видимых причин:
Уж тридцать лет как он не с нами.

Простая жизнь и смерть простая.
А я вот что-то захандрил...
Двух дочек, вспомнилось, оставил:
Надеюсь, выросли в красавиц
И счастливы по мере сил,
Уже своих детей лаская.

Нет, меланхолия - не жалость,
А рассудительная кровь.
Поскольку мне осталась малость,
Давно имён не вспоминалось -
Их скрыл забвения покров...
Я молча пью за безымянность.

Ах, память, память! - вот подкралась
Усмешкой Дантовых кругов.

Художник Мишка Пичугов:
Он был - но имя не осталось...


Рецензии
После смерти человека на земле остаётся только память о нём.Раз вы его помните
значит он умер не до конца.а теперь и я знаю что был такой художник.

Олег Гаврилов 3   04.10.2014 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо за вашу заметку.
Но! не могу согласиться. Собственно, об этом и Меланхолия. Нет никакой памяти (в абсолютном смысле). А выбор между безымяньем и памятью - осознанный выбор. Ведь даже я на 30 лет забыл и друге-художнике. Это - не плач, не жалоба, не стенание. ;-) Это - размышление о выборе. Ну, попутно сказал что-то о друге. Но вот не осталось от него ничего! И теперь нужно/можно/хочется/(любая модальность) выбрать: безвестность или память. Вполне осознанно, понимая (и принимая) последствия.
Другими словами, память - последствия активных действий памятуемого. Хочешь памяти - (под)суетись; забвение - не худший выбор: не будут перетирать косточки.
Примерно так.

Ну, вот еще на эту же тему:

Быть знаменитым - ноша тяжела:
Зачем же знаменитости желать?

Не лучше ль оставаться средоточием
Безвестности - и скрыться между прочими? ;-)

Док Джекил   04.10.2014 11:11   Заявить о нарушении
Я тоже вспомнил по этому поводу правда не помню кто это написал

Быть знаменитым некрасиво.Но я не совсем согласен с этим.Лучше быть богатым
знаменитым и здоровым,чем бедным больным и неизвестным.

Олег Гаврилов 3   04.10.2014 11:35   Заявить о нарушении
Вопрос не в "лучше" - "чем", а стать - или не стать. Безвестность - тоже благо и может быть осознанным выбором.
Вы обращаете внимание, что "лучше быть известным". Я говорю, что можно стать известным, можно не становиться известным. Чтобы стать, надо шевелиться. Если нет желания шевелиться, неизвестность - тоже неплохо.
Бывает, конечно, что человека заносит в известность случай: оказался в нужном месте, в нужное время, с нужными людьми. И не всегда от известности ему хорошо: скажем, он серийный убийца; или ужасный стихоплет; или просто спалил храм (случайно). ;-)
Так что известность/безвестность - осознанный выбор, а не "лучше-хуже".

Док Джекил   05.10.2014 16:12   Заявить о нарушении
Для того чтобы добиться известности одного желания недостаточно.Нужен талант
и пробивные способности о которых вы говорили.Но слава и популярность это
палка о двух концах с одной стороны она приятна а с другой утомительна.

Олег Гаврилов 3   05.10.2014 16:25   Заявить о нарушении
Для известности как раз первое условие - желание (точнее, модальность: хочу/...). Все остальное - вторично (талант вообще чаще ни при чем). О том, хорошо это - известность - или нехорошо - собственно я и пытался осмыслить (по мере сил) ;-). А еще точнее: плохо ли быть неизвестным? хорошо ли быть известным? Какие последствия? Нужно ли это? Да, собственно, все - в Меланхолии. Если из нее это не следует, то, значит, написано непрозрачно.

Док Джекил   06.10.2014 16:45   Заявить о нарушении