Ведя отсчёт от Коктебеля 2

Закон О.М.а

"Все так — «за поэзию у нас убивают»."
Надежда Мандельштам, "Воспоминания". 


Так уж устроено. Нейтрон-элетрон. Бог-Дьявол. Фауст-Мефистофель. Они –не могут друг без друга. Плюс внутри-минус снаружи.   Орех в скорлупе. Или гантеля? Антивещество –это как бы вещество наоборот, шиворот на выворот. В физике всё более  или менее понятно. Хотя и не совсем.  Ну а  как с множеством человеко - частиц? Как квантуются чувства и мысли, которые руководят поступками? Как влияют на повседневную материальную жизнь идеи и идеалы?  Как образуются   не вырубаемые топором слова пророков-прорицателей? Откуда к носителям правды притягиваются  палачи? "Мы произошли от взрыва. Он порвал старые связи. И кости наших предков нам не собрать", - цитировала вдова Осипа Мандельштама  в воспоминаниях о сгинувшем на лагерной пересылке муже-поэте, первым дерзнувшим восстать против «шестипалого», совсем другого стихослагателя. Персонажа из нахлынувшего антимира, в котором таким, как её муж, предстояло остаться путеводной звездой поэта-носителя нравственной истины, берущей свои истоки в иудео-христианской традиции, европейской культуре. В своих «Воспоминаниях» она из деликатных соображений экономии пространства бумаги и нашего времени называет Осипа Мандельштама  О.М. 

   Поэты  серебряного века появились при встрече вещества прежнего мироустройства с антивеществом –нового, много раз оформленного в перетекающих друг в друга теориях марксизма, ницшеанства, кроулианства, эволизма. Сверхчеловек должен оседлать Зверя Власти. Участь же человека- исчезнуть, аннигилировать –его неисчерпаемый(и потому непредсказуемый) внутренний мир требуется  заменить разогретой пропагандой революционной критической массой. И тогда управляемый ядерный взрыв энтузиазма обеспечен. Драма, рождаемая по Ницше из духа музыки, создав напряжение между соленоидами АППОЛОНИЗМА и ДИОНИСИЗМА должна произвести на свет сверхчеловека нового типа-ПРОРОКА-демиурга, творца новых ЭОНОВ( по Алистеру Кроули). Мифы , как считали Хайдеггер, Эвола , Мирча Элиаде, Фрейд и Юнг, - те превокирпичики, -совершая ядерные слияния которых можно получить вождей и кумиров новой, прогнозируемой культуры. Анализ. Синтез. Результат. Пролеткульт создал некую кубофутуристическую версию этой грезы, обретшей силу массовой галлюцинации- искусства на службе масс. Но даже наиболее игриво-карновальные, салонные  из «серебряных» Северянин («Я гений!»),  Андрей Белый с его теориями стиха(хотя поэзия -ремесло самоубийственно эмпирическое), ни тем более сверх-денди Балмонт – не намеревались играть в такие игры. Что говорить о неистовых, «смазывающих карту будней», бунтующих против любой серости, регулярности… 

  По версии Надежды Мандельштам  поэты серебряного века, совершили внутреннюю эмиграцию  даже раньше последней отчалившей от причалов Крыма потрёпанной в боях канонерки. Они со всем своим мировоззренческим скарбом, представлениями о ДОБРЕ и ЗЛЕ, отчалили загодя да того, как  был собран в путь-дорогу пароход с русскими философами Ильиным, Бердяевым, Корсавиным, Трубецким…
 Большинство  из оставшихся   вынуждены были переродиться, пристрелив те самые представления «абстрактного гуманизма» , как бросившуюся с пристани в кильватерный  след верную лошадь кавалериста(сюжет стиха  Николая Туроверова «Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня. Я с кормы, все время мимо, В своего стрелял коня...»)  Остальные из оставшихся на берегу, не смотря на усилия властей, сбежали ещё дальше,  переместившись на век раньше. В X1X  век , а  то и ещё левее по шкале прошлое-будущее (ведь время по Бергсону  лишь сцепление квантов психики). Они совершили некое путешествие во времени –и оттуда вели свою войну с надвигающейся идеологической антиматерией.  Оставаясь в кошмарной Москве 30-х, Мастер мог одновременно пребывать в древней Иудее. И даже более там, чем здесь…И в том ему помогали и Воланд, который мог быть самим Блюмкиным, и Маргарита...Она следовала за Мастером и в подвал со слепым оконцем даже если  это подвал Лубянки, и в ссылку в Воронеж, и в психушку, и на тот свет...Она обязана была сделать перепрятываемы копии, сохранить в памяти... 
 
  В поле радиации этих «беженцев»  попали не только современники вместе с причесывающей всех под одну гребёнку  репрессивной машиной. На голографической пластинке следующих поколений начали возникать подобия –двойники…
 
Серебряный век играл в магию, оккультные ритуалы, карнавалил по поводу бессмертия.  И всё получилось, как и грезилось. Всерьёз. До полной гибели. Грёзы перешли в реальность. Слова воплощались в судьбы, похожие на древнегреческие трагедии, ужасы средневековых хроник, круги ада Данте,  евангельские сюжеты. Сначала пришли «комиссары в пыльных шлемах» -Понтии Пилаты и Каифы. Потом их сменили инквизиторы Лубянки…Судьбы- подобия стали возникать после хотя бы частичного снятия запретов. Как и предсказывала Марина Цветаева, пришёл черёд настоявшимся , как вина, стихам и поэтам серебряного века. Ещё были живы Пастернак, Ахматова, Кручёных. Встречи юного Вознесенского с Пастернаком вылепили  автора,  процитировавшего без кавычек мандельштамовское "... не прихоть ПОЛУБОГА, а хищный глазомер простого столяра..." В этой сентенции он заменил лишь слово КРАСОТА , на слово ПОЭЗИЯ. Получилось "Поэзия -не прихоть..." Что это было?  Игра с цензурой в озорном желании подёргать тигра за усы, легализовав две строчки запретного поэта ?   
...Как бы там ни было, но в отрицание этой формулы и Ахмадулина, и Вознесенский, и Евтушенко быстро стали ПОЛУБОГАМИ, собирали стадионы, купались в лучах славы и предоставляемых благах. Лагерную судьбу сгинувшего Мандельштама или нашедшего покой в Колпашевском яру Клюева разделили те, кто пошёл за гробом Пастернака гораздо дальше официально разрешённых.

  Самое потрясающе, - это бесконечно множащиеся двойники. Нескончаемый бином. В какой-то момент среди студентов-гуманитариев Томского государственного университета возникло движение сродни движению средневековых вагантов. После защиты пятикурсников на этаж общаги на Ленина, 49 выкатывалась бочка пива - и начинали гулять. Понятно- белогвардейские романсы и стихи –на закуску. Ну и : «Мне на плечи кидается век-волкодав…» Он правда, пока не очень кидался, так –скалился где-то за кустами… Пока это было почти то же  самое, что и коктебельские «капустники» на берегу –недалечь от волошинской дачи…Но потом…
   
  Погибший позже при каких-то полусредневековых обстоятельствах поэт, с которым мы вместе ходили на Томь разгружать баржи с рыбой или колымили в конце февраля, сбрасывая снег с крыш, соединял в себе дионисизм Макса Волошина и крестьянскую стать Николая Клюева. Походя внешне и на того и на другого.  Буйный.  Дотянул  до третьего курса, -и бросил учёбу.  За что  по вполне понятной логике был очень уважаем друзьями –собутыльниками и преподавателями. Дионисизм, непредсказуемость были в чести. Он уже был почти пророком, стихи его в самом деле пользовались бешеной популярностью, он великолепно их читал, а тут ходить на лекции, сдавать нудные зачёты. Он завязал с учёбой, но  появлялся(правда всё реже и реже) в научке,  ходил в  факультетский театр миниатюр, играл там роль в пьесе Ануя «Жанна Дарк». Ну и зависал в общаге, куда приносил деньги со строительных колымов, демонстративно являясь на эти литературные вечера в чумазой робе. Одна из его Жанн-жён  попала под машину, хотя тогда не было в Томске столь интенсивного автомобильного движения. Другая(тоже филологиня), кажется, от поэтического образа жизни мужа повредилась психикой…Говорили, на квартиру крепкопьющего поэта положил глаз какой-то мент –и вот труп, пролежавший несколько дней. Вскрыли двери, когда уже сильно запахло. Друзья издали посмертный сборник…Давно уже  было. Быстро время летит. Но две книжечки стоят на полке. Друзья-ровесники помнят, цитируют, бывают на могиле. Для меня он почти  точная копия  иллюстрирующего эту главу снимка. Макс Волошин играет древнегреческого персонажа. Дело происходит на пляже.  Он в окружении шлейфа поклонниц. Закончится эта "студенческая миниатюра" - и все, скинув с себя даже лёгкие хитоны божественно нагие устремятся в морские воды. 
   
  Другой писавший радовавшие родителей –преподавателей(о, наивность) и тех же самых друзей -поэтов стихи поэт тоже не доучился. Да и зачем оно ему было? Он вырос в среде профессоров-гуманитариев, над его детской кроваткой нависали тома домашней библиотеки. Сюжет «гибели всерьёз» он прожил в мгновения.   Вначале была распродававшаяся дружками-собутыльниками библиотека профессоров –родителей, потом их кончина(они оба воевали –и, вернувшись с фронта, не блистали здоровьем).  Следующим актом этой драмы стало вихревое  образование чего-то вроде «Башни» Иванова на этой «сталинской» квартире с прекрасными высокими потолками.
 Стихи были в самом деле хрустально-великолепны, как и этюд Мауро Джулиани под названием "ручеёк", который внешне напоминавший юного короля-солнце из первой экранизации "Трех мушкетёров", наш Орфей - любимец играл на "Музиме", журча струнами, как на арфе, а не грубо брякая. Нашими "гвардейцами кардинала" были нудные "препы" , стукачи, которые порою "прокалывались", "чугунные зады", высиживавших повышенные стипендии в библиотеках. Но , чтобы в открытую эпатируя, фехтовать с этим благопристойным войском-таких гасконцев было не много. Ну разве , что так страшно кончивший Партос - неоклюевец и двойник Макса, при котором профессорский отпрыск состоял этаким Арамисом. Тем более, что готовы были и вполне уже харизматично одортаньяневший бард, и другие персонажи бессмертного, не входившего в список обязательной литературы, романа. И среди них-Бонасье-чья то жена, которая теготела к созданию вокруг себя гаремов из поэтов. Так что не только Блок с Белым и Менделеевой. Не только  Марина мечом Тристана между Эфроном и ...Арлекин, как написала в мини-микроблоге "Треугольник" на прозе.ру  Иона Исадская, имея, конечно же, в виду что-то совсем личное, спрятанное за вензелем ника, закодированное..".Кто виноват в печальной участи доверчивых супругов? Кто Дирижёр? Завистники нашептали интеллигента русского в измене обвинив присяге Белой Армии. Чужой среди своих,не свой среди чужих. Потомки умные найдут, оценят и поймут, что Правда не подвластна Времени..."  Были ли завистники? Трудный вопрос. Нет ответа. Но если не мученический, то тернистый путь (поэту нужны страдания)торился прорубаемый в джунглях засасывающей пошлости  мечом гумилёвского конквистадора.
 И потому -пришло время-у нашего Орфея были труды разнорабочим в геологоразведочной партии(это как воевать в армии Деникина "тубику" Эфрону или доходяге Мандельштаму лесоповалить), затем был поход на место падения Тунгузского метиорита, по крайней мере написана повесть о том. Потом искателя контактов с инопланетными цивилизациями нашли в петле. Некоторые считают, что тоже из -за квартиры. Не повесился. Повесли. Как Есенина…Хотя стихи у него были отнюдь не "под Есенина" ,что -то неоклассическое, мельхиоровое, бриллиантово сверкающее, как подвески королевы, из-за которых всё , собственно, и приключилось в окрестностях Булонского леса...   
 
      Училась на филфаке ТГУ и потом, как я слышал, умерла во время перелёта в самолете(сердце было слабое) девушка, писавшая на радость всему преимущественно женскому  факультету  стихи в духе Анны Андреевны…Из них в самом деле можно было если не хлестать кубками дионисийско- цветаевское винище, то по крайней мере опохмеляться , как из дефицитного в те времена хрустального фужера дефицитным же шампанским. Позже они были напечатаны в альманахе Сибирских Афин "Каменный мост". Этот  гибрид "Нового мира" Твардовского с "Аполлоном" Маковского проковылял несколько номеров на своих филологических пуантах и лёг хрустальными гробиками на полках библиотек и квартир в связи с иссякшим, как быстро кончающееся в бутылках фолернское(даже если его ящик), финансированием, а "догоняться" уже было не на что...   
   
  Надежда Яковлевна Мандельштам всё же не даром объясняла: актер и поэт –разные субстанции. Актёр –играет на публику и он в маске. Поэта публика мало интересует, он …то ли с Богом говорит, то ли с Истиной. Но  сила Поэзии прямо, конечно же,  пропорциональна…Трудно сказать чему. Может, силе духа. А может -культуре. Народной или интеллигентской-это уж как карта ляжет. Она иссякает, гаснет при подчинении государственной машине. Её огасудавствление невозможно. Эта сила к тому же остро реагирует противодействием на всяческое насилие над личностью… Проводник должен быть прочным. Слишком силен молнийный всплеск  возникающего тока…


Рецензии
Что-то ты, брат, в сторону - по сравнению с первоначальным текстом - вильнул. А где, не пойму.

Эргар   02.10.2014 17:31     Заявить о нарушении
"Муху" мою почитай: твоё слово мне всегда важно.

Эргар   02.10.2014 17:33   Заявить о нарушении
))Хиляешь 100%. Стало как-то академичней, как кандидатская...

Эргар   02.10.2014 17:41   Заявить о нарушении
Да не вильнул. Всё то же- с небольшими добавлениями. Это как смотреть насчёт виляния, с какого боку. Как раз дальше хочется написать ради мемуарного материала. Вот эти три мини-новеллы в конце требуют продолжения. Но, предупреждаю, - опять речь пойдёт о "Докторе Живаго". Текст будет амбивалентный. Может быть тебе хотелось бы, чтобы мои друзья -филологи, поэты, выглядели более карикатурно. Так я их считаю более полезными для производства разумного, доброго , вечного, нежели кто либо, а особенно "литературоведы в штатском"..."Вильнул" - это ежели в нолях, тебе бумажку подсовывают, а ты -куда деваться- подмахиваешь. А! Да. Мы же неразумные-не понимаем, что интеллигенция всё тут понаделала, а замывать кому приходится? Хотим -хвалим, хотим профилактическую беседку вворачиваем...

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.10.2014 18:09   Заявить о нарушении
Ты не горячись, давай. Темку -то зацепил оё-ё-ёй! Тут с кондачка не решишь. Ага? Вот, ты опять "утверждаешь" - "Повесли. Как Есенина…" Хрень! Сам на себя руки наложил. Прости меня Господи, как Иуда. Я ж тебе с умыслом про Эфрона с Мариной задвинул. Не в осуждение это всё, но во имя справедливости.

Эргар   02.10.2014 18:23   Заявить о нарушении
Да какая тут справедливость? Взяли хиляка в оборот. И потом он же на НАШИ органы батрачил!)))))Чай не у Власова или Шкуро...

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.10.2014 18:48   Заявить о нарушении
Во! Золотые слова- "на наши".Хорошо предсталяю, как простой оперок из ОГПУ втирал им за патриотизм. А справедливость,Юра,в том, что надо об этом знать.Без этого горького знания пасьянс не складывается.

Эргар   02.10.2014 19:14   Заявить о нарушении
Да это хрестоматийные факты. Удивительно как тебя стаскивает на назидательно-профилактический тон. Хлебнули они горюшка. Но двух детишек всё ж выкормили. Ну а шпионская планида так она только красит-протоШтирлиц! А она жена его. Подумаешь пожила в казённых номерах! Её папа оставил в наследство всем нам музей изобразительных искусств. Да и в чём её вина то была? Да и его? В том что ВИЛЬНУЛ и стал работать на НКВД? Ну если вызовут и скажут твоя дочь завтра не дойдёт до Эйфелевой башни так согласишься. Ариадна то потом всё одно 17 годков отдубасила. Собираюсь кстати съездить в Колывань, в Пихтовку, там Анастасия в ссылке была...

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.10.2014 19:50   Заявить о нарушении
Ясное дело, сейчас это "хрестоматийные факты". "Душа" проблемы - в другом.И ты хорошо это знаешь. Для меня лично - как для исследователя "гештальта поэта" - это минус.

Эргар   02.10.2014 19:57   Заявить о нарушении
В чём же проблема? И где тут конкретно КАНДИДАТСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ? Я могу просто мемуарнуть, но будет не понятно -кто мы , ведь мы от ДРЕВНИХ ГРЕКОВ, ЕГИПТА , ИУДЕИ происткаем.Тут как не стебайся и не сыпь сержантским юморком. МЫ -это интеллигенция. В кофте фата Маяковского или с прямым пробором Есенина, в эпатирующей хламиде Макса или же в копаниях на грядке в Переделкине Пастернака. МЫ КОНЧАЕМСЯ? Или в очередной раз -Голгофа.Распятие. Смерть. А потом воскресение? Нас конечно РАСПЯЛИ, НО НЕ СИЛЬНО...И мы знаем как это делалось -хоть операми, хоть офицерами, хоть кем повыше или пониже просто в трудовых коллективах-годюшниках...А Макс, Марина, Эфрон, Клюев, Мандкельштам и его вдова из революционных монахинь -это уже архетипы.Вечное и неизменное. Мрамор. Безоценочно. Палачь и киллер делают свою работу. Тот, кто идёт на плаху выполняет свою миссию. Это ИУДЕО_ХРИСТИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Христа нет без Иуды и Понтия Пилата.Псалмы первоначально написаны на древнееврейском. Хромосомы кириллицы потом появились. Всё это такая же генетика , как Блюмкин, Берия, Сталин, Троцкий(ой, как играет в фильме про его убийство Ален Делон кого-то из окружения Сикейроса!)-это уже данность- генетика. Гены не переделаешь...Вопрос. Что дальше? В следующем цикле. А ты - АЗ, БУКИ...Меня метафизика интересует.

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.10.2014 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.