Синявский А. Д. -Прогулки с Пушкиным...
Моё поколение помнит громкий процесс над этим этничечки русским писателем со
странным "погоняло"- Абрам Терц.
Бродя по пушкиниане- случайно вышел и на этого, никогда не читаемого писателя и литкритика и поневоле дочитал до конца, что и вам рекомендую не в виде истины, а интересный взгляд как на Пушкина- живого человека...
ИЗ ИНТЕРНЕТА
.............................
Синявский А. Д. (Абрам Терц) Прогулки с Пушкиным
«Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»
— «Да так, брат,— отвечает, бывало,— так как-то всё…»
Большой оригинал».
Н. В. Гоголь, «Ревизор».
При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. Помимо величия, располагающего к почтительным титулам, за которыми его лицо расплывается в сплошное популярное пятно с бакенбардами, — трудность заключается в том, что весь он абсолютно доступен и непроницаем, загадочен в очевидной доступности истин, им провозглашенных, не содержащих, кажется, ничего такого особенного (жест неопределенности: «да так… так как-то все…»). Позволительно спросить, усомниться (и многие усомнились): да так ли уж велик ваш Пушкин и чем, в самом деле, он знаменит за вычетом десятка-другого ловко скроенных пьес, про которые ничего не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты?
…Больше ничего
Не выжмешь из рассказа моего,
— резюмировал сам Пушкин это отсутствие в его сочинении чего-то большего, чем изящно и со вкусом рассказанный анекдот, способный нас позабавить. И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу.
Отбросим не идущую к Пушкину и к делу тяжеловесную сальность этих уличных созданий, восполняющих недостаток грации и ума простодушным плебейским похабством. Забудем на время и самую фривольность сюжетов, к которой уже Пушкин имеет косвенное отношение. Что останется тогда от карикатурного двойника, склонного к шуткам и шалостям и потому более-менее годного сопровождать нас в экскурсии по священным стихам поэта — с тем чтобы они сразу не настроили на возвышенный лад и не привели прямым каналом в Академию наук и художеств имени А. С. Пушкина с упомянутыми венками и бюстами на каждом абзаце? Итак, что останется от расхожих анекдотов о Пушкине, если их немного почистить, освободив от скабрезного хлама? Останутся все те же неистребимые бакенбарды (от них ему уже никогда не отделаться), тросточка, шляпа, развевающиеся фалды, общительность, легкомыслие, способность попадать в переплеты и не лезть за словом в карман, парировать направо-налево с проворством фокусника — в частом, по-киношному, мелькании бакенбард, тросточки, фрака… Останутся вертлявость и какая-то всепроникаемость Пушкина, умение испаряться и возникать внезапно, застегиваясь на ходу, принимая на себя роль получателя и раздавателя пинков-экспромтов, миссию козла отпущения, всеобщего ходатая и доброхота, всюду сующего нос, неуловимого и вездесущего, универсального человека Никто, которого каждый знает, который все стерпит, за всех расквитается.
— Кто заплатит? — Пушкин!
— Что я вам — Пушкин — за все отвечать?
— Пушкиншулер! Пушкинзон!
Да это же наш Чарли Чаплин, современный эрзац-Петрушка, прифрантившийся и насобачившийся хилять в рифму…
— Ну что, брат Пушкин?..
Причастен ли этот лубочный, площадной образ к тому прекрасному подлиннику, который-то мы и доискиваемся и стремимся узнать покороче в общении с его разбитным и покладистым душеприказчиком? Вероятно, причастен. Вероятно, имелось в Пушкине, в том настоящем Пушкине, нечто, располагающее к позднейшему панибратству и выбросившее его имя на потеху толпе, превратив одинокого гения в любимца публики, завсегдатая танцулек, ресторанов, матчей.
Легкость — вот первое, что мы выносим из его произведений в виде самого общего и мгновенного чувства. Легкость в отношении к жизни была основой миросозерцания Пушкина, чертой характера и биографии. Легкость в стихе стала условием творчества с первых его шагов. Едва он появился, критика заговорила о «чрезвычайной легкости и плавности» его стихов: «кажется, что они не стоили никакой работы», «кажется, что они выливались у него сами собою» («Невский Зритель», 1820, № 7; «Сын Отечества», 1820, ч. 64, № 36).
До Пушкина почти не было легких стихов. Ну — Батюшков. Ну — Жуковский. И то спотыкаемся. И вдруг, откуда ни возьмись, ни с чем, ни с кем не сравнимые реверансы и повороты, быстрота, натиск, прыгучесть, умение гарцевать, галопировать, брать препятствия, делать шпагат и то стягивать, то растягивать стих по требованию, по примеру курбетов, о которых он рассказывает с таким вхождением в роль, что строфа-балерина становится рекомендацией автора заодно с танцевальным искусством Истоминой:
…Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Но прежде чем так плясать, Пушкин должен был пройти лицейскую подготовку — приучиться к развязности, развить гибкость в речах заведомо несерьезных, ни к чему не обязывающих и занимательных главным образом непринужденностью тона, с какою вьется беседа вокруг предметов ничтожных, бессодержательных. Он начал не со стихов — со стишков. Взамен поэтического мастерства, каким оно тогда рисовалось, он учится писать плохо, кое-как, заботясь не о совершенстве своих «летучих посланий», но единственно о том, чтобы писать их по воздуху — бездумно и быстро, не прилагая стараний. Установка на необработанный стих явилась следствием «небрежной» и «резвой» (любимые эпитеты Пушкина о ту пору) манеры речи, достигаемой путем откровенного небрежения званием и авторитетом поэта. Этот первый в русской литературе (как позднее обнаружилось) сторонник чистой поэзии в бытность свою дебютантом ставил ни в грош искусство и демонстративно отдавал предпочтение бренным дарам жизни.
Не вызывай меня ты боле
К навек оставленным трудам,
Ни к поэтической неволе,
Ни к обработанным стихам.
Что нужды, если и с ошибкой,
И слабо иногда пою?
Пуская Нинета лишь улыбкой
Любовь беспечную мою
Воспламенит и успокоит!
А труд — и холоден, и пуст:
Поэма никогда не стоит
Улыбки сладострастных уст!
Такое вольничанье со стихом, освобожденным от каких бы то ни было уз и обязательств, от стеснительной необходимости — даже! — именоваться поэзией, грезить о вечности, рваться к славе («Плоды веселого досуга не для бессмертья рождены»,— заверял молодой автор — не столько по скромности, сколько из желания сохранить независимость от навязываемых ему со всех сторон тяжеловесных заданий), предполагало облегченные условия творчества. Излюбленным местом сочинительства сделалась постель, располагавшая не к работе, а к отдыху, к ленивой праздности и дремоте, в процессе которой поэт между прочим, шаляй-валяй, что-то там такое пописывал, не утомляя себя излишним умственным напряжением.
Постель для Пушкина не просто милая привычка, но наиболее отвечающая его духу творческая среда, мастерская его стиля и метода. В то время как другие по ступенькам высокой традиции влезали на пьедестал и, прицеливаясь к перу, мысленно облачались в мундир или тогу, Пушкин, недолго думая, заваливался на кровать и там — «среди приятного забвенья, склонясь в подушку головой», «немного сонною рукой» — набрасывал кое-что, не стоящее внимания и не требующее труда. Так вырабатывалась манера, поражающая раскованностью мысли и языка, и наступала свобода слова, неслыханная еще в нашей словесности. Лежа на боку, оказалось, ему был сподручнее становиться Пушкиным, и он радовался находке:
В таком ленивом положенье
Стихи текут и так и сяк.
Его поэзия на той стадии тонула и растворялась в быту. Чураясь важных программ и гордых замыслов, она опускалась до уровня застольных тостов, любовных записочек и прочего вздора житейской прозы. Вместо трудоемкого высиживания «Россиады» она разменивалась на мелочи и расходилась по дешевке в дружеском кругу — в альбомы, в остроты. Впоследствии эти формы поэтического смещения в быт лефовцы назовут «искусством в производстве». Не руководствуясь никакими теориями, Пушкин начинал с того, чем кончил Маяковский.
Пишу своим я складом ныне
Кой-как стихи на именины!
Ему ничего не стоило сочинить стишок, приглашающий, скажем, на чашку чая. В поводах и заказах недостатка не было. «Я слышу: пишешь
открывайте через поиск, читайте далее................
Свидетельство о публикации №114100201480
Один за другим идут юбилеи великого нашего соотечественника, уроженца Волыни, поэта Некрасова Николая Алексеевича. В упор не замечают их сильные мира сего начала 111 тысячелетия. Но разве правительство, прислуживающего криминалу, из числа которого выдергивают то одного, то другого «авторитета», т. е. я хотел сказать, «авторитетного чиновника» могут порадовать, вдохновить на что-либо следующие строчки певца народной жизни?
Ничего не будет нового,
Если завтра у него
На спине туза бубнового
Ты увидишь, -
Ничего!
Но гораздо вероятнее,
Что его карьера ждёт,
Деликатнее, опрятнее,
Миллионы наживёт!
И разве “новые у русские», построившие на наших вкладах своё персональное счастье отдадут нам хотя бы десятую часть от утраченной суммы? Вот когда они теряют уже свои вклады, появившиеся у них неведемым для нас путем, о них заговорит с сочувствием весь Запад, как полторы сотни лет назад. А МВФ, при каждой попытке правительства пустить вход печатный станок, начинает грозить пальцем: “мы не позволим обесценивать вклады уважаемых вкладчиков вашей державы, если вы для выплаты долгов по зарплате пустите в ход станок!”
Верьте, нет глупее несчастья:
Потерять последний грош –
Ни пропажи, ни участья,
Хоть повесься, не найдёшь!
Коли стянут у банкира
Из десятка миллион –
Растревожится полмира…
“Миллион!”.. Со всех сторон
Сожаленья раздадутся,
Все правительства снесутся
Телеграммами в набат.
Да и пир во время чумы вновь к нам вернулся, как и во времена дикого капитализма второй половины Х1Х века. С одной стороны – разруха, самоубийства тысяч людей, голод сотен тысяч детей, брошенных на произвол судьбы, нищета безработных, с другой – б5есконечные приёмы, банкеты, визиты с растратой сумм, равных заработкам многосотенных трудовых коллективов…
Я заснул…
Мне снились планы
О походах на карманы
Благодушных россиян,
И, ощупав свой карман,
Я проснулся…Шумно…В уши
Словно бьют колокола,
Гомерические куши,
Миллионные дела,
Баснословные оклады,
Недовыручка, грабёж,,
И патритичнее ли стали наши “национал-патриоты” за последние 125-150 лет? Ничуть! Те же реверансы перед Западом, США, перед долларом, как и в “оны годы”, в результате которых на Запад уплывают учёные мозги, наши дети и девушки, металл, нефть, газ, антиквариат, а оттуда – зелёные бумажки…
Грош у новейших господ
Выше стыда и закона;
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона.
Бредит Америкой Русь,
К ней тяготея сердечно…
Шуйско-Ивановский гусь –
Американец??.. Конечно!
Что ни попало – тащат,
“Наш идеал, говорят,
Заатлантический брат;
Бог его – тоже ведь доллар!”
И не вместе ли с Некрасовым плачем от Его Препохабия – Капитала, вытаптывающего и сокрушающего всё живое, светлое, чистое, святое, внедряющего у нас наркотики, разврат, раздоры, убивающего в прямом и переносном смыслах этого слова нас, наших детей и стариков?
Горе! Горе! Хищник смелый
Ворвался в толпу!
Где же Руси неумелой
Выдержать борьбу?
Плутократ, как караульный,
Станет на часах,
И пойдёт грабёж огульный,
И случится – крррах!
И сколько же недавних “идейных”, красноречивых “демократов” конца 80-х годов, “львов” периода гласности, сражавшихся с партийно-номенклатурными привилегиями, сами, придя к власти, оказались обычными пресмыкающими перед денежными мешками? Они (эти бесчисленные радзинские и Волкогоновы) готовы за прилитчный куш написать любую гнусность про своих идейных противников, оправдать любой порок, налить любую грязь на отечественную историю из смеси “репрессий” с “голодоморами”, в качестве “профессионалов” пера:
Он машинным красноречьем
Плутократию дивит:
Никаким противоречьем
Не смущаясь говорит.
В интересах господина
Заплати да тему дай,
Говорильная машина
Загудит: поднимет лай,
Будет плакать и смеяться,
Факты, цифры извращать…
И сколько их страдальцев от “тоталитарного коммунистического режима”, обрядившихся в тогу “демократов” превратились в обыкновенных пройдох, криминализированных “предпринимателей”, воротящих миллионами? И о них писал Н. А. Некрасов, попав прямо в “десятку”?
Под опалой в оны годы
Находился демократ,
Друг народа и свободы,
А теперь он – плутократ!
Хорошо ещё, когда такой “демократ” занялся всего лишь частным бизнесом. Ну, а если судьба закинет очередного «Гайдара», «Бурбулиса», на министерское кресло? Кто будет расплачиваться за “горшки”, разбитые горе-“профессионалом”? Конечно же, простой народ!
Был умником и в ус себе не дул,
Поклонники в нём видели мессию:
Попал на министерский стул
И наглупил на всю Россию!
И разве нынешний криминалитет не сращивается напрямую с бюрократией, разве коррупция, о которой говорит весь мир, не душит всё живое в нашей державе?
Я проект свой излагал
Ясно, непреложно –
Сухо молвил генерал:
“Это невозможно!”.
Я протекцию сыскал,
Всё обставил чудно,
Грустно молвил генерал:
Это будет трудно!”
В третий раз понять я дал:
Будет рублей со ста,
И воскликнул генерал:
“Это очень просто!”
И кто из смертных наших (трижды обворованный, измордованный “реФОРМЕННЫМИ БЕЗОБРАЗИЯМИ”, оплёванных вместе со своим светлым прошлым) не разделит кричащих слов поэта-страдальца за свою Русь, попранную Капиталом?
Я книгу взял, восстав со сна,
И прочитал я в ней:
“Бывали хуже имена,
Но не было подлей!”
Алексей Самарский 02.10.2014 08:27 Заявить о нарушении