Игры слов
Что такое слова? Чем является человеческая речь во всей своей красоте и многообразии? Не более чем просто способом говорить. Всего лишь набором примитивных символов для описания гораздо более сложных явлений, событий, процессов, которыми пестрит человеческая жизнь. Субъективная реальность, воспринимаемая каждым из нас, гораздо шире и объёмнее, нежели словарный запас всех существующих в мире языков. С самого рождения в человеческом сознании формируются шаблоны восприятия, под которые мозг подгоняет как по мерной линейке всё, что способны воспринимать наши органы чувств. Пройдя через все возможные фильтры и декодеры, эта информация преобразуется в воспринимаемые нами трёхмерную картинку, тактильные ощущения и стереозвук. Таким же образом и все проявления внешнего мира подгоняются нами под слова со своей определённой семантикой, а то, для чего нет подходящего слова, значит и вовсе не может существовать. Ведь как можно верить в то, для чего даже не существует подходящего слова, чтобы этот предмет (событие, процесс, ощущение и т.д.) обозвать? Можно, если вспомнить, откуда пришли к нам все слова. Речевой аппарат каждого народа определялся культурой, которая, в свою очередь, формировала морально нравственную парадигму данного народа и языковую (поведенческую) модель. В зачатке развиваясь обособленно и самобытно, каждый язык рано или поздно входил в столкновение с другими языками и заимствовал оттуда слова, для тех вещей, описания которым в этом конкретном языке раннее не было. Так словарный запас каждого языка становился всё шире, с ростом технического прогресса появлялись всё новые неологизмы, но слова так и не утратили свой главный недостаток. Они являются лишь симулякром. Всего лишь ярлыком, который можно навесить на многие объекты, не давая им при этом никакого описания, ничего о нём не говоря и не объясняя. При этом в разные временные промежутки даже в рамках одной культуры одно и то же слово может иметь абсолютно разные значения. В них нет абсолютно никакого постоянства. Особенно сложно всё обстоит с описанием человеческих эмоций. Ведь это не вещи, не объекты материального мира. Это происходящие в наших умах и сердцах процессы. «Я люблю тебя» или «Я ненавижу тебя». Ведь это всего лишь две фразы, состоящие из трёх слов, но насколько же они диаметрально противоположны по семантике. Пытаясь описывать свои эмоции и переживания при помощи слов, люди спотыкаются и расшибают лбы о стены непонимания, возникающие по причине ограниченности применения речевых средств любого языка. Они неспособны описать многое из того, что люди способны испытывать и переживать. В словах нет никакой гармонии и порядка. Просто ярлыки на клейки, которые мы клеим на всё, что попадается нашему глазу. К тому же, слова не способны обозвать многое, принадлежащее миру трансцендентальному и миру мистическому. Карлос Кастанеда вводил термин «Нагваль» для описания мира, находящегос за пределами всего, что можно описать словами. Выходя за рамки языка, герой сталкивается с проблемами в описании своих переживаний, своего трансцендентального опыта. Потому что для этого ни в одном из языков уже нет слов. Остаются лишь неповторимые ощущения, которые ты испытываешь, покидая рамки нашего привычного мира и шаблонного восприятия, с повязкой которого на глазах ты жил всю свою раннюю жизнь. Человек, мыслящий словами загоняет себя в рамки. Для мыслящего же ощущениями не существует никаких границ.
Рецензии