Читательские заметки о сентябрьском лонг-листе БЛК

   "Требовать  от испанца, чтобы,  войдя в трамвай, он не окидывал взглядом знатока всех едущих  в нем женщин, - значит требовать невозможного".(с).  Х.Ортега-и-Гассет "Эстетика в трамвае".
   Я - не испанец...Вот сказал это и задумался...Хорошо было Ортеге-и-Гассету в 1916 году - никто тогда особенно и не стеснялся в выражении своей национальной идентичности, тем более, шла первая мировая война и это скорее приветствовалось(а в негативном ключе - я не этот или тот - позволяло ещё более чётко провести границы). На "дворе нынешнего тысячелетия" иная ситуация - мультикультурность, политкорректность, "размывание" границ...Не знаю как там в Испании, но в англосаксонских государствах за пристальный взгляд знатока могут и привлечь за sexual harassment...Поэтому, как и Х. Ортега-и-Гассет, смотрим на прекрасное в метафорическом смысле) - читаем стихи сентябрьского лонга БЛК...
Ну, а если речь идёт о трамвае и о путешествии - первая остановка, естественно, "Улисс"  Григория Кофмана  http://www.stihi.ru/2012/1116/6002 ...

В трамвае сел на тенистую сторону.
Парню напротив не повезло с журналом.
Ещё можно выскочить, забежать к ней и, пока одевается...
Вернее однако смотреть на вывески.

Пассажиров в это ленивое время мало:
Двое служащих, пенсионеры, собачка,
Художник, похожий на свой портрет в юности...
Не смотреть на ту девочку – подумают, что педофил.

Превосходно отрехтован путь десятого маршрута.
Отличное качество рельсов и автоматизация путей.
Даже неизвестно, нужен ли вообще водитель.
В Париже в метро, говорят, их нет.

Невероятный потенциал роста у энергетики.
Рыжему, правда, никто не поставит памятник.
Ей, вероятно, нет ещё и тринадцати.
О чём думают родители, одевая подростка вот так.

Я сел бы в поезд, чтоб высадиться у моря –
Сомневаюсь, что счастие обретается именно у него.
Хе-хе! Оно осталось висеть на заборе
Детской маечкой в Парголово.

Парень простужен, урчит, как тигель.
В подобных случаях Stern лучше чем Spiegel.
Мне говорят, прочитай Нотомб!
Если возьмусь, то и кончусь на том.

Девочка вышла – ну и слава богу.
Водитель никогда не просил меня покидать трамвай.
Медленный оползень перекрывает дорогу –
Вроде как приехали.

Жаба в руке – раз.
Поцелуй на щеке – два.
Мороз на виске – три.
Кто ты будешь такой – говори.


"Трамвайная" традиция в литературе богатая, так что тексты на каждом стыке пути, то бишь в каждой строфе, "выстукивают" свои подсказки...
Ильф с Петровым или Булгаков "отправлены" на пешие прогулки), обратимся к трамвайно-поэтическому...
Как два возможных полюса - событийно-смысловых - "Заблудившийся трамвай" Н.Гумилёва(1919) и "Трамвай поэзии" Е. Евтушенко(1968), где-то на обочине "Шёл трамвай 10 номер..." , как в варианте детской считалки или городского шансона, так и в варианте С. Михалкова...

"Вернее однако смотреть на вывески..." - утверждает автор, но из 1919 года доносится:

"Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают." (Н.Гумилёв).

Прежний социальный пафос:

"Люди в трамвай продирались, как в рай,
полный врагов узлейших,
логику бунта не влезших в трамвай
меняя на логику влезших." (Евтушенко)

изжит -

"Пассажиров в это ленивое время мало:
Двое служащих, пенсионеры, собачка,
Художник, похожий на свой портрет в юности..." (Кофман)

и промелькнувший в окне Чубайс остается всего лишь  "памятником" унесённого  времени...

И девочка (13 лет - Татьяна Ларина? - конструирую еще одну возможную коннотацию, исходя из модной сетевой версии)) замещает уверенных в себе пионеров прошлого, задаёт "границы" воображения героя - куда можно двигаться и что нельзя делать - "превосходно отрехтован путь десятого маршрута..." И даже ошибка в слове - отрехтован( правильно "отрихтован") - словно намёк на скрытую неправильность этого пути)...Кстати, и "счастие" в старинном написании тоже радует читателя возможностями семантических игрищ)...
Вот и девочка выходит...А водитель так ни разу и не объявил остановки...Зато прозвучит скороговоркой считалка и Улиссу останется только ответить на последний её вопрос - Никто...
Вспомнил 10-й трамвайный маршрут в Свердловске(вроде и в Екатеринбурге он тот же самый) - ЦПКиО им. Маяковского - 7 ключей...
То ли евтушенковский поэтический к гумилёвским истокам, то ли наоборот, но в любом случае трамвайный "Улисс" Г.Кофмана идёт своим отрихтованным маршрутом под искрящейся трамвайной дугой)...

В трамвайном окне чёрно-белым отпечатком завис дирижабль...Полый...То есть не "Led Zeppelin"), но слышно его тоже за версту)...
На боку дирижабля из пятен и линий складывается название - "кандинский"(Регина Мариц http://www.stihi.ru/2014/08/30/2983 )...

 я тут живу.
пожалуй, наяву.

тут перехлёст, размыв:
сентябрь — пятно и линия, кандинский.

всплывает полый дирижабль —  он слышен за версту.
ему не спится — мнится,
что он король, а королю,
по наивысшему родству,
дозволено подоблачные души тискать,
а тем — дрожать от верности.

стою.            

тут всё стоит на чём-нибудь большом
и непреложном, вроде алфавита:
от «а» — аарон, алоха, амба, антишок,
до «я»  — ягОда, ягода, ярмо.
и всё —  созвучия: хамсин и ваххаббиты,
петит и твиттер, мастер, маргарита...

тут все кругом должны, и все по кругу квиты.

приблудный веркин женишок
гуляет выпившую дрель.
щенок
глядит и влажно дышит в неразменный «л».

Построение текста переносит читателя в ситуацию, описанную некогда самим Кандинским - он увидел свои картины перевёрнутыми и не узнал их, а в голову ему пришла идея, ставшая главной в идеологии абстракционизма - живопись должна быть живописью, и для этого достаточно трёх вещей - линии, цвета и формы...Из "перехлёста и размыва" рождается подобие живописного полотна кисти Кандинского, полотна, которому он порой давал название "симфония №...". Но абстрактности не чужда классицистская трёхплановость - вверху дирижабль, мнимый король и мнящий себя властителем мироздания, но на самом деле только конструкт в воображении героини, которая видит связь всего сущего - "тут все кругом должны, и все по кругу квиты", связь, основанная на слове, где всё созвучно...И Ягода наблюдает за Мастером и Маргаритой, и ваххабиты прячутся в твиттере от хамсина...И проступают "древние письмена", то бишь платоновская мысль о том, что "в письме, Федр, вот что ужасно: оно поистине так похоже на живопись" (с) Платон "Федр", (275d)...Вот этот концепт и составляет для меня суть данного стихотворения. И то, как он представлен в стихе, безусловно, радует...Ибо есть ещё и передний план, насыщающий цветом предыдущие абстракции - далёкий гул дирижабля превращается в "гулящую выпившую дрель", мир насыщается эмоциями взгляда и дыхания...Щенок - воплощение жизни, живого...Живопись - калька с древнегреческого zographia...Охотник - с др.-греч. zogreia, ловец живого...Регина Мариц умеет охотиться))...

В трамвае удобно читать...Или слушать об экзистенциальных проблемах соседей по вагону...Вслушиваюсь в "плач по каину" ( Евгения Костюкова  http://www.stihi.ru/2014/01/01/2531 )...

 в раю – для неё – зима.
ева зябнет (душа беззащитней тела),
укрывается шкурой убитого мужем льва.
иней ползёт по плодам омелой. вечность заледенела,
даже звуки застыли – не складываются слова,
тем паче, в слово. нет основы.
названа просто – жизнь, а принесла – смерть.
съевший себя зверь. червивое пятнышко на роду.

- ка-а-ин...
- в аду.
- кровинка моя в аду!
- авель обещал заскочить на этой неделе.
- глаза б на него не глядели, снова станет нудеть:
"мам, пожалей сад – яблочные огрызки, что кости, хрустят под ногами.
вот папа на всё восклицает – "амен!", его не тревожат беспутные голоса".

а ей бы – назад, на голубой шарик:
где она большая, где медовые волосы и огненные глаза,
грудь звенит молоком, первенца в люльке качают птицы,
адам строит новый дом. жить бы да жить втроём.

поздно...

опять не спится.
вынимая перо из ножен, ева пишет письмо:
"боже, что своего сотворили люди, кроме грехов и детей?!
не всех одинаково любим, бывает – кого-то сильней.
ты же сам – родитель, но мы для тебя не равны.
равенство – выдумка сатаны, а я – не в его свите.
надежда длиннее ночи. всё забери, чем наш мирок богат,
но будь милосерден, отче, дай согреться – открой мне ад!"


Текст, привязанный к мифологии,  всегда производит более сильное впечатление, чем простая житейская история...История Каина и Авеля настолько глубоко проросла в культурные тексты, что воспринимается как банальная, тем паче, реалии - политического или культурного плана - непрерывно её актуализируют в отношениях  между конкретными людьми или даже целыми народами...Взгляд Евы, взгляд матери "сдвигает" привычные координаты, создаёт эффект "остранения" (с одним -н- по Шкловскому))...А, кроме этого, и концептуальная насыщенность финала производит сильное впечатление. Словно перекликаясь с тем, что было явлено в предыдущем разговоре о стихотворении Р. Мариц... "Перо из ножен..." - именно так! Акт письма - это по-двиг, "разрушение" обычая, неповиновение высшему или тому, что почитается как высшее...Продолжая тему охотника как ловца живого - вспоминается руссоистская концепция рождения "письма", столь тщательно исследуемая ныне адептами деконструкции: охотник - пастух - землепашец...Каин-землепашец наказан, но будет отмщён самой историей...И Ева права - не только как мать, но мудрая женщина - будущее за Каином...При помощи "письма" он постигнет тайну власти и, главное, перепишет историю)...

Три концептуально насыщенных стихотворения и, главное, эстезис их поэтически ярок и интересен...
В сентябрьском лонг-листе немало хороших стихов, но что-то помешало мне расширить список особо отмеченных...
Например, АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "На Троицу" http://www.stihi.ru/2014/07/04/529 -
"Кровать - словно длани Господни..." - вот не стыкуется у меня одна кровать и, по меньшей мере, две господних длани...Спать на двух кроватях, как на двух стульях сидеть)...

АЛЕКСАНДРА ИНИНА «Сон серой пичуги» http://www.stihi.ru/2014/07/15/4060 -
"Как будто мадонна открыла ресницы" - открывают всё-таки глаза, а поисковики чаще всего выдают в ответ на запрос про открытие ресниц  - почему девушки при крашении ресниц открывают рот)...

АНДРЕЙ ВЕЛЕНСКИЙ «Про забытую любовь» http://www.stihi.ru/2009/11/21/1209 -
"Бессилен клинч.
Святы законы Ома.
Гламурный ланч,
ветхозаветный сплин." - ощущение лёгкого грогги))...И не более того...

Возможно, этот текст ещё дополнится...А пока...Семь Ключей! - " выкрикивает кондуктор. Этот крик всегда вызывал у меня тяжелое чувство, ибо он - символ замешательства. Однако приехали. За десять сантимов далеко не уедешь."(с) Х.Ортега-и-Гассет "Эстетика в трамвае"...


Рецензии
Эх, жалко, что Вы не дописали обзор! Тогда бы и мои "Шестидесятые", возможно, вошли в него)).

Татьяна Комиссарова   15.10.2014 13:15     Заявить о нарушении
И мне, Татьяна, жалко, что не получилось продолжить..."Семь ключей" там не зря упомянуты, именно семь стихотворений хотел в своём "маршруте" отметить...
И остановка "Шестидесятые" там тоже была запланирована). Вот только рельсов, то бишь времени, не хватило да и служба главного заказчика)) как-то равнодушно отнеслась)...Но ежели подвезут рельсы)), то и не взирая на всяческие службы, будем строить новые маршруты...

Михаил Фокс   16.10.2014 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.