Экранизация Тайны Эдвина Друда 2012 года от ВВС
Режиссер: Дьярмуид Лоуренс;
В ролях: Алан Армстронг, Рон Кук, Джанет Дэйл, Алфи Дэвис, Саша Дхаван, Фредди Фокс, Элли Хаддингтон, Дебора Джеффри, Рори Киннер – BBC, 2012 год.
То есть эпохальным-то это событие, по идее, должно быть для англичан – не каждый год случается двухсотлетний юбилей своего же классика: «английский бы выучил только за то….»
Но так уж вышло, что, эпохальным это событие стало и для меня – погрузившись сначала в отечественный спектакль «Тайна Эдвина Друда», а потом и в творчество самого Диккенса, я, полюбив произведения последнего, заболела и «Тайной…». По крупицам разыскивая фактически любые исследования, связанные с «Тайной», естественно долго и с нетерпением ждала именно эту экранизацию. Ну, как же: BBC, сами англичане, своего же писателя! Нет, не скажу, что ожидала откровения от данного фильма, отнюдь… Но BBC славится довольно-таки «крепкими» экранизациями, сужу по тем, которые видела, это и «Холодный дом», и «Наш общий друг» (два фильма), и т.д. А «Тайна Эдвина Друда» – самый настоящий подарок для режиссера: великолепный сюжет, глубокие характеры, да ещё и без финала – вот где простор для фантазии!
И что же? Закон жизни: если чего-нибудь долго ждёшь, неизменно наступает разочарование, бывают, правда, исключения, но не в данном случае.
Любителей Чарльза Диккенса сразу предупрежу – от Диккенса в данном фильме осталось мало что: название произведения, да имена действующих персонажей.
Во время просмотра меня не покидало ощущение, что смотрю не полноценный фильм, а трейлер: галоп, иногда сменялся рысью – prestissimo и allegro. Да, и немудрено – шутка ли впихнуть в пятьдесят девять минут четырнадцать глав романа из двадцати трёх! Почти до неприличия изменённая фабула, на мой взгляд, нарушила логику повествования, совершенно убив ту, атмосферу, что появлялась как во время чтения этого произведения, так и в телеспектакле Александра Орлова – атмосферу тайны. А без неё – это и не Диккенс, и не «Тайна Эдвина Друда». Отдельно хотелось отметить английский темперамент, продемонстрированный зрителю – ему могли бы позавидовать испанцы, которые в сравнении с жаркими героями викторианской Англии, больше похожи на ледяные глыбы.
Ну, а сюжет: принцесса-курилка, говорящая Эдвину о грозящей опасности, и о том, что у него похитили розовый бутончик; сам Эдвин, после разговора с Грюджиусом, решивший (вдруг) ускорить помолвку; спонтанное примирение Невила и Эдвина, по инициативе Джаспера, причём, что показательно, Эдвин пришедший к дяде, застав у того Ландлеса, даже не знал, что им суждено помириться; ну, и апофеоз всей серии, финал – Джаспер в соборе душит (на смерть или нет, не знаю, вторую серию ещё не видела), или думает, что душит любимого племянника! Сам же Эдвин – Фредди Фокс – юное внешне очень привлекательное существо, ни то что не вызывает симпатии, а наоборот, начинаешь думать: что же Джаспер так медлит с убийством, давно пора придушить этого наглеца!
Словом, что-то научно-фантастическое, и совершенно незнакомое. Интересно, что же будет во второй серии – если уже здесь Диккенса переврали, да ещё как!
После просмотра этого «шедевра» я подумала: когда-то советский четырёх серийный телеспектакль привёл меня и к Диккенсу, и к роману «Тайна Эдвина Друда», а что случилось, если бы тогда, вместо нашего фильма с волшебной мистической музыкой Эдуарда Артемьева, я увидела этот!?
Да, вопрос о силе или слабости искусства, отнюдь не риторический – и, к сожалению, последняя – слабость, или лучше серость – побеждает. А куда она может привести? Вот это, действительно, вопрос!
Свидетельство о публикации №114092800190