Поэзия, проза, верлибр
С другой стороны, стихи в старом добром стиле, с рифмой и размером, я пишу совсем по-другому. Главное, стихи я вообще не могу писать, когда мне заблагорассудится. Этим процессом я не управляю. Рифма и размер накладывают такие сильные ограничения, что я просто не могу подобрать никакие слова, если нет вдохновения. Получается вымученное, никуда не годящееся. В те странные периоды, когда стихи пишутся, они пишутся как бы сами собой. Строчки выпрыгивают откуда-то, и мне кажется, что стишок уже существует в природе и вот я его нашёл. Строчку за строчкой вытаскиваю его из какого-то другого мира в этот. Часто пишу и не знаю, о чём стишок и в какую сторону надо его вести. Если, правда, первой выпрыгивает последняя строчка, тогда обычно ясно, о чём речь. Как вытащенную из земли морковку или картошку, очищаю затем стишок от прилипших комочков земли, делаю маленькие поправки. Серьёзная правка обычно невозможна, она просто всё разрушает, даже если стишок выскочил несовершенным. Перевод на другие языки затруднителен (лично мне удаётся переводить стихи с русского на английский с сохранением размера и рифм, но это похоже на исключение).
Вот здесь-то и проходит граница между поэзией и прозой, во всяком случае, для меня, и только в плане процесса создания. Может быть, если сформулировать замысел а затем сконцентрироваться на нём в основное рабочее время, то, в конце концов, стихи начнут выпрыгивать по задуманному. Но это для меня пока из области теории.
Если же отвлечься от процесса написания, то я бы сказал, что в прозе основополагающим является центральная идея и передающее её действие. Герои должны быть выпукло обрисованы, и концовка должна быть неожиданной и эффектной. Хорошо написанные рассказы и верлибры кончаются ударной фразой или ударной строкой. В поэзии же главное - игра слов и передаваемое ей впечатление, атмосфера. Сцепление слов "боковыми гранями" создаёт новые пласты смысла или намёки на них. Своим звучанием слова могут создавать впечатления сухости или влажности, холода или жары. Важна музыкальность. Все эти вещи невозможно или очень трудно планировать заранее, они получаются по ходу сочинения, когда посетит вдохновение. Если в стихотворении содержится какая-то глубокая идея, то это приятный сюрприз.
Таким образом, проза – это макро, а поэзия - это микро. Или, говоря языком пианистов, проза и поэзия – это крупная и мелкая техника. У кого-то лучше развито одно, а у кого-то другое. Но развить мелкую технику труднее, она обычно врождённая.
Из всего вышесказанного вытекает, что поэзия и проза не являются взаимоисключающими и могут сосуществовать в одном произведении. В качестве примера можно взять любую крупную поэтическую форму, где есть как сюжет, так и поэтика. Например, "Сказка о царе Салтане" Пушкина или "Мцыри" Лермонтова. Многие более мелкие поэтические формы (например, баллады) также содержат нарративный и таким образом прозаический элемент. Чисто поэтические произведения, то есть ненарративные стихи, не могут, как правило, удержать внимание, если они слишком длинные.
Рассмотрение прозы и поэзии как не взаимоисключающих а взаимно дополняющих позволяет уйти от сложного теоретического вопроса о том, что считать прозой а что поэзией. В этом вопросе слишком много путаницы и произвола. Пушкин назвал своего "Евгения Онегина" "роман в стихах", а Гоголь назвал свои "Мёртвые души" "поэма". В общем и целом, в эпоху метризованной и рифмованной поэзии написанное короткими строчками можно было считать поэзией, а длинной строкой с переносом – прозой. Верлибр спутал все карты. Если отвлечься от разбиения на строки, трудно найти границу между нарративным верлибром и коротким рассказом. Кроме того, противопоставление поэзии и прозы как "высокого" и "низкого" ("проза жизни") изжило себя.
В заключение остановлюсь на связи между поэтической формой и языком. Литераторы (так же как и народ) развивают язык. Если язык художественного произведения отличается от стандартного языка, это большой плюс. В метризованной и рифмованной поэзии необходимость удовлетворить требованиям метра и рифмы заставляет автора "деформировать" язык соответствующим образом, употреблять необычные формы и неологизмы. Таким образом, метризованная рифмованная поэзия служит катализатором развития языка.
26 September 2014, 6 April 2015
Свидетельство о публикации №114092700949
Но у Вас я вижу попытку разобраться с тем, что в сущности своей представляет стихосложение. О, и я постоянно такие попытки делаю, и написал довольно много эссе, наподобие этого - Вашего. Ваши наблюдения интересны и во многом верны, но, также как и в науке, ограничиваться собственными наблюдениями нельзя.
Наши уважаемые литературоведы ещё до нашего появления на свет глубоко проникли во всякого рода поэтические процессы, и их (литературоведов) следует также читать, критически и со вниманием, присовокупляя мысли, почерпнутые из чтения, к мыслям, основанным на собственном опыте и наблюдениях. И тогда дело пойдёт.
В общем, заходите на мои эссе на этом сайте, а также вот тут -
http://www.proza.ru/avtor/dimamasht разумеется, если Вам это интересно.
Вон, Герцик написал, что ему неинтересно, ну, и бог с ним )))
Это, я считаю - та самостоятельная тема, которую мы при желании можем плодотворно обсудить.
Личного творчества, общего состояния дел на Стихире и на других сайтах интернета, авторских амбиций, и тем более - политики, можно и не касаться.
Стараюсь не пропускать ни одного эссе на литературоведческие темы и возможности для дискуссии. Потому и пишу рецензию.
С уважением, Дмитрий
Маштаков 31.10.2015 03:51 Заявить о нарушении
Дмитрий Александрович Гаранин 31.10.2015 04:15 Заявить о нарушении
Чем мне стихи.ру нравится - очень много заинтересованных и талантливых авторов, они же читатели. Но и мастера профессионалы есть, пришли сюда именно за массовым читателем. Проект "Вечерние стихи" с Мариной Кудимовой очень интересен.
_ То, чем увлечён Володя Герцик, мы ещё обсудим, скажу пока что, чем-то его увлечение напоминает вот эту запись - http://yadi.sk/d/0rqV-1B-gxp8v
А пояснения к этой записи тут - http://www.stihi.ru/2015/02/05/7964 последний текст из трёх. Человеческая речь обладает гармонией, и эта гармония обнаруживается в самых разных формах.
Дмитрий
Маштаков 31.10.2015 09:18 Заявить о нарушении
Я думаю, она не девалась, она изменилась. С появлением интернета появилась новая поэтическая просодия - стиль письма, способы и институты распространения текстов. Автор не нуждается в типографии, читатель ищет для себя не высоких тем, а тем житейских, личностных, показывающих открыто лицо автора. Так называемый Лирический герой вызывает раздражение, а его автор обвиняется в лицедействе.
Ну, и поделом ему ))
Что касается моей любовной лирики, то я её запрятал на отдельной страничке без указания входа на неё. Но и на публичных страничках есть кое-что, например -
http://www.stihi.ru/2008/10/29/3693
http://www.stihi.ru/2008/10/22/3708
http://www.stihi.ru/2014/01/05/8359
Дмитрий
Маштаков 31.10.2015 10:08 Заявить о нарушении
Дмитрий Александрович Гаранин 01.11.2015 05:43 Заявить о нарушении
Кое-что по Вашей наводке я с интересом прочитал, всегда стараюсь даже из препирательств извлечь нечто продуктивное. На моих статьях есть один критик, весьма специфичный, Вы его сможете в рецензиях увидеть. Я его берегу, поскольку он почти что единственный, кто с таким напором и заинтересованностью высказывается. Мы с ним отлично ладим и вполне понимаем друг друга.
Но есть критики, а есть просто авторы, в гости друг к другу мы иногда ходим. Моё собственное стихосложение заметно иссякло, но я пристрастился отклики в стихах и пародии писать, это, также как критика или перевод позволяет глубже понять автора. Но переводы - это не моё, не настолько языки знаю. Кроме того переводы портят собственный стиль. Учёба тоже, самобытность лучше ))
Впрочем, я и не стремлюсь никуда - не хожу (чур меня!) на поэтические встречи, хотя они некоторое время проходили в двух шагах от моего дома. Всё же поэтическая жизнь с точки зрения обывателя - некая ненормальность, радости близким она обычно не приносит. Поэты в большинстве своём - несчастные люди, более того, они к этим несчастьям стремятся и извлекают из них творческие стимулы. Вот Цветаева такой была - влюбиться в совершенно неподходящего для себя человека - это самое оно ))
Дмитрий
Маштаков 01.11.2015 09:56 Заявить о нарушении
Дмитрий Александрович Гаранин 01.11.2015 17:07 Заявить о нарушении
Дмитрий Александрович Гаранин 01.11.2015 17:14 Заявить о нарушении
Возможно, это просто привычки старые ))
Сайт ситихи.ру можно рассматривать, как социальную сеть с общением в форме стихов, а на Фейсбуке, как я понимаю, больше общение прозой, что требует излишне большого многословия. М.б. и поэтому мне здесь нравится.
Всё таки естественнонаучный ум склонен к краткому высказыванию - http://www.stihi.ru/2011/10/14/8350
Дм.
Маштаков 01.11.2015 17:59 Заявить о нарушении
Фейсбук в настоящее время самая лучшая платформа. Очень много поэтов разных калибров публикуют там стихи.
Дмитрий Александрович Гаранин 27.12.2015 23:51 Заявить о нарушении