Негерой
В наш век надежд и разочарований человечеству не хватает Героя, это отражается и в литературе. Например, Минаев показал не только отсутствие Героя, но и никчемность Героинь. Арбатова М. довольно резко раскритиковала всех русских Героев и удалилась в Индию за 'ДЕГУСТАЦИЕЙ" сильного пола - "не царское это дело - детей растить" - делает вывод Мария после замужества и воспитания близнецов.
А чье же это дело? Большинство романов о любви вообще не предусматривают "цветов" любви - детей.
Я провела в библиотеке несколько дней, чтобы найти книгу о семейной жизни - из огромного зала нашлось всего три книги на эту тему.
Что в нашей литературе - женщины ищут Героев, "Герой" пытается дотянуться до этой высокой планки, но чаще соскальзывает, либо перед законной регистрацией брака, либо после ...
Еще М.Ю.Лермонтов показал со своим героем - чего стоит такой "героизм" - брошенная Бела и "третий лишний".
"Жить с женщиной - героизм. Всю жизнь с одной - подвиг" - сказал Олег Янковский, не постеснялся, "герой"...
Эту же проблему заметил и З. Прилепин анализируя современную литературу пластами.
Но зато он вывел - внимание - главную закономерность - женщина всегда ищет мужчину, не смотря на неудачи, разочарования и т.д. То же и в литературе - женщины авторы растерялись, глядя печальными глазами, но писать продолжают о том же - о "негероях нашего времени".
Про героев не нашего времени все понятно - декабристы - военные :-) солдаты, офицеры, командиры, партизаны, летчики, разведчики и т.д. Тут все просто - перед лицом смерти мужчина - становится Героем.
А теперь? Нажимают клавиши-кнопки, покупают виртуальные танки и играют в компьюторе, отнимая время от своей семьи.
Что показывает В. Пелевин в романе 'Жизнь насекомых" - муравьи - вечные труженники, стрекоза - легкомысленная девушка, жучок тупо катает свой навозный шарик, тараканы - офисный планктон - обыватель, которому ничего творческого и духовного не нужно, ночные бабочки летят на свет и сгорают в нем и другие... Но и в итоге - все ползут к вожделенному пню, всю жизнь, а когда доползают - то НЕ знают что делать дальше:-) ни с этим пнем, ни с самими собой,
Более удачные-смекалистые залезают на пень и начинают дерижировать другими, себе подобными, неудачниками.
Пелевин высмеивает жизнь, но ничего иного не предлагает, кроме мифического стремления к СВЕТУ, может быть он имел в виду Бога, но постеснялся выразиться конкретнее. Многие стесняются, и продолжают искать Героя...
Тихон Шевкунов вот не постеснялся - в итоге книга имела огромный успех - на вырученные от продажи средства он реставрировал храм и многое-многое другое.
Даже отдаленно похожие книги на "Несвятых святых" не глядя покупаются, в надежде - а вдруг кто-то так же напишет или хотя бы о том же... О ТОМ же, точнее, или о Тех же.
Откровенность-открытость, оптимизм с позитивностью современного дня, немножко негероев нашего времени, и самое главное - Героизм Героев. Наконец-то, современный человек потянулся к чему-то, наконец, мы заинтересовались чем-то кроме тридцать пятого любовника поп-звезды, гей-парадов и т.д.
Всему свое время. Мы еще подождем. Мы еще не перестали надеяться.
Одна современная поэтесса писала - "...когда мы плакали и грызлись, выделялось какое-то странное вещество - нам казалось, что это кризис. На деле кризис - это не ссориться - не плакать - ни че го..."
Действительно, самое бесперспективное это - ни че го.
Распадающиеся браки, женоподобные мужчины, мужественные женщины, несчастные дети, ищущие радости в подвалах-углах, невоспитанное поколение и растущая
преступность, вымирающие нации, превышение смертности над рождаемостью и т.д.
Достоевский сказал - 'в несчастии яснеет истина' , Цветаева говорила, что из 'тяжелых условий существования выйдут Герои, негерои погибнут', а еще - 'мир спасет красота' - это мы помним. Только пока красоту каждый понимает по-своему...
Веллер довольно подробно описал на примере американских хиппи - почему каждое последющее поколение не хочет жить так, как жили его родители, откуда растут корни этого протеста. Единственная его брешь была - слепота религиозная. П. Коэльо вроде бы и взялся за эту тему, да переусердствовал, если в 'ПЯТОЙ ГОРЕ" ЭТО было удачно, то в других книгах чувствуется перегиб к оккультизму.
Сюжет 'Пятой горы' религиозен - ветхозаветный пророк Илия и его путь к Богу через многочисленные испытания.
Собственно, так строится любой роман - чтобы быть Героем - 'герой' должен пройти испытания от внешних до самых глубинных внутренних.
Арбатова говорила - 'не борись с собой - силы слишком не равны' - кажется остроумно, но мелковато по сути, 'негеройство' очередное.
Цветаева говорила 'нечеловеческое' мне дает силу' - это уже поглубже мысль - это уже почва для рождения героя.
Итак, для Героя нужна почва, потом условия - испытания, потом полив, чтоб сила была, потом кульминация - а тут уж, извините, тайна.
'Человек - тайна, и если разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время зря...' Федор Михайлович удружил нам на закуску обдумать.
Вишневкий Я. писал в сети - "Господи, помоги мне быть таким, каким меня видит моя собака..." - то есть он признается, что не дотягивает до того уровня Героя, каким его хочет видеть животное, ну, хотя бы признался честно.
Яркий момент его произведений - это недовольство женского пола мужским - дочь разрезает плюшевого мишку ножницами, потому что папа вместо своего времени и внимания подарил ей игрушку. Герой мечется - не понимает - он пропадал на работе ради заработка для семьи, а им было нужно вдвое меньше, зато времени и внимания вдвое больше. Ричард Йеитс писал почти о том же с огромными удивленными глазами - ' я же ради вас старался'. Браки распадаются при малейшей неприятности - ведь это нарушает человеческое стремление к комфорту. Каренина тоже хотела бы, чтобы Вронский проводил с ней больше времени - потому и под поезд ложилась - думала, что он разлюбил.
' На свете счастья нет, есть лишь покой и воля' - как всегда по-достоевски 'оптимистично'. Но о том же и современная литература твердит своими сюжетами - 'оставьте меня в покое' - кричат 'герои', показывая свою волю. '...Ах, обмануть меня не сложно - я сам обманываться рад'... Теперь это твердят наши героини - современные женщины.
Глаза ищут букв. Все читают газеты.
Я смотрю в окно. И не мечтаю об этом.
Кто-то собачку несет, кашляют за спиною,
Я закрываю рот, а города за мною
Длинною нитью ползут, скатываясь с обочины.
Каждый ищет уют, комфортом озабочены.
Каждый имеет дом или хотя бы угол.
На кухнях главный - стол, друг - рядом с другом.
В комнате главный - диван, обои в цветочках - прошлое.
Чем больше будет экран - тем день будет короче.
Тем меньше сказано будет, и взглядов друг другу в глаза.
Все меньше любят ближних, все чаще любят собак.
Все реже глядят на небо - замысел бытия
Интересует все реже, и умолкаю я.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕД...)
Свидетельство о публикации №114092705670