Сундук блокнотов

Прочитал только что в ЖЖ рассказ одной художницы о том, как она ездила к другому художнику на мастер-класс. Последним пунктом программы шло обучение построению анатомического рисунка. Когда она восхитилась тем, как легко тот делает сложные вещи и сказала, что это, конечно, объясняется его огромным багажом знаний, он показал большущий сундук, доверху наполненный блокнотами. А там бесконечные зарисовки. Бесконечные. Руки, ноги, фигуры, наброски, лопатки-ключицы, лица, дети, снова руки, снова ноги, человек так, человек эдак, человек во всех возможных ракурсах и позах, спина, шея, шея, рука... и все это бесконечное количество раз... Говорит "рука должна запомнить". И вывод: тут никаких чудес, пахота одна.

Вслед за этим вспомнил гроссмейстера Шипова, который при комментировании часто говорит, что тот или другой ход "сделан рукой". Т.е. шахматисты делают некоторые ходы не задумываясь, автоматически, рука приучена в определенных позициях делать определенные ходы.

А что у поэтов/писателей? Вспомнил про одного современного поэта, о котором читал в книге "Креативность" М. Чиксентмихайи, он де перечитал всю российскую, европейскую, китайскую и не помню, какую еще (не стану специально открывать сейчас книгу) поэзию. Всю. Я и не верю, и верю. Не верю, п.ч. это очень много. Верю, п.ч. понимаю, что так надо делать, если хочешь чего-то в литераторстве достигать. А кроме прочтения этих тонн чужих творений сколько надо сундуков своими блокнотами заполнить, чтобы "рука запомнила"...

27.09.2014


Рецензии