М принц
Эпиграф: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
А. Сент-Экзюпери.
Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и размышляя над тем, что происходит в мире.
- Антуан де Сент-Экзюпери, как известно, был летчиком. Человек необычайно яркой одаренности, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство – вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он ни вспомнил о своем детстве. Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на все!».
«Маленький принц» - философская сказка. В самом широком философском смысле – это история о любви и дружбе, о жизни и смерти;
Сюжет часто бывает фантастичен. Люди, животные и растения имеют свои характеры, свои голоса, слышат и понимают друг друга. Сказка пронизана символами: символичен образ Розы. Это любовь. Аллегорический образ баобабов, пропалывать - это значит – истреблять зло, вырывать его с корнем. Гора - символ спасения и др..
По сюжету сказки становится ясно, что …для взрослого важно внешнее, будничное – СЕЙЧАС; он не замечает, что в контексте Жизни это «сейчас» - НИЧТО. Автор начинает показывать и доказывать первичность духовного и вторичность материального.
…задумаемся: Почему маленькому принцу понравился барашек в ящике?
Фантазия ребенка настолько богата и глубока, что может полноценно воспринимать желаемое вне конкретного материального предмета; свое «видение».
Первый урок, который нам преподает автор: «…встал поутру, привел себя в порядок и свою планету».
«Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов…»
Экзюпери справедливо утверждает, что если каждый встанет поутру и приведет в порядок себя, то тем самым он приведет в порядок и свою планету.
Новый герой – Роза. Символ лучше половины человечества. Гордая, красивая, требовательная, немного кокетливая… Олицетворяет собой женщину-любовь.
Почему же происходит ссора? Как часто мы не готовы жертвенно любить, один великий подвижник сказал – «Мы умеем только лакомиться любовью»…
Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы её лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Иногда, когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё…
Вот почему в нынешнем обществе сложилась такая ситуация: мы любим комфорт, успех, малейшая неудача раздражает, отталкивает, и мы бежим… Есть такой роман Апдайка «Беги, кролик, беги!», где в точности описана та ситуация, где герой убегает от проблем – куда? В никуда.
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия. Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей.
Обратим внимание на жителей разных планет. Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он. Почему?
– Первый герой встречается принцу на первой посещаемой планете: король. В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний…
Автор будто случайно показывает христианский путь жизни:
«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Следующий урок, преподаваемый автором: «...суди сам себя».
Честолюбец – следующий герой:
(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)
…«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)
Как полезно нам посмотреться иногда в зеркало.
Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия.
– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Вывод: постараться найди в себе силы изменить себя.
Но это невозможно без Бога: «Без Меня не можете ничего…» - сказано было нам.
И как часто мы про это забываем. Как горько, что не помним такой простой истины.
Следующий герой - «деловой человек»?
(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)
Вывод: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Здесь поднимается тема смысла жизни человека: «Вера без дел мертва», да, но дело без веры – ТОЖЕ!
Следующая тема - планета фонарщика.
Герой восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей…
Вывод: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека, но «маяком» чего?
Ведь автор не случайно, показывает фонарщика таким печальным, аккуратно подводя нас к мысли о Создателе всего Этого…
седьмая планета была – Земля – Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. (Он увидел сад с розами)
«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."
Он лег в траву и заплакал»
Разве это не плач Адама? И разве это не урок смирения ему?
В самую трудную минуту для малыша явился Учитель. Этот момент метафоричен и неоднозначен. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. В Его высказываниях – есть мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.
Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он теперь да и мы вместе с героем?
Вывод: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Для чего автор сталкивает Маленького принца на каждой планете с разными героями?
Показана галерея портретов человеческой личности; освещенные со всех сторон они демонстрируют собой абсурдность в высшей мере Земной тщеты и отрицательных черт человечества без духовного мира.
Отрывок из XXVІ главы: «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
…Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся…»
Что же символизируют звёзды? Наверное, стремление к чему-то, необходимая мечта о чём-то… или о Ком-то.
Мы когда-то потеряли Рай и перестали видеть Отца, осиротели, с тех пор мы стремимся его так или иначе найти – вот откуда вечное желание лучшего, какой-то мечты, соединения с Отцом и пребывания в Его Раю; и т.д. и т.п.
- Итак, автор говорит нам: «... У каждого человека - свои звезды», может быть – это свои пути к Богу? Ведь утверждал же апостол: «Каждый перед своим Богом стоит или падает…». А ещё знаем: «Не вмещается Моё слово в вас» - потому так трудно нам бывает понять, что самое важное, или мы понимаем как-то по-своему. ..
Но не оставляем этих попыток, падаем, встаём и опять падаем, и снова встаём.
- Автор глубоко прочувствовал сам то, о чем так подробно рассказал читателю. Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам слабых, порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи (гордость?), не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя. А также автор показывает уменьшенную модель жизни в мире (как на ладони) и места человека в нем. Но самое главное в том, что Человек обладает неограниченным внутренним миром, как колодец без дна, из которого можно черпать ВСЁ; но сумеешь ли Ты сделать правильный выбор; откроешь ли Ты крышку своего бездонного колодца души, и ЧТО Ты будешь черпать из него – зависит только от Тебя…
«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» - «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен Есть». Нам есть к чему стремиться!
Свидетельство о публикации №114092705542