Календарь поэзии. 27 сентября

Михаи;л Матве;евич Хера;сков (25 октября [5 ноября] 1733, Переяславль — 27 сентября [9 октября] 1807, Москва) — русский поэт эпохи Просвещения, автор огромной по объёму эпической поэмы «Россиада», видный масон и розенкрейцер, владелец подмосковной усадьбы Очаково.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас — Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве княжна Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге — одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, в 1754 году — в коммерц-коллегии, а в 1755 году подал прошение об отставке и поступил на службу в открывшийся Московский университет, где организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал вместе с И. Ф. Богдановичем журнал «Полезное увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской сцене героическую поэму «Безбожник».

В 1760-х годах дом Хераскова (на месте нынешнего здания № 21 по Тверской) стал центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашён вместе с Сумароковым и Ф. Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в 1763 г. назначен директором Московского университета.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента берг-коллегии — учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная императрица отправляет поэта в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он передал Н. И. Новикову университетскую типографию, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году вышла поэма Хераскова «Россиада», над которой он работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменила опалу и вернула поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселился в Москву, занимался издательской деятельностью, создал университетский благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году. В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков в чине действительного тайного советника, полученном за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.


****


                К СВОЕЙ ЛИРЕ

                Готовься ныне, лира,
                В простом своем уборе
                Предстать перед очами
                Разумной россиянки.
                Что в новом ты уборе,
                Того не устыдися;
                Ты пой и веселися.
                Своею простотою
                Ее утешишь боле,
                Чем громкими струнами
                И пышными словами;
                Твои простые чувства,
                Бесхитростное пенье
                Ее подобно сердцу,
                Ее подобно духу:
                Она мирскую пышность
                Великолепной жизни
                Конечно ненавидит.
                Когда тебя увидит,
                Тобой довольна будет.
                А ты, которой ныне
                Стихи я посвящаю!
                Нестройность их услыша,
                За то не рассердися.
                И сами в песнях музы
                Нередко погрешают.
                Без рифм стихи слагаю,
                Но то их не лишает
                Приятности и силы.
                Коль есть в них справедливость,
                Других нет правил в свете
                Стихи и лиры строить,
                Как только чтоб с забавой
                Мешая общу пользу,
                Петь внятно и согласно.
                Творцом быть славным в свете
                Трудов великих стоит
                А пользы в том немного.
                Не силюся к вершинам
                Парнасским я подняться
                И там с Гомером строить
                Божественную лиру,
                Иль пить сладчайший нектар
                С Овидием Назоном.
                Анакреонта песни
                И простота и сладость
                В восторг меня приводят.
                Однако я не льщуся
                С ним пением сравняться;
                Доволен тем единым,
                Когда простым я слогом
                Могу воспеть на лире;
                Когда могу назваться
                Его свирелок эхом;
                Доволен паче буду,
                Когда тебе приятно
                Мое игранье будет,
                Часов работа праздных,
                Часов, часов немногих;
                Не тщательно старанье
                Награду всю получит,
                Венец себе и славу,
                Когда сии ты песни
                Прочтешь, прочтешь и скажешь,
                Что ими ты довольна.

                <1762>


                О ВАЖНОСТИ СТИХОТВОРСТВА

                Когда        ни начинаю
                Любезну лиру строить,
                И девять сестр парнасских
                Когда ни вобразятся
                В уме, к стихам возженном,
                И в сердце, ими пленном, -
                Мне слышится всечасно,
                Что мне они вещают:
                "Не трать, не трать напрасно
                Часов младого века
                И, духа не имея,
                В стихах не упражняйся;
                Других путей довольно,
                Которые приносят
                И сладость, и утехи
                На свете человекам.
                Оставя Аполлона,
                Ступай за Марсом в поле:
                Военна бога лавры
                Похвальнее, чем наши.
                Когда не ощущаешь
                К оружию охоты
                И звук мечей противен,
                Противно ратно поле,-
                Взойди, взойди в чертоги,
                Где Фемис обитает
                И где весы златые
                С закрытыми очами
                Она в руках имеет;
                Внемли ее законам
                И с нею собеседуй;
                Ты обществу полезен,
                Себе и миру будешь.
                Когда и то немило -
                Проникнути старайся
                Во таинства природы;
                Будь нужным гражданином
                Изобретеньем в поле
                Обильнейшия жатвы,
                Садов и скотоводства;
                Искателем в натуре
                Вещей, доныне скрытых.
                Достичь горы Парнасской
                И лавра стихотворна
                Охоты не довольно
                И прилежанья мало;
                К тому потребен разум,
                Который чист и светел,
                Как ток воды прозрачной
                Или стекло прозрачно,
                Чтоб всем вещам природы
                Изображаться ясно,
                Порядочно, согласно;
                Потребны остры мысли,
                Чтоб связи всей натуры
                Проникнуть сильны были;
                Потребны дух и сердце,
                Которы ощущают
                Людские страсти точно
                И ясно сообщают
                Их силу и движенье,
                Болезнь, изнеможенье.
                Способности толики
                Писателю потребны,
                Что разумы велики
                Сей путь переменяли,
                Когда они узнали
                Его велику важность,
                И труд, и попеченье.
                Но в ком слепая дерзость
                Брала отважно силу
                И тщетная охота
                Которых воспаляла,-
                Те стыд плодом имели
                И, не дошед Парнаса,
                С стихами исчезали".
                О музы, горды музы!
                Я внемлю ваше слово,
                И сердце уж готово
                К вам жар мой погасити,
                Но жар мой к стихотворству
                Моя охота множит;
                А больше оной множит
                Прекрасная Ириса.
                Сердечно иль притворно
                Она и стих мой хвалит,
                Она того желает,
                Чтоб с музами я знался.
                Коль вам противно это,
                То мне Ириса будет
                И Аполлон и музы.

                <1762>


                * * *

                Иные строят лиру
                Прославиться на свете
                И сладкою игрою
                Достичь венца парнасска;
                Другому стихотворство
                К прогнанью скуки служит;
                Иной стихи слагает
                Пороками ругаться;
                А я стихи слагаю
                И часто лиру строю,
                Чтоб мог моей игрою
                Понравиться любезной.

                <1762>


Рецензии