Квартальный Отчёт Обзор Тейт Эша

1. «Желток в пальто» Людмила Другая

Пальто в жаркий день выглядит нелепо. Вместо жареного - желток сразу превращается в пареный и потный, а это едва ли тот эффект, который задумывался автором.
С названием тоже сложности. Если это продолжение цепочки: конь в пальто - дракон в пальто - желток в пальто, вся лирика, яркость и гастрономия смещается в сторону сатиры. А она тут нужна?
В остальном - очень милый стишок.


2. «Мне снился город» Лана Степанова

Почему-то мне хочется задержаться в том городе, который описан в первой части стихотворения. Побродить по переулкам, поразглядывать блики на черепице и аккуратные окошки, утонувшие в розмарине. Что-то там, на мой взгляд, недослучилось.
 
Лица цвели улыбкой - не совсем удачно.
Окончание ожидаемо и поэтому (для меня) менее интересно. Остается ощущение, что автор нашел что-то необычное, начал об этом рассказывать в стихах - а потом спохватился и сделал как всегда. т.е. это не та история, которая здесь могла бы произойти.


3. «Послесказочное» Ольга Хворост

К сожалению, кроме финальных строк данное стихотворение меня ничем не зацепило. История показалась синтетической, а сравнение с холокостом - по меньшей мере, сомнительным. Прошу прощения у автора.


4. «Венеция»  Марта Журавлева

Эта работа мне уже попадалась на других площадках. Помнится, первый раз открываю стиш, смотрю на название и объем текста - ну всё, думаю, сейчас начнется... На удивление, стихотворение оказалось вполне читаемым и довольно интересным. Текст не без шероховатостей, но Венеция вполне узнаваема. Единственное, чего бы мне хотелось (и чем грешит большинство стихов такого плана) - чуть меньше путеводителя и чуть больше автора. Во всей этой туристической описательности почти не осталось самой Марты.


5. «Разговор» Маргарита Шушкова 2

Хорошая идея, но эффект от стихотворения странный. То ли диалогу не хватило реальности речи, то ли тексту - какой-то общей глубины. Пока больше похоже на сценку из мультфильма или на фрагмент фильма для детей, где уровень достоверности может быть существенно снижен. А история-то рассказана взрослая...

6. «Сны» Выхухоль Фиолетовая

Из того, что понравилось: во-первых, ракурс. Для истории, пересказанной десятки раз, найти такой вариант - это несомненная удача. Во-вторых, рассказ ведется как бы вскользь, не превращая действо в чернуху и мировую трагедь. Именно из-за некоторой отстраненности происходящее становится реальным и гораздо более страшным.

Что огорчило: на протяжении текста появляется несколько громоздких конструкций. Понятно, что трамвай - штука железная, мыслить и изъясняться может весьма грузно, но читать-то будут люди. Второй момент - концовка, на мой взгляд, не состоялась. Потому что в финале читается не чудо, а дьявольское веселье из предыдущих строк. Тем более, что даже столица вздрагивает от предчувствий.
Но это всё допилить (при желании) несложно, получится сильная и неожиданная работа.


7. «Жаркое лето»  Вера Да Юра

В моем шорте этого стихотворения вполне могло и не оказаться. Но не потому, что стиш плохой, а из-за нехватки времени с ним пожить. Подобные стихи я могу полноценно охарактеризовать только по истечении какого-то «проверочного» периода: если текст не начинает раздражать (т.е. поэзии в нем все-таки оказывается больше, чем ситуации и социальной составляющей) - все ок. Если же на первое место выдвигается социалка - увы, оставляю такие стихи для других читателей.
В данном случае некоторая отстраненность рассказчика стихотворение все-таки спасла.


8. «Тревожные сны» Леди Дождик

Наверное, такие стихи нужны - хотя бы в качестве историй для подрастающих внуков. Но если бы мне довелось прочитать нечто подобное современной детворе, предвижу целый ряд вопросов: «А почему?...». Из чего следует вывод: полной картины стиш не дает. Соответственно, эти стихи - для подготовленного читателя (знающего ситуацию хотя бы по книгам-фильмам).
Но тогда сразу проявляется целый ряд противоречий. Вот например, так кошмарно описанная еда. Читатель сразу может обратить внимание, что с одной стороны - оладьи из мха и коры, даже без соли, а с другой - уход за скотиной (т.е. хоть какие-то вменяемые пищевые ресурсы в доме есть - то же молоко, например). Если в доме есть очистки картошки, то есть и картошка (ибо очистки сами по себе долго не сохраняются и с потолка не падают). И вся история мгновенно начинает рассыпаться.


9. «Бабушка Семёновна» Валентина Калёва

Примерно те же претензии, что и в предыдущем случае, но на более тонком уровне. Большинство современных (местами, неплохих) стилизаций на деревенские темы, на мой взгляд, страдают одним общим недостатком: все сюжеты строятся вокруг стариков. Если есть село, рассказ о войне 45 года, отчасти и сама война (особенно партизанское движение), и почти любая социалка - присутствие колоритного старика в 80% случаев гарантировано. Чем это грозит автору? Возможностью не перетруждаться. Когда читатель видит название стихотворения а-ля «Бабушка Семёновна», автоматически делает скидку на собственные воспоминания детства и относится к стихам изначально доброжелательно - по-семейному. И редкие авторы, буквально единицы, рискуют искать другие ракурсы темы или хотя бы называть стихи иначе. Почему? Потому что для стихотворения, например, «Семёновна» нужна идеально выписанная судьба. И выезжать на снисходительности выросшего внучка уже не получится. Хотя, общее направление мысли сохранилось бы (по отчеству едва ли назовут молодую особу: одним словом сразу можно обозначить пол, возраст, страну действия и даже отчасти историческое время рассказа).
А вот Митька-паразит - явная удача. Это не просто случайный характер из деревенского быта, это сразу шаг за рамки пиитических стереотипов.

К чему я это всё? А к тому, что стихотворение, в общем-то, весьма неплохое, и даже история в нем, на мой взгляд, вполне состоялась. Пока в нее не вплетаются «взгляды подросших внучков». А именно - утверждение «С нетерпеньем бабушка поджидает смерть!». Такими «вычитанными в книжках» мелочами и грешат многие современные стилизации. Потому что любой внимательный автор, лично знающий подобных стариков, с удивлением обнаружит странный факт: что бы ни говорили бабушка или дед, куда бы там не стремилась на словах - они всеми силами цепляются за жизнь. Вопреки всему - болезням, бедности, одиночеству. Они буквально вгрызаются в эту жизнь всеми оставшимися зубами и вполне искренне радуются каждому приятному моменту, каким бы тяжелым новый день не оказался. Пытаются участвовать в судьбах окружающих, что-то подновлять в своем быту. О чем, собственно, в следующей строфе вскользь и сказано. И если прислушаться - даже фразы совсем иначе строятся: «Скоро мы, Павлушенька, свидимся, недолго осталось, вот только мне срок подойдет». И это не свойство какого-то одного человека - это особенность нескольких поколений. Учили их так относиться к жизни. И не только церковь, но и семья. Свой путь, мол, надо пройти до конца и радоваться данному.
А все эти нетерпения и поджидания смерти - это городской и книжный синдром (кстати, даже в городах - редко стариковский).
 
Итого. При всей интересности (и удачности) стихотворения - сильному автору, на мой взгляд, пора забывать про «поблажковые» костыли. И начинать смотреть на мир не через стекло навязанных обществом стереотипов, а напрямую.


10. «Прав Соломон - лето кончится тоже...» Алена Качина

Настроенческая зарисовка с довольно корявым началом. На мой взгляд, если в тексте делается ставка именно на настроение - о собственной лени придется забыть и все-таки дополировать заготовку. Иначе каждая царапина нещадно разрушает стихотворную атмосферность.
К середине всё более-менее налаживается, а с последней строчкой у меня опять не сложилось. Слишком она случайна для такой филигранной финальной строфы.


11. «Время течёт с потолка...» Репин В.

Приятный и на удивление светлый стиш. Не буду придираться к мелочам кроме, пожалуй, выбивающегося обращения в третьей строфе. Подобные ласкательности, на мой взгляд, в этом тексте выглядят странно.


12. «Роза» Владимир Сорочкин

Понимаю, что в наше время написать о розе что-то новое и небанальное - крайне сложно. Но по мере чтения у меня возникло столько всяких-разных (в данном случае - ненужных) ассоциаций, что лирика потерялась окончательно.   


Рецензии
Тейт Эш, спасибо за обзор! Мне было интересно прочитать его весь.
Город был задуман именно таким, никаких необычностей не предполагалось))
А строчку неудачную я переделаю. Уже знаю, как.

Лана Степанова   26.09.2014 01:30     Заявить о нарушении
Я вот о чем говорю:
первая же строчка - "Мне снился город. Он пах свободой"
т.е. по законам жанра сразу понятно, что а) героине этого в жизни не хватает, б) она проснется вся разбитая, ибо во сне ей лучше.

Фактически, все стихотворение прекрасно помещается в одну эту первую строчку. Более того, подобных снов уже довольно много. А вот если бы пожить в этом городе подольше - возможно, что-то бы произошло. Или героиня вдруг понимает, что не помнит дорогу обратно в реальный мир. Или находит способ, как в этот город возвращаться по своему желанию. Или даже умудряется унести с собой в реал часть города сновидений. Вот что-то волшебное просится, на мой взгляд. Даже если не трогать имеющийся сюжет: просыпается героиня вся в слезах - и вдруг обнаруживает в ладошке лепестки розмарина. Такая мимолетная деталька сразу весь сюжет перевернет, сделает многослойным

Тейт Эш   26.09.2014 04:38   Заявить о нарушении
Поняла. Ну что ж, может быть, получится написать продолжение. Будет диптих или триптих, как Вы обычно пишете))

Лана Степанова   26.09.2014 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.