Квартальный Отчёт Обзор Марты Журавлёвой
1. ЛЮДМИЛА ДРУГАЯ «Желток в пальто» Стих интересный, неординарный. Возможно, «изюминок» слишком много. Жареный желток, да еще одетый в теплое пальто – как-то не очень естественно, в этом есть что-то надуманное. Впрочем, необычность сравнений не может не привлечь внимания…
2. ЛАНА СТЕПАНОВА "Мне снился город" Ароматы, звуки, краски… Все живое. Есть мелочи, к которым можно придраться («Прохожих лица цвели улыбкой» = «Прохожих лица цвели улыбкАМИ», ибо у прохожих не может быть одной улыбки на всех) – но не хочется. Идея прохождения сквозь стены выражена прекрасно («Ведь тело было подобно дыму»).
3. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Послесказочное». Кому из нас не знакомо это состояние – когда хочется "кремировать полено за поленом"! Я предпочитаю внутри себя ему ходу не давать, поэтому больше сочувствую не Мальвине, а «печальным сосновым глазам». Концовка замечательная (хотя и жутковатая)!
4. мое
5. МАРГАРИТА ШУШКОВА «Разговор» Диалог очень интересен, тема глубокая, ракурс рассматривания наших земных событий нов и свеж, возникающие мысли – важные. Написано живо и естественно, техника на уровне. Всё при всём.
6. ВЫХУХОЛЬ ФИОЛЕТОВАЯ "Сны" Стих порадовал воспоминаниями – о том, как мы на Гусях-лебедях писали поэму строфами-одиннадцатистрочниками на темы «Мастера и Маргариты». Стих причудлив (атмосфера, достойная Булгакова), образы меткие, техника прекрасная. Приятно было вспомнить.
7. ВЕРА ДА ЮРА «Жаркое лето» Таким острым стихам сочувствуешь независимо от их художественных особенностей. И в этом их сложность (и плюс, и минус). Наверное, подобные стихи действуют сильнее, когда встречаются нам не на конкурсах. В данном конкретном случае и техника, и образность на уровне.
8. ЛЕДИ ДОЖДИК "Тревожные сны" Сюда подходит сказанное стиху 7. Сама тема действует так сильно, что трудно определить, является ли это следствием мастерства изложения, или это воздействие сюжета. «Из мха, и коры, и очисток картошки» - Мне кажется, правильней было бы «Из мха, и коры, и очистков картошки» (склонение слова «очистки»). Стих написан гладко, грамотно, красиво.
9. ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА "Бабушка Семёновна" Очень удачно выбран ритм, дающий простор «причитающим» интонациям. Приятно встретиться со знакомым стихотворением еще раз.
10. АЛЁНА КАЧИНА "Прав Соломон - лето кончится тоже..."
Есть замечательные строчки в середине и в конце. Начало же по строению речи кажется странным. Три строчки, начинающиеся с «как» вызывают предположение о том, что их согласование с четвертой строкой однотипное. Но это явно не так – нельзя же подумать о том, что ЛГ больна любимым так же, как бесплотны слова и так же, как одинок звон колоколен. (Кстати, вопрос – были ли колокольни на храмах Соломона?). О первые строчки «спотыкаешься». Но дальше много всего красивого.
11. Репин В. «Время течёт с потолка...» Кот очарователен. А вот над знаками препинания чуть-чуть бы подумать. Почти все написано через запятую. Но в некоторых местах точка была бы уместнее. Например, «Неделей дожди зарядили негаданно-жданно, ведь знал же - на отпуск придумает что-то Всевышний». После запятой ждешь или продолжения рассказа о дождях, или появления нового подлежащего. Скрытое «я» читается не сразу, об эту строку «спотыкаешься». Столь разные по структуре предложения лучше разделять. «Негаданно-жданно» - очень странное сочетание (это как?) Если для ритма, то можно было «нежданно-незванно». Перед «вскокоченным» нужна зпт. «Прогоним сороку» - а что, она все это время будет сидеть на крыше? Всю неделю? Под дождем? Понятно, что сорока - это образ того, кто разрушает защиту, но все же... Если сравнение употребляется, оно должно работать в обе стороны, подходить и для буквального, и для переносного прочтений. Фраза «Время течёт с потолка...» звучит очень интересно. Но в стихе говорится не про время (его-то «крышу» не починишь!), а про воду, все время текущую с потолка. Тема, заявленная в названии, «повисает».
12. Владимир Сорочкин "Роза" Много всего красивого, но мысль о прикуривании от розы меня коробит. «Я мог бы от розы твоей прикурить, но лето, увы, уходило». Еще момент: "твоей" – это чьей? Очевидно, женщины-лета, которая здесь называется во втором лице («ты», «твоей»). Но здесь же, через запятую о лете говорится в третьем лице («но лето, увы, уходило»). Затем – снова второе лицо («И грешною розой твоею»). Кстати, в первых строчках о лете говорится тоже в третьем лице… Пестровато для стиха из трех четверостиший.
13. Тейт Эш "Ступени Нотр-Дама" Много интересных находок, хотя не все понятно. Я могу попытаться распутать клубок смыслов, но не уверена в том, что сделаю это так, как задумал автор. Идея держать на мушке ангела мне не симпатична (как и попытка «инструктирования» святого отца). Как слова могут "срываться забытой датой"? Как (в соборе!) может быть не важно, есть ли Бог вообще? Разве от этого не зависит то, как воспринимается судьба-булыжник из пращи? Разве не этим задается сам смысл существования собора? Плевки в стихах я воспринимаю только там, где это кажется оправданным. Отдельные сравнения восхищают (лучи с Господнего стола, город-карапуз), но цельного впечатления от стиха не остается.
С уважением,
Марта
Свидетельство о публикации №114092401768
Эпоха в тексте не названа, но обозначена довольно четко: плаха, огнестрельное оружие используется наравне с пращой, живой Горбун. Этого достаточно, чтобы мы автоматически вывалились в Париж, описанный Гюго, а именно - в середину XV века. И дальше нам предстоит играть на этом поле.
Если вы читали роман, сможете довольно точно определить, от чьего имени может вестись рассказ в первой части триптиха - т.е. кто мог бы подобным образом инструктировать святых отцов, диктовать условия ангелам и управлять нравами и обычаями того времени. А ведь такой персонаж в романе есть.
Идем дальше. Вас удивляет, "Как (в соборе!) может быть не важно, есть ли Бог вообще?". Опять же, возвращаемся к роману - и видим, что это тоже имеет место быть. И не в одном эпизоде. Более того, есть совершенно сумасшедший момент, когда цыганка начинает молиться чужому для нее божеству, потому что ей не важно, кому молиться в трудную минуту. Не потому, что Эсмеральда не верит в своих богов. Данный феномен часто описывался во время бедствий: люди начинают молиться тем богам, которые "ближе" - доступнее на данной территории. Причем, существует ли Бог - тоже не особо важно, поскольку если помощь придет от любых других сил - просящий примет ее не задумываясь.
Обратная сторона медали - архидьякон, который в собственном соборе пытается добиться цыганки силой. Вот и задайтесь вопросом - всегда ли в соборе важно, есть ли Бог? :)
Подкину еще одну мысль для размышлений. Когда сейчас в Нотр-Дам входит турист не-католик (например, атеист), он испытывает благоговение от этого величественного собора? Да. Ему важно, есть ли католический Бог или Бог вообще? Нет. Понимаете, к чему я? :)
Когда что-то случается в городе или мире - отношение к вере, безверию и культовым сооружениям может меняться весьма странным образом. Именно это и происходило в XV веке, когда Средневековье сменялись Возрождением. Поэтому, на мой взгляд, довольно странно, если вы пытаетесь подходить к тексту с четко заданной исторической и временной привязкой - используя наши современные взгляды.
Что касается даты - может вы и правы, здесь можно сказать точнее. Еще подумаю.
Тейт Эш 26.09.2014 07:29 Заявить о нарушении
Но, скажем, я читала "Собор" довольно давно - в старших классах школы... Помню только в самых общих чертах.
Но ведь стих и не должен быть "приложением" к какому-либо роману. В идеале было бы неплохо, если бы он был понятен и сам по себе (понимаю, что это далеко не всегда возможно)
А феномен того, что люди начинают "молиться тем богам, которые "ближе" - доступнее на данной территории" - это вернейший признак того, что эти люди язычники.
Это у язычников есть "территориальные божки".
Эсмеральде можно)) - тем более, что она вместо "частного божка" обратилась к "главному, верховному Богу".
Но ведь Собор-то построен не язычниками и не для язычников, он создан для христиан. Для которых ждать, что "помощь придет от любых других сил" есть нарушение самой первой заповеди.
Думаю, в соборе всегда важно, есть ли Бог - независимо от конкретных действий его нерадивых служителей))
Ну, а если в Нотр-Дам входит турист не-католик... Думаю, у него срабатывает религиозная интуиция, которая (слава Богу!) есть у всех (хоть и в разной степени))
Марта Журавлева 2 27.09.2014 01:06 Заявить о нарушении
Без хотя бы элементарного знания описанного времени - большинство мелочей останутся или малопонятными, или незамеченными.
Тейт Эш 27.09.2014 01:15 Заявить о нарушении
Если честно, я не уверена в том, что его и Гюго хорошо знал...
Почитав "Осень Средневековья" Хёйзинги я поняла, сколько ароматов, смыслов, деталей, от нас скрыты, причем напрочь!
Литература того времени, живопись, музыка - вот они говорят о многом.
(Образ Средневековья у меня есть))
В целом это, думаю, неплохо, но, видимо, восприятию стиха не посодействовало))
...Сомнения нет, Вы талантливый автор! (Каждый раз отмечаю!)
Мне даже жалко, что я так часто с Вами оказываюсь "в противофазах"))
С улыбкой,
Марта Журавлева 2 27.09.2014 01:44 Заявить о нарушении
Тейт Эш 27.09.2014 07:33 Заявить о нарушении
Просто какие-то иные струи. (Ну и всякие там "плевки" и т.п...))
Что-то душа соглашается принять, мимо чего-то ("инородного") проходит, стараясь не погружаться.
Тем более, что помимо художественных моментов есть мировоззренческие...
Тут ведь нужна честность...
)))
Марта Журавлева 2 27.09.2014 09:11 Заявить о нарушении