Квартальный Отчёт Обзор Кати Солдатенко
Спасибо участникам конкурса и хранителям площадки за возможность читать и высказываться. Если мои рассуждения покажутся резкими, не взыщите)
Всем - творческих находок и мощного креативного потока!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1."Желток в пальто"
Людмила Другая
Довольно оригинально и гастрономично. Наверное, такое впечатление от летнего дня имеет место быть. Для меня, читателя, если честно , образ знойного лета заслонился образом "завтрака на траве". Словосочетание "испачкав город" в самом начале стихотворения создало, на мой взгляд, негативную динамику восприятия. "Жареный желток" усугубил ощущение неряшливости. Понятно, что автор добивался цветового насыщения, но желток ( отдельно жаренный? Ярче сырого?), кмк, не добавил живописности. Тем более, далее он или все-таки день был одет в пальто, а яичница на верхней одежде - это плохо. Кроме того, название отсылает к устойчивому выражению про парнокопытного в подобном одеянии, что сбивает настройки к исключительно юмористическому восприятию текста.
"Облака, дышащие на ладан" понравились, но почему их было много в яркий жаркий день , непонятно. Риторический вопрос в финале отозвался банальным :"Как думаете, дождь пойдет? В целом, стихотворение показалось похожим на экзерсисы умеренных футуристов или полотна раннего Шагала. То есть - очень на любителя.
-------------------
2.Мне снился город
Лана Степанова
Замечательный летящий ритм. Первые две строфы прекрасны - короткие яркие штрихи, "лагуна неба" и реальное ощущение рассказа о только что увиденном во сне. Затем автор уходит в некие социо-психологические замечания, которые , как мне видится, снижают градус хорошего начала. Заключительные строфы , да простит меня автор, показались выполненными в спешке: обоснование незримости, риторические вопросы и восклицания, грамматические шероховатости. "Клубочек в горле"- неудачно. Анепифора хороша.
---------
3. Послесказочное
Ольга Хворост
Психоделика? Линчевое такое. Очень многослойные образы; несмотря на авторское четкое указание ( имена, явки ,пароли), читателю хочется антиаллюзий - эта девочка, сжигающая поленья, может быть кем угодно. От названия до финальных строк ( страшны эти глаза в огне!) - эпитафия прошлому, невозвратному.Почему-то припомнились фотоработы Эрвина Олафа - так же ярко, чисто и больно.
Имею мнение, что "холокост", упомянутый в тексте, несет более узкую и глубокую понятийную нагрузку, чем необходимо для текста. Возможно, заменив это монолитное понятие на более широкое, автор достиг бы большего смыслового радиуса.
------
4.Венеция
Марта Журавлева
Субъективно, конечно, объем большой. Понятно, что Венеция стоит и фолианта, но здесь мне показалось, что влюбленность в город не дает автору остановиться, ему хочется объять необъятное. Философские раздумья показались несколько припорошенными пафосом (возможно, устаревшие морфологические формы такую злую шутку сыграли). Возможно, эти наблюдения-описания-рассуждения смотрелись бы в диптихе.
Строфа утяжелена дополнительным стихом, но в этом произведении такое строение кажется довольно закономерным. Кроме того, главная героиня зело узнаваема.
-------------
5. Разговор
Маргарита Шушкова 2
Не получилось у ангела в двух словах.) Занятно, диаложно, cum grano salis. Такие произведения из разряда "сюжетная находка", в них использовать изобразительно-выразительные средства вроде как не надо, выстраивать цепь аллюзий неактуально, усложнять текст нельзя - пропадет ощущение живой речи.
Для серьезного произведения мне не хватило глубины, для юмористического - тонкости.
-------
6. Сны
Выхухоль Фиолетовая
Ох, уж эта Аннушка!..
Некоторые синтаксические конструкции показались неправомерно созданными ("Звенит стекло разбитое на рельсах", "Ныряет в ночь, как будто в скорлупу(?)", "Тяжелый стук колес на части режет") - слова понятны, в предложения сложены, но смысловое//грамматическое единство не достигнуто. Опечалила при достаточно свежем взгляде на "ситуацию" известная заштампованность ("ошалевшая толпа", "скрежет тормозов", "сонная столица"). Мозаично, не хватило цельности и выверенного финала.
-------
7. Жаркое лето
Вера Да Юра
"Сюр неподдельно реален" - квинтэссенция стихотворения.
Немой крик.
Настоящее, негромкое, оставляющее за кадром многое, что может шокировать , стихотворение позволяет читателю проникнуться сложным настроением. И все эти штрихи : "смотри осторожно", "предельная скорость", "солнце из плена" - такие реальные меты страшного беспокойства, страха, непокоя . В пограничной ситуации лирический герой - внимательный созерцатель обыденных деталей. Ибо именно в военное время начинаешь ценить .. всё.
---------------
8. Тревожные сны
Леди Дождик
Горькая история. Несмотря на узелки на изнанке ( критик всегда их найдет), произведение показалось цельным, переходы из прошлого в настоящее - достоверными. В стихотворении так много того,что на уровне генетической памяти знает каждый советский человек, что текст проговаривается внутри читателя голосом своей собственной бабушки. А для юных такие стихи важны, ибо память.
Как-то очень щемяще получились оладьи - двух видов- те, военные, и нынешние для правнуков.
------------
9. Бабушка Семёновна
Валентина Калёва
Для меня идейно-тематическая линия произведения растроилась: тема заброшенной деревни заявлена в самом начале, тема тунеядца Митьки, хоть и примыкает к первой, все-таки становится новой веткой; тема женщины, ждущей и ожидающей - третья. И при том, что все они достаточно полнокровно существуют в стихотворении, единого смыслового узла не получилось. Возможно, на этом материале был бы хорош цикл стихотворений.
-----
10. Прав Соломон - лето кончится тоже...
Алена Качина
Конечно, умники из разных мелкотравчатых лито расскажут о недопустимости употребления слова "как" в приличном тексте, о растиражированности рябин в виде бус, вина и горечи. Мне кажется, что в этом стихотворении очень ценно другое :настроение - неуловимое, до до конца не прорисованное, невесомое, как паутинки в бабье лето. "Слаще медовой услады" - пересластили,"непрошенный день" - невнятно, в заключительном двустишии, имхо, уместнее форма "впустим". Зарисовка на осеннем листе.
-------
11. Время течёт с потолка...
Репин В.
Доброе такое и светлое, несмотря на дожди. Настроение лирического героя мгновенно становится настроением читателя. Обилие красочных деталей (вздувшаяся река, ерш, свекла повымокла, боровик у ручья и другие) - замечательно и точно. "Высохнет мир" - интересно.
"умытое солнце" - хотелось бы другого эпитета, более свежего.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в третьей строфе не пришлись по душе: такой доверительный разговор с котом требует отношения на равных.)
Первая строфа, как мне показалось, выбивается из остального ряда. Она , как пристройка к дому, не вписалась в изначальный проект.
Дожди зарядили неделей(?) - неделю?
"Ведь знал же - на отпуск придумает что-то Всевышний."- громоздко, и "отпуск Всевышнего" слышится.
---------
12. Роза
Владимир Сорочкин
Сразу скажу: не мое. Все это уже было: и женщина-лето (как и , впрочем, женщина-любой сезон); и "пунцовая роза", цветущая на одежде; и подушка, которая пахнет абстрактным понятием.Творческую новизну стихотворению должно было придать выражение "Я мог бы от розы твоей прикурить", но посыл настолько отдает пошлым дворовым шансоном, что только усугубил заштампованность и банальность творческой ситуации. Безусловно, можно говорить о недостаточном качестве рифм (ушла-цвела, кроить-прикурить), о несогласовании глагольных форм и уместности фразеологического выражения во второй строфе. Стихотворение состоялось как набросок, черновик, к которому можно вернуться и поработать.
---
13. Тейт Эш "Ступени Нотр-Дама"
Как человек, волей случая недавно обращавшийся к роману Гюго, понимаю: писать о Соборе нелегко. Он все написано. Остается считывать свое ощущение, пряча эмоции в многочисленные аллюзии.
Интертекст, безусловно, удался. И закономерная трехчастность (витражность, не правда ли?) , и тонко представленная звукопись, и многомерные образы, созданные посредством оригинальных изобразительно-выразительных средств.
Особо отмечу: "город-карапуз в мокрой колыбели", "лучи, не смеющие собрать улов", "горгулькин нос".
Смутило "Святой отец, держи его на мушке" - понимаю, что фразеологическая единица, но мне она показалась анахронизмом.
- ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
1. 13. Тейт Эш "Ступени Нотр-Дама"
http://www.stihi.ru/2014/08/30/9508
2. 7. ВЕРА ДА ЮРА «Жаркое лето»
http://www.stihi.ru/2014/07/15/8994
3. 3. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Послесказочное»
http://www.stihi.ru/2014/06/14/2904
4. 11. Репин В. «Время течёт с потолка...»
http://www.stihi.ru/2014/08/02/6219
Спасибо за внимание .
Свидетельство о публикации №114092307089
По поводу анахронизма. Поскольку в моем тексте эпоха не названа напрямую, ее можно вычислить только по сопутствующим мелочам. Например, плаха сразу исключает современность. А указанная вами фраза - полностью соответствует эпохе Горбуна: в Париже как раз в тот момент колюще-рубящее оружие начинает постепенно заменяться огнестрельным. И у Гюго есть этому подтверждение.
Тейт Эш 26.09.2014 06:48 Заявить о нарушении
Святой отец с пистолем.. Ну, не пошло мне. Субъективно.
Катя Солдатенко 27.09.2014 14:22 Заявить о нарушении
Предполагаю, что превращение в "робких овечек" - отчасти киношный трюк, а отчасти - действительно исторический, когда казаться "неопасным" оказалось выгоднее. В кино, кстати, местами просачиваются монахи-воины, вспомните хотя бы отца Тука :) Поэтому уж кто-кто, а эти господа умели обращаться с любым доступным оружием, жизнь вынуждала.
Тейт Эш 27.09.2014 14:49 Заявить о нарушении