Между силой и золотом

Настоящая сила искусства в том, чтобы суметь трансформировать реальность посредством репрезентаций. Другими словами - дать жизнь новым реальностям. Это сила, которая способна воздвигнуть параллельные вселенные. Это сила фантазии и воображения. Сила метафоры. И сила гениального индивида. Сила его индивидуальности.

Отсюда и его избранность. Искусство выбирает и отбирает своих соискателей, а если нужно, то и отталкивает. Но не силой или золотом, а только посредством символов. Символ скрывает столько же, сколько и показывает. Скрывает под своим покровом. И репрезентирует. Поэтому истина - это не то, что афишируется, а то, что репрезентируется. Она всегда на шаг дальше. Её невозможно схватить, ею невозможно завладеть. Искусство только указывает на истину. Из уважения и почтения к ней. Не завладеть истиной, а только приблизиться к ней, - вот что оно хочет. Почувствовать её запах. Поэтому и соблюдается дистанция. Поскольку всегда предполагается какой-то интервал. Совсем небольшой интервал, совсем небольшое расстояние. Только чтобы истина могла дышать. Только чтобы сохранить в нас надежду, что однажды мы сможем к ней приблизиться. Вот это и есть уважение - то, чему политике и бизнесу, Силе и Золоту, следует научиться у искусства. Прежде всего - уважение к дистанции. К символам. К покровам. К особенному и оригинальному.

Когда речь идет об искусстве, то позволенным становится интерес и любопытство, а запрещённым - выслеживание. "Выслеживать" означает "идти по следу", если посмотреть на корень этого слова. Но это предполагает посягательство на тайну истины ради других людей. Оплошность, из-за которой разрушается дистанция. Заурядность, которая преследует выгоду. Возвышение посредственности и серости, и уничтожение того, что идет с ней вразрез и кажется слабым.


Дюджане Джундиоглу


Перевод с турецкого Ольги Максименко


Рецензии