Календарь поэзии. 18 сентября

Сегодня день рождения поэта - Кирсанова С.И.


КИРСАНОВ, СЕМЕН ИСААКОВИЧ (1906, по др. сведениям, 1907–1972), русский советский поэт. Родился 5 (18) сентября 1906 (по др. сведениям 1907) в Одессе в семье портного. Учился в одесской гимназии, затем на филологическом факультетете Одесского института народного образования. Печатался с 1922 в одесском журнале «Юголеф» (был ответственным секретарем журнала). В 1924 познакомился с В.В.Маяковским, стал его горячим последователем.
В 1926 переехал в Москву, вошел в литературную группу «ЛЕФ»; в последнем выпуске одноименного журнала (№ 7, 1925) Маяковский напечатал два стихотворения Кирсанова, построенных на игре просторечий и диалектизмов: Крестьянская – буденновцам и Красноармейская разговорная. Вместе с Маяковским ездил с чтением стихов по разным городам страны, все более увлекаясь словесным формотворчеством, проявляя особую склонность к фантазийной сказочности сюжетов, остроумной выдумке, ритмическому и даже графическому (в развитие традиций кубофутуристического стиха) изыску, лексическому этапажу – каламбурам, неожиданным сравнениям, неологизмам, не без оснований именуя себя «циркачом стиха» (сборникики Прицел, 1926; Опыты, 1927; поэма Моя именинная, 1928; Слово предоставляется Кирсанову, 1930). После смерти Маяковского, желая принять от него творческую эстафету, Кирсанов пишет продолжение неоконченной поэмы Маяковского Во весь голос – поэму Пятилетка (1930–1931), стилизованную под стиль мэтра советской поэзии и содержащую многочисленные реминисценции с его творчеством (в т.ч. прямые лексические вкрапления). Громкую стихотворную публицистику Кирсанова пополнили поэмы Актив, Товарищ Маркс, перекликающаяся с поэмой Маяковского Владимир Ильич Ленин (обе 1933), Золушка (1934), антифашистская «предвоенная сказка» Война – чуме! (1937), Семь дней недели (1956), Сказание про царя Макса-Емельяна (1964), сборники Строки стройки (1930), Перед поэмой, Ударный квартал (оба 1931), Стихи в строю (1932), Дорога по радуге (1938), Четыре тетради (1940), тяготеющие также к социально-историческим и философским обобщениям.
С середины 1930-х годов в творчестве Кирсанова возобладало лирическое начало (сборники Желания, 1935; Мыс желания, 1938; Поэма поэтов, 1939). В трагической Твоей поэме (1937) и примыкающих к ней циклах Стон во сне, Последнее мая с пронзительной искренностью и психологической глубиной рассказывается о смерти от туберкулеза любимой жены («Ты говорила мне: / – Лечи, / чем хочешь – / каплями, / травой... / И пахли / грозами лучи / от лампы дуговой... Прощай, прощай! / Я девять лет / брал счастье / за руку / и вел, / и нет / его! / Я должен встать / и жизнь перелистать / и, встав, / начать / все / с чистого листа» – Твоя поэма).
В годы Великой Отечественной войны Кирсанов – корреспондент армейских газет, руководитель литературной бригады, выпускавшей Окна ТАСС, автор солдатских лубков, среди них – Заветное слово Фомы Смыслова (1942), а также стихотворных листовок Ярмарочная, Аладдин у сокровищницы и др. Тогда же написаны Поэма фронта (1942), поэма Александр Матросов (1946) –посмертный рассказ героя о своем подвиге, отмеченный силой поэтической убедительности; издал сборник Стихи войны (1945). В послевоенном творчестве Кирсанова тяготение к масштабным аллегориям, библейским образам, вселенским категориям добра и зла, отсылающее к эстетике «левого» экспрессионизма 1920-х годов, а также к мировой классике (философская поэзия И.В.Гёте и П.Б.Шелли), проявляется в драматической поэме Небо над Родиной (1947), поэме Дельфиниада (1970), венке сонетов Весть о мире. К числу лирико-философских произведений Кирсанова относится также поэма Вершина (1954), сборники Этот мир (1958), Ленинградская тетрадь (1960), где в центре внимания поэта связь личности с обществом, историей, мирозданием, размышления о призвании художника. Особый пласт творчества поэта – сюжетная лирика (стихотворная повесть Письма, Государственная премия СССР; «производственная» поэма Макар Мазай, 1947–1950), к которой можно отнести и стихотворную фантастику, давшую простор богатому художественному воображению и философским размышлениям: Поэма о Роботе, 1934; поэмы Герань-миндаль-фиалка, 1936; Ночь под Новый век, 1940; Зеркала, 1969; «космогонические» стихи цикла На былинных холмах, 1966–1970.
Кирсанов – автор сборников Новое (1935), Советская жизнь (1948), Время – наше! (1950), Товарищи стихи (1948–1953), (1953), Однажды завтра (1964), циклов Стихи о Латвии (1948), Месяц отдыха, (1952); маленькой поэмы Езда в незнаемое (1950–1952), проецирующейся на постулат Маяковского «Поэзия – вся! – езда в незнаемое» и посвященная воспоминаниям о его агитационном заграничном турне; переводов, в т.ч. Л.Арагона, П.Неруды, Н.Хикмета, Б.Брехта, В.Незвала; книги воспоминаний Искания.
Широкий диапазон творчества Кирсанова, охватывающий почти весь спектр поэтических тем и формальных экспериментов своего времени (в т.ч. – продуктивную для русской поэзии первой половины 20 в. имитацию русского сказа) и давший образцы высокой лирики, патетической публицистики и мастерской версификации (как и плоскостно-конъюнктурных, поверхностно-лозунговых стихов, особенно характерных для позднего творчества Кирсанова – о борьбе за мир, о В.И.Ленине, С.М.Кирове и т.п.), обеспечил заметное и во многом показательное место поэта в русской литературе 20 в.
Умер Кирсанов в Москве 10 декабря 1972 
***

Двое в метель

Гостиничные окна светятся.
Метель.
Пластинка радиолы вертится
для двух.
Метель. Вот налетит и сдвинется
отель.
Но держится за жизнь гостиница
всю ночь.
Не крыльями ли машет мельница
вокруг?
Не может ли и мне метелица
помочь?
Пустынны в Доббиако улицы —
метель!
А двое за столом целуются
всю ночь.

***   
Смерти больше нет.
Смерти больше нет.
Больше нет.
Больше нет.
Нет. Нет.
Нет.

Смерти больше нет.
Есть рассветный воздух.
Узкая заря.
Есть роса на розах.

Струйки янтаря
на коре сосновой.
Камень на песке.
Есть начало новой
клетки в лепестке.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет.
Будет жарким полдень,
сено - чтоб уснуть.
Солнцем будет пройден
половинный путь.

Будет из волокон
скручен узелок,-
лопнет белый кокон,
вспыхнет василек.
Смерти больше нет.

Смерти больше нет!
Родился кузнечик
пять минут назад -
странный человечек,
зелен и носат:
У него, как зуммер,
песенка своя,
оттого что я
пять минут как умер...
Смерти больше нет!

Смерти больше нет!
Больше нет!
Нет!

****

Сон во сне 

1

Кричал я всю ночь.
Никто не услышал,
никто не пришел.
И я умер.

2
Я умер.
Никто не услышал,
никто не пришел.
И кричал я всю ночь.

3

- Я умер!-
кричал я всю ночь.
Никто не услышал,
никто не пришел...


***
Строки в скобках

Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил...)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром.
(Мокрые бульвары...)
Ночь. Свет глаз.
(Локон у плеча...)
Шли всю ночь.
(Листья обрывали...)
«Мы», «ты», «я»
нежно лепеча.

Знал соль слез
(Пустоту постели...)
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла).

Где ж тот снег?
(Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж?
(С золотым песком!)
Где тот лес?
(С шепотом — «поближе».)
Где тот дождь?
(«Вместе, босиком!»)

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо...)
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я...)
Вспомнилось, что жил.


Рецензии
Хороший поэт. А какая песня получилась у Градского на слова последнего стихотворения подборки! Очень нравится!
Спасибо за страничку, всегда читаю с интересом!

Ольга Погорелова   18.09.2014 21:09     Заявить о нарушении