о к ф Безымянная звезда

Мрак неба яркой вспышкой озарит в свидании с Землёй метеорит...
Таинственно Вселенная горит- морзянкой сама Вечность говорит...

В очередной раз просмотрев фильм "Безымянная звезда" с потрясающе жизненной игрой знаменитых и вечно молодых актёров, по окончании из титров узнал, что
в основе фильма- пьеса Михаила Себастьяна и, желая узнать об авторе или прочесть первоисточник- обратился в интернет, где и остановился на нижеприведенной публикации, в которой, к сожалению не указано имя автора.
Приведенные цитаты из фильма воскресают сцены и искренностью чувств заинтригуют даже не видевших фильма. Статья настолько всеохватна, что пропало желание обращаться к первоисточнику- пьесе, что так же не советует и автор статьи= чтобы не пропадала аура фильма, по его мнению много выигавшего талантом сценариста, по иному обыгравшего ряд эпизодов, игрой актёров и мастерством оператора.

ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания- не убирается)

звезда по имени ... (о к/ф "Безымянная звезда")

УЧИТЕЛЬ: А что, Вы никогда не смотрите на небо?
МОНА: Нет... Нет, я смотрю иногда, не собирается ли дождь, надо же мне знать, как одеться.
УЧИТЕЛЬ: Это же ужасно. Что же у Вас за жизнь, если у Вас даже нет времени посмотреть на Большую Медведицу.


Фильм "Безымянная звезда". В главных ролях Анастасия Вертинская, Игорь Костолевский, Михаил Козаков.
Содержание фильма многим, вероятно, известно: "Однажды в тихой деревушке происходит неординарное событие: на вокзале останавливается дизель-электропоезд, который ранее всегда проезжал без остановок. После его отправления на перроне остается одинокая красавица. Учитель Марин Мирою дает девушке приют на ночь...." Ну и так далее по описанию на сайте наше кино.

Фильм снят по пьесе Михаила Себастьяна, румынского писателя начала 20-го века, более известного как драматург, да и то лишь, наверное, в Румынии и России. Он вроде нашего Вампилова, написал всего пьесы четыре, из которых "Безымянная звезда" (Steaua f;r; nume/The Unnamed Star) - самая известная. Мало, кто знает, что Михаил Себастьян - это псевдоним Иосифа Хохнера, еврея из Бухареста. Вот здесь, в Википедии, можно о нём подробнее почитать. Но в двух словах, судьба его была довольно странная. Вот что рассказал Козакову его румынский друг:
"Жил да был еврейский мальчик Иосиф Хохнер. Когда Иосиф вырос и начал сочинять, он взял псевдоним "Михаил Себастьян". А погиб он страшно - на узкой улице, пытаясь обойти грузовик. Машина вдавила Себастьяна в афишу его же спектакля!"

Странной оказалась и судьба пьес Себастьяна, в частности "Безымянной звезды". В России её ставили в нескольких крупных театрах, даже такие великие режиссеры, как, например, Товстоногов. Но, по мнению Козакова, ни в одном из театров не поняли ни жанра пьесы, ни особого юмора Михаила Себастьяна. Например, во МХАТе Себастьяна толковали как румынского Чехова, и спектакль получился тяжёлым, перегруженным серьёзными медленными ритмами, паузами.

Поэтому Козаков решил сделать свою версию и почти 8 лет пробивал съёмки фильма. Это была рискованная затея, если учесть, что телеспектакль "Безымянная звезда" должен был стать его режиссерским дебютом. Сценарий картины писал Александр Хмелик. Они с Козаковым пришли к выводу, что в пьесе чувствуется одесский юмор. В этом стиле и решили строить характеры, подбирать актёров. Хмелик проделал гениальную работу: облегчил и улучшил диалоги, перестроил многие сцены, сделав их более логичными, и даже добавил новые, например, он придумал, что встречать поезд на вокзал приходит весь городок - как москвичи ходили в Дом кино на зарубежные фильмы.

Сценарий был написан в 1970 году, и даже начались репетиции. Но тут на телевидении произошла смена руководства, и съёмки телеспектакля были прекращены. И только через 7 лет с помощью своего друга, руководителя Свердловской студии, главного редактора Геннадия Бокарева фильм был снят. Дело в том, что тогда, в 70-х, начальство было весьма бдительным. Крамолу искали и находили во всем. "Безымянная звезда" - невинная комедия о довоенной жизни в румынской провинции. Но грусть, необычность характеров, звёздное небо, игра в казино, желание куда-то бежать, от чего-то укрыться - нужно было ещё доказать, что всё это не принесёт вреда коммунистической идеологии.
К тому же приходилось торговаться с телевизионным начальством из-за каждой актёрской фамилии. В конце концов "Безымянную звезду" приняли, предварительно подсчитав количество еврейских фамилий в титрах.

На самом деле было трудно подобрать подходящих актёров. Роль Удри, друга учителя, должен был сыграть Зиновий Гердт. Как ни парадоксально, это неким образом смягчило бы еврейский вопрос, потому что Гердт был уважаемым актёром, фронтовиком. Но что-то не сладилось, и роль была предложена Григорию Моисеевичу Лямпе, и теперь трудно представить в этой роли кого-то другого.

На роль любовника Моны, Грига, рассматривались и Леонид Филатов, и Родион Нахапетов, но у Филатова оказалось "слишком сложное лицо", а Нахапетов сам признался, что роль не для него. Так что, Козакову пришлось сыграть Грига самому. И сыграл он изумительно, он не стал изображать томного плейбоя в духе Ширвинда, его герой получился глубже, сильнее, по-человечески неровным. Кульминацией роли стала сцена, где Григ неожиданно ударил Мону. Все были в шоке, Анастасия Вертинская плакала настоящими слезами, а главный оператор Георгий Иванович Рерберг (известный по ряду шедевров, таких как "Дворянское гнездо" Андрея Кончаловского, "Зеркало" Андрея Тарковского) даже снял свою фамилию с титров. Я думаю, это одна из лучших ролей Козакова, пусть даже совсем небольшая. Но, например, Анатолий Васильевич Эфрос, посмотрев фильм, сказал: "Почему Козаков сыграл в своей картине лучше, чем он играет в моих спектаклях?"

На роль Моны Козаков сначала хотел пригласить Марину Неелову, но та отказалась, честно признавшись, что логики Моны она не понимает, мол, Мона, такая эффектная изнеженная столичная женщина, не могла бы даже на минуту увлечься чистым, но невзрачным и смешным провинциальным учителем. И Мону сыграла Анастасия Вертинская. Сыграла блестяще. Это даже не игра, ничего подобного я не видел. Всё легко, естественно, ярко, точно, от мелких капризов до ленивой попытки самоубийства, от страха перед сумасшедшей страстью учителя до нежности и ласки, от хмурого безразличия до искреннего интереса и детского любопытства, от пустого легкомыслия пресытившейся содержанки до грустной мудрости настоящей женщины.

Главную роль учителя Марина Мирою - интеллигентного, странноватого, наивного, влюбленного в астрономию - должен был сыграть Олег Даль. Но тот в конце концов отказался. Как выразился сам Михаил Козаков: "Улыбаться ему в то время уже было довольно сложно". Показательно, что Олег Даль хотел внести изменение в сценарий, по его мнению, учитель должен был в конце погибнуть под колёсами того самого дизель-электропоезда. Козакову очень хотелось самому сняться в этой роли, но, к счастью, он взял себя в руки и отказался от этой затеи. Хотели также попробовать Сергея Юрского. Но снимать его запретило начальство. И вдруг Козакова осенило, что "Безымянная звезда" - это не история последней любви пожилого человека, это первая любовь молодого человека. В итоге Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском. По-моему, идеальный выбор именно для этой пьесы.

В фильме Костолевский, действительно, улыбался, но, кажется, всего один раз: в начале второй серии, когда его друг Удря рассказывает Моне о своей симфонии, изображая все инструменты, и Мона, захваченная его страстью, танцует под воображаемую музыку.
Сильнейшая сцена. По красивой находке режиссера музыка оживает, становится настоящей (композитор Эдисон Денисов - по-моему, просто гений: так точно услышал настроение пьесы, да и просто саму симфонию), а Мону уносит эта волна, это чудо. Она забывает обо всём, кружится в танце, полуприкрыв глаза и радостно улыбается. Учитель любуется ими, своим другом, по-видимому, самым близким ему человеком, и этой красавицей, которая в тот миг стала ему так же близка. Вдруг улыбка его исчезает, он серьёзен, он уже влюблён, простая симпатия перешла во что-то большее. Мона тут же это почувствовала, вздрогнула, остановилась, голова её закружилась, и она бессильно упала в кресло.

Посмотрев фильм два раза подряд, я тут же прочитал и пьесу (она лежит вот тут в русском переводе).
Это один из тех случаев, когда фильм на порядок лучше литературного источника. Я, нисколько не колеблясь, посоветую каждому лучше посмотреть фильм, чем читать пьесу. Пьеса совсем не плоха, но просто фильм намного её превосходит.
Благодаря умному, талантливому сценарию действие стало более логичным и последовательным. Необходимые второстепенные персонажи ярче подсвечены и вносят дополнительные нюансы в действие. То, что Мадемуазель Куку влюблена в учителя Мирою в пьесе почти незаметно, а в фильме доведено до щемящего душу драматизма. До чего бесподобна сцена, когда Мадемуазель Куку (которую блестяще играет Светлана Крючкова) врывается ночью в дом учителя, надеясь застать (скорее, больше надеясь не застать) его с незнакомкой.
Или образ типичного подкаблучника, начальника станции. В пьесе толком и не понятно, кто у кого под каблуком. Одним словом, действие как-то сгустилось, не распыляясь на множество ненужных эпизодических персонажей, не отвлекаясь на неважные или очевидные декорации, в то время как основные герои получили мощные, сочные реплики и свободу для раскрытия образа. Ведь в фильме даже маленькие роли играют довольно известные актёры, и мне кажется, одна из главных заслуг сценариста и режиссёра - то, что всем актёрам дали возможность раскрыть свой талант.

Но сценарий особенно достоин восхищения. Я и перечитал пьесу, чтобы сравнить различные трактовки некоторых важных сцен. В фильме проще и красивее построены предложения. Без, я бы сказал, самовосхваления. Очень просто. Вот, например, как просто выражена основная мысль:
    УЧИТЕЛЬ: Мою звезду не увидишь ни в один телескоп.
    ...
    МОНА: Её никогда нельзя увидеть? Никогда?
    УЧИТЕЛЬ: Никогда.
    ...
    Чтобы стать видимой она должна отклониться от своего пути.
    МОНА: Этого не может случиться?
    ...
    УЧИТЕЛЬ: Нет.
    МОНА: Почему?
    УЧИТЕЛЬ: Звезды никогда не отклоняются от своего пути.

В фильме почти все внешние эффекты, лишние подсказки и пояснения убраны, они уже не нужны, они, действительно, только отвлекают. Во время диалога Моны и Учителя на балконе мы не видим ни телескопа, ни даже неба с Большой Медведицей, просто лица актёров.

    МОНА: Подумать только, я могла бы так никогда не увидеть Большой Медведицы...
          Хотя, тысячи людей живут, не видя её.
    УЧИТЕЛЬ: Им только кажется, что они живут.

Всё и так понятно, всё и так доносят актёры своей блестящей игрой. Остаётся только смотреть, слушать и наслаждаться.
    МОНА: Может быть, я, действительно, пришла из другого мира.
    УЧИТЕЛЬ: Нет... нет...
    МОНА: Откуда Вы знаете?
    УЧИТЕЛЬ: Ни одна звезда никогда не отклоняется...
             не останавливается на своем пути.
    МОНА: Неправда.

   (а в пьесе, например, было: "А я звезда, которая остановилась").

Вторая серия, после того как Мона и Учитель провели вместе ночь, отличается как небо и земля. В первой серии фильма - суматоха, поздний вечер, нервные и уставшие персонажи. Какой же контраст с солнечным утром во второй серии, улыбающейся Моной в пижаме учителя, спокойствием и полевыми цветами. Всё другое, все изменились. Учитель уже не боится соседей, умывает Мону колодезной водой прямо на улице на виду у всех, бежит в магазин покупать ей платье, а ещё в первой серии он не решался включить свет и подойти к окну в страхе, что кто-то из соседей увидит в его доме женщину. В пьесе же путаница, он даже утром дёргается, суетится, прячется, стесняется.

Приезд Грига в фильме не только ещё раз подчёркивает провинциальность этого городишки по сравнению со столицей, но позволяет раскрыться некоторым эпизодическим персонажам, которые в пьесе уже почти сошли со сцены. Ещё одна находка сценариста и режиссёра.

Отношения Моны и Грига ярко и точно выражены буквально в двух диалогах:
    МОНА: Григ, Я сделала потрясающее открытие. Мы несчастны.
    ГРИГ: Что? Мы с тобой?
    МОНА: Да. Мы. Весь наш мир. Мы ведём глупую, никчёмную жизнь...
    ГРИГ: Зато удобную.

    ...

    МОНА: Знаешь, Григ? Мне тебя жаль. Несмотря на твою самоуверенную улыбку,
          красивый галстук, элегантный костюм, ты не смешон, Григ. Мне тебя жаль.
          Ты никогда не будешь смешон .

    ...

    ГРИГ: Кажется я понимаю. Тебе наскучила твоя жизнь. Ты хочешь её изменить.
          Что делать. Все мы скучаем, всем нам надоедает такая жизнь,
          все мы хотим изменить её, изменить, хотя бы один разок, на 5 минут.
          Но эти 5 минут пройдут.

Но идиллия почти разрушена. Мона после натиска Грига, нервного напряжения, колебаний и сомнений уже похожа на учителя из первой серии: мнительная, испуганная, стесняющаяся соседей. И Григ произносит приговор:
    ГРИГ: Мона, Мона, что с тобой? Ты провинциалка? У тебя провинциальные замашки!
          Когда ты успела измениться?!
          Ты боишься соседей, беспокоишься, что скажут в городе!
          Ты жена господина Мирою!

Добивает он её сравнением с мадемуазель Куку, старой девой "когда-то бывшей красивой".
И Мона сдаётся, она принимает решение вернуться в столицу с Григом, впрочем, тот так и ничего не понял:
    МОНА: Ещё один вопрос, Григ... Ты не ревнуешь меня?
    ГРИГ: Ревновать? А с какой стати?
    МОНА: Но, в конце концов... Этой ночью... я...
    ГРИГ: Мона, Мона. Знаешь, не обижайся, но. Никакой ревности.
          Нет, сейчас уже не ревную. У меня такое чувство, что всё,
          что с тобой произошло, произошло не здесь, а где-то,
          где-то далёко, может быть, на Луне.
    МОНА: На Большой Медведице, Григ.
    ГРИГ: Пусть так, на Большой Медведице.
          Так не может же нормальный человек ревновать свою возлюбленную,
          изменившую ему где-то на Большой Медведице?
    МОНА: Ты философ, Григ...

Шедевр фильма - сцена прощания Моны и Учителя. Если её сравнить с соответствующей сценой в пьесе, можно сразу увидеть, насколько фильм лучше. Мона в слезах, даже немного заикается, очень нежна с учителем, искренне. Назвать такое игрой не поворачивается язык.
Чудесная сцена.
    МОНА: Марин, ты очень милый, заботливый, Марин. Спасибо тебе, но...
          дело в том, что я... не могу остаться, я... должна уехать.
    УЧИТЕЛЬ (вздрогнув): Ты уезжаешь, Мона?
    МОНА: Да... я должна...
    УЧИТЕЛЬ: Мона!
    МОНА: Но я вернусь.
    УЧИТЕЛЬ: Когда?
    МОНА: Скоро.
    УЧИТЕЛЬ: Завтра?
    МОНА: Не знаю...
    УЧИТЕЛЬ: Послезавтра?
    МОНА: Не думаю.
    УЧИТЕЛЬ: В воскресенье?
    МОНА: Да... в воскресенье... Однажды в  воскресенье...
    УЧИТЕЛЬ: Ждать тебя?
    МОНА: Конечно?
    УЧИТЕЛЬ: На вокзале?
    МОНА: Нет, на вокзале не надо. Я приду сюда. Жди меня здесь.
    УЧИТЕЛЬ: Когда?
    МОНА: Каждый вечер.
    УЧИТЕЛЬ: Понимаю.
    МОНА: Что ты понимаешь...


Всё. Тут я, пожалуй, опущу занавес.

.....

Информация из следующих источников:

- Фильм "Безымянная звезда" в базе данных nashekino
- Фильм "Безымянная звезда" в Википедии
- Текст пьесы "Безымянная звезда".
- О Михаиле Михайловиче Козакове
- Ещё о фильме. Интересные факты.
- Рассказ Михаила Козакова в журнале "Искусство кино", 10, 2005.

 
17 комментариев
Добавить комментарий 17 комментариев


Рецензии
Фильм, который никого не оставит равнодушным...
Спасибо.

Яков Баст   07.03.2018 20:39     Заявить о нарушении

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →