До горизонта выжженное поле
Где воздух – тлен и пригоревший хлеб;
В нём суп из судеб и предсмертный бред
Ушедших на войну по чьей-то воле.
Здесь в каждом вдохе их последний вздох,
Мальчишек заигравшихся в стрелялки;
Им выдали патроны, ПТУРСы, танки,
Калаш, гранату, форму, роту… взвод…
Их столько полегло в грязи обочин,
Успевших разувериться в Христе,
Принявших смерть свою не на кресте –
В слезах, проклятьях, криках что есть мочи…
И нет прощенья тем, кто им солгал,
Что там, в Раю, прекраснее, чем в жизни…
Но продавцы разграбленной Отчизны
Не слышат ими преданных солдат.
Свидетельство о публикации №114091407729
Если рассматривать по деталям, я бы обратил внимание на несколько вещей:
"До горизонта выжженное поле,
Где воздух – тлен и пригоревший хлеб;
В нём суп из судеб и предсмертный бред" -
в 3й строке возникает синтаксическая неопределённость: "в нём" - в воздухе или в поле. Вроде мелочь, но картинку сложить немного мешает.
"суп из судеб" - слишком авангардный образ на общем фоне, как мне кажется.
"ПТУРСы" - коварное слово. С одной стороны, атмосферно, видно, что автор в теме, с другой стороны, "гражданского" читателя отвлекает и заставляет лезть в гугл. Я вот не знал, что это такое.
"Выдали... танки" - не уверен, что так говорят, поправьте меня, если ошибаюсь. В одном ряду с патронами я сразу представил какие-то игрушечные, карманные танчики:) Если это сознательный приём (судя по следующей строке), то принимается, но вы должны понимать, какая странная картинка поначалу складывается у читателя.
"Калаш, гранату, форму, роту… взвод…" - многоточие после роты не нужно, пауза неоправдана.
Остальное технически хорошо, но вот по риторике стихотворения можно долго (и, наверное, безрезультатно) спорить. Мне переход мысли к "Успевших разувериться в Христе" не кажется, ни логичным, ни убедительным, ибо:
1) не все призывники изначально верили во Христа и вообще в Бога
2) не все из верующих разуверились, несмотря на тяжкие испытания
3) вряд ли Вера является основным и единственным аргументом "продавцов отчизны".
Вообще испытание (и утрата) веры, это отдельная сложная тема. А тут, если речь идёт о молодых призывниках, можно было бы сделать акцент на страдании, на бессмысленности происходящего, на горе матерей, на нереализованных возможностях...
В заключение, приведу две вещи на эту тему, одну классическую, другую со стихирки, которые считаю очень удачными.
http://www.stihi.ru/2015/01/06/3120
http://www.youtube.com/watch?v=1SuBwCqoB5g
Спасибо, всего доброго.
Филипп Андреевич Хаустов 09.07.2015 21:26 Заявить о нарушении
Нaдеялся, чтo зa выхoдные удaстся нaписать oтвет, нo не слoжилось, Вы уж извинитe.
Отвeчу обязатeльно и пoдробно, думaю нa недeле, числa пятнaдцатого.
Челябинск 12.07.2015 21:59 Заявить о нарушении
Филипп Андреевич Хаустов 12.07.2015 22:38 Заявить о нарушении
Прошло больше двух лет.
Снова читаю Вашу попытку критики и понимаю, почему так и не ответил - претензии высосаны из пальца, а разбираться в каждой из них и анализировать их, нет времени, д и желания, если честно.
Например, по поводу "Успевших разувериться в Христе" - речь о том, о чём далее говорится в стихотворении:
"нет прощенья тем, кто им солгал,
Что там, в Раю, прекраснее, чем в жизни…"
Им же говорили, что убиенные попадают в Рай.
Конечно, если разбирать так, то и эта аллегория покажется не убедительной, но надо быть ваше и смотреть чуть шире, чем конкретный верующий или атеист.
Просто поверьте, что перед смертью все веруют во что-то.
------------------------
Ладно, забыто уже, а я, может показаться, пытаюсь оппонировать.
Нет, просто показалось, что разбор этого стихотворения Вам не удался.
Челябинск 05.08.2018 21:21 Заявить о нарушении