Трилеммы гражданского образования социальное служе
Арпентьева (Минигалиева) М.Р.
Калужский государственный университет им.К.Э. Циолковского, г. Калуга,
Современное гражданское образование представляет собой сферу, насыщенную многочисленными дилеммами, побуждающими субъекта определиться с выбором: какую позицию занять в многообразии и почти хаосе ценностных ориентаций, социально-политических течений, какую социальную нишу выбрать и каковы будут последствия этих выборов. Одно из наиболее важных измерений гражданского образования связано с выбором между 1) социальным служением, альтруизмом, помощью другим людям, служению обществу в целях его совершенствования и гармонизации, 2) социальной аномией и равнодушным «присутствием» в обществе как реальности, не требующей и не нуждающейся в развитии и преобразовании, и 3) социальным каннибализмом, связанным с потребительской ориентацией в отношении общества и его членов, нацеленностью на получение бесконечных персональных выгод, «голодные игры» с соперниками и подавление слабых. Совершая этот выбор, человек в большей или меньшей степени осознает, что последствия данного выбора окажутся решающими для его жизни, а также жизни его семьи, рода, общества. Вместе с тем, перспективы этих выборов существенно различны: социальное служение обеспечивает человеку, его семье, роду подчас трудное, но более или менее стабильное развитие, совершенствование. Выбор аномии – удовлетворение инстинкта защищенности при стратегическом «угнетении» инстинкта выживания, человек «жертвует» развитием рода и, во многом, семьи в пользу сиюминутного собственного комфорта и успеха. В случае социального каннибализма, пропагандируемого идеологией «голодных игр», под ударом в стратегической перспективе оказываются оба инстинкта – выживания и защищенности. Однако, на внешнем уровне, социальный каннибализм как нормативная стратегия жизнедеятельности правящей «элиты», позволяет достигать успехов, власти, «административный восторг» и даже псевдотворчества. Как писал Ю.Хабермас (2003) преодоление «диктата необходимости», возможность жить в роскоши как избыточном, ресурсном состоянии, позволяет человечеству развиваться. Однако, «роскошь» выбравших нишу социального каннибализма «съедает» и так скудный ресурс нравственной, гражданской позиции человека, полностью перекрывая возможности развития не только данного человека, но и его семьи и рода. Истинная «роскошь» возникает в процессе обмена - человеческого взаимодействия – привносящего в жизнь каждого из служащих друг другу новизну, неизвестную и не являющуюся насущной необходимостью как таковой. Дарение как компонент дисурса служения в постмодернисткую эпоху отражает «роскошь» человеческого бытия: в той мере, в какой субъект способен дарить и/или отдавать (добровольно или хотя бы принудительно), разделять с другим, что-то важное, ценное для него, в той мере он обеспечивает себе при внешнем «угнетении»инстинктов выживания и продолжения рода, свое, семьи и рода совершенствование.
Социальный каннибализм как социальная стратегия противостоит в трилемме модусов гражданского образования социальному служению. Однако, социальная аномия как мир равнодуший, мещанского отрицания чьих-либо нужд и желаний, кроме собственных, как известно, является опорой фашистских режимов и течений. Различие лишь в том, что в фашизме социальный каннибализм не был поставлен как организующая идея отношений человека с обществом – в центр: она существовал «наряду» с остальными идеями, включая «евгенику» как идеологию превосходства, служившую основой решения о рациональности и легитимности подавления и уничтожения других. В социальном каннибализме легитимность не требуется: подавление и уничтожение других есть «смысл в себе», самостоятельная , антигражданская идеология. Аномия является псевдовгражданской идеологией, истинно гражданской является лишь социальное служение. Однако, и социальное служение не является свободным от негативных коннотаций: полагая себя служащим другим, человек выделяет себя из мира людей, общества в целом. Поэтому он рискует уничтожить себя либо в попытках «напрыгаться», решая чужие проблемы вместо самих людей, живы чужой жизнью, либо рискует переместиться в позицию «над обществом», уничтожив себя бессознательным освоением дискурса социального каннибализма, в котором более сильный диктует более слабому – как и зачем ему жить, кто он такой. Общество начинает восприниматься субъектом как сфера удовлетворения его нужд и желаний. И хотя эти нужды и желания носят, по его мнению, характер «служения», они могут выражаться в прямо противоположных моментах. Яркое проявление – взаимодействия социальной работы и органов правозащиты и правоохраны в России и за рубежом. В частности, нашумевшие скандалы по поводы ювенальной юстиции, бесполезные в своей основе «общественные наблюдательные комиссии» и другие внешне существующие как попытки вмешательства общества в механизмы управления им, тенденции и практики. Данные практики не работают именно потому, что большая часть общества находится в состоянии аномии: равнодушия, поощряющего фашизм в его различных проявлениях, а та часть общества, которая выбрала для себя путь управления - вместе с социальным каннибализмом. Футуристические тексты Дж.Оруэлла, Д.Андреева, многочисленные пророчества о формировании общества потребления как общества социальной аномии и каннибализма, еще два-три десятилетия назад казались почти невозможными или, по крайней мере, предотвратимыми. Однако, если проследить как много средств правящая элита почти всех стран, начиная с Америки, построившей свое благополучие на резервациях, то есть концлагерях для коренных жителей, вкладывает в «реформы судебной системы», как много места в данных реформах посвящено постройке аналогичных «резерваций» на Украине, в Молдове, других странах, о которых обывателю-мещанину знать не нужно, если проследить испытания химического оружия (химтрейлов), распылявшегося ранее под видом «удобрений», «гербицидов» и «дезактиваторов», а сейчас совершенно открыто - военными самолетами НАТО, над территориями тех же Украины и Молдовы, в столицах стран НАТО открываются магазины с (пока еще поддельным) «человеческим мясом», то становится понятно: австрийские и германские концлагеря не были случайностью в истории человечества. Их создание связано с определенной идеологией, которую можно назвать идеологией социального каннибализма.
Препятствий распространению данной идеологии не существует: искушение властью, возможностью роскоши, превосхождения человеком человека и самого себя (бессмертия, неуязвимости, «суперменства») существует в человеке давно. Лишенное нравственных опор гражданское сознание быстро исчезает: человек фокусируется сначала на своей семье, потом – на собственной выгоде, потом – на сиюминутных удовольствиях. Наркотик власти вершить чужие судьбы и уничтожать себе подобных «признанных негодными», то есть не выбравшими нишу социального каннибализма или оказавшихся менее проворными каннибалами, длительное время» обезболивает» существование, переполненное попыткой стать единоличным властителем и жителем мира, которому принадлежат все ресурсы и возможности.
Еще Н.Макиавелли выделил принятые в социально-политическом управлении принципы, однако, он допускал в политике и нечестность, и коварство, и двойные стандарты - во имя благих целей, не считая их нормой. Сейчас его «принципы» внедряются в общественную и личную сферы: людей учат социальному каннибализму: манипулировать и не поддаваться на манипуляции, «быть стервой»(«мертвечиной»), «убирать с дороги конкурентов», «есть» мешающих и подчинять нужных людей, - под видом «повышения собственной конкурентоспособности»». Социальный каннибализм, как и биологический, разобщает людей, делает их одинокими, находящимися в состоянии войны со всем миром, деградирующими. Он включает даже отказ даже от технологического прогресса: совершая выбор между рабом и роботом, представители власти однозначно выбирают раба, жизнь и судьба которого никого не интересуют: он существует только как компонент чужого счастья, комфорта. Эта мораль – допускающая сжечь в рабстве и нищете миллионы тел и судеб ради «роскоши» одной судьбы, - социальный каннибализм, быстро перетекает в биологическое людоедство. Работорговля отменена более 200 лет назад, но сегодня даже официально более 15 миллионов взрослых и детей в мире – рабы: работорговля по прибыльности занимает 3 место после торговли наркотиками и оружием, особенно в Европе: этому способствовал активно поддерживаемый НАТО развал стран «социалистического лагеря», экспансия в них США, привыкшего строить благополучие отдельных граждан своей страны на резервациях и иных формах порабощения граждан. Итоговый выбор на самом деле прост: сотворяющий раба из ближнего - делает рабом себя, служащий ближнему – служит себе, своей свободе и жизни.
Авагян В. Убить и обожраться // Ведомости. 2012 - Пятница, 24.08. – С.6
Макиавелли Н. Государь: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 2001. - 656 с.
Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. – 410 с.
Свидетельство о публикации №114091405143