Сан Поль де Ванс. Венера Тео Тобиаса
Сфотографировал не из-за того, что скульптура мне понравилась. Скорее, наоборот.
И всё же в ней, кроме какого-то подчёркнутого уродства, было что-то необычное.
Наш гид в это время рассказывал об истории городка и о людях, которые ему эту историю сделали, поэтому спросить о статуе не получилось. Решил, что позже всё о ней расскажет мне интернет.
На табличке под скульптурой прочёл: "TOBIASS".
В интернете открылось много строк с этой фамилией, но только одна о Тобиасе - художнике и скульпторе. На русском языке вообще есть только одна статья (http://www.boti.ru/taxonomy/term/54019 ) – перевод с английского оригинала из музея.
Из этой статьи узнал, что будущий выдающийся художник родился в 1927 году в городе Яффо (сегодня – часть большого Тель-Авива), куда двумя годами раньше перебралась из Литвы его семья.
Отец, печатник по профессии, устроиться на земле своей мечты не смог, что, видимо, сильно изменило его сионистские убеждения. Семья сначала вернулась в Литву, а затем перебралась в Париж.
Семье Тобиас повезло – если можно считать везением два года, проведенные в небольшой комнатушке с закрытыми жалюзи во время нацистской оккупации. Нет, без сомнения повезло - их не обнаружили, никто не донёс на них, они уцелели...
А особенно повезло Тео, который смог в вечном мраке этой ужасной комнаты читать, рисовать и играть в шахматы с отцом.
Конечно, ежеминутная игра в прятки со смертью, ужас, который они испытывали, когда слышали топот немецких солдат на лестницах дома, наложили глубокий отпечаток на личность художника и на его творчество. Несмотря на то, что после освобождения Парижа Тобиас достаточно быстро стал признанным мастером с мировым именем, он многократно возвращался к теме преследования и изгнания.
Как мне кажется, именно эта тема воплощена в его скульптуре "Венера", установленной в Сан Поль де Вансе. Сегодня его жители - это успешные и благополучные люди мира искусства. Но не зря этот город называют "прибежищем" …
Представляется, что Тео Тобиас сконцентрировал в своей скульптуре не только страшную память из пережитого прошлого, но и предчувствие ужасов будущих войн и гонений. Предчувствие тех ужасов, которые превращают женщину – богиню, любимую, мать, хранительницу очага - в несчастное бесформенное, загнанное существо.
Эта скульптура – очередное предупреждение человечеству. Возможно, последнее…
На коллаже представлены также снимки некоторых полотен мастера, и кадры из фильма-интервью художника – www.tobiasse.fr
Свидетельство о публикации №114091306543
Наталья Прохорова 10.07.2016 18:07 Заявить о нарушении
Борис Готман 10.07.2016 20:13 Заявить о нарушении