Технический прогресс освобождал и освобождает до с

Технический прогресс освобождал и освобождает до сих пор общество. И никто не может сомневаться, что он и дальше будет облегчать жизнь человеку и тем неизбежно поднимет его и на еще более высокую вершину жизни, к которой он стремился всегда. И мы не вправе принимать всерьез просто творческий поиск человека и заблуждения, ошибки и его размышления, еще не достигшие полной зрелости для того, чтобы постичь действительное движение мира и тем отличить друг от друга различные его проявления. Тем более принять на веру суждения становящегося мышления и, руководствуясь ими, строить мрачную картину мира на будущее. Мы просто еще достаточно не понимаем свою реальную жизнь, которая складывается уже на новых основах и на них развивается бессознательно. Технический прогресс освобождал общество, обогащал общество и развивал общество. И эта общественная система до сих пор стоит над людьми. Освобождать общество не значит освобождать людей и дать каждому полное и свободное развитие. Через призму технического развития люди мечтали и мечтают сейчас о свободном потреблении. Освобождать общество не значит освобождать каждого человека.. Развитие человека не тождественно развитию общества. Им тоже нужно овладеть.

 И когда говорят о распаде, то имеют в виду именно распад экономики и государственных отношений, стоявших над людьми и развивавшихся через них. А вот что происходит с взаимоотношениями между людьми, построенными на деньгах, об этом мало кто задумывается. Ведь сам факт, почему вдруг свернулась экономика, требует более глубокого объяснения, а призыв вряд ли объединит даже этих недовольных и бунтующих натур. Объединиться ради чего?
        Должна быть раскрыта тайна, скрытая в деньгах, а потом и в сознании людей, чтобы люди могли жить сознательно, руководствуясь социальными, человеческими целями. Какой смысл в том, что люди думают о себя и живут своим личным успехом, прямо как в средних веках, и воюют друг с другом ради высокого потребления, тогда как именно с точки зрения технического прогресса, уже создавшего пространства развития человека, в этом уже нет надобности. И это говорит о том, что деньги, двигавшие человечеством на протяжении тысячелетий и полностью соответствовавшие капиталистическому развитию, уже исчерпали себя и превратились в величайший тормоз на пути прогресса, разъединив и противопоставив людей  друг другу в процессе распада общества и попав в руки отдельных  людей и их кланов. Наше общество сегодня сохраняется только благодаря усилиям государства и держится на судебных разборках, принявших небывалые масштабы. Разрозненные люди, работающие только друг на друга или на самого себя, уже не образуют ни общества, ни производительные общественные силы и просто выживают. А технический прогресс создан капитализмом, объединившим миллионы людей и их силу организовавшим в производительную общественную силу. Запад именно поэтому создал высокую производительность труда и на этой основе и высокое технологическое производство, уже теперь меньше всего нуждающееся «в рабочих силах». А «лишним людям» не остается ничего, как только деградировать. Отсюда и тот факт, что и противоречия из экономического переместились в человеческие. Несколько слов о социализме в истории, о котором отзываются так не лицеприятно.
О социализме, исходя из принципов марксизма, имели представление как о справедливом устройстве общества. В действительности все обстояло наоборот, и это общество не могло быть таковым. Основная его миссия состояла в том, чтобы деформировать и расстроить механизмы развития капитализма – его способ производства, производственные отношения и т. д. А как оно происходило в действительности, показала практика, которую мы имеем перед собой в виде исторического материала. Могла ли оно совершаться на человечной или гуманистической основе, если речь непосредственно шла об обуздании капитализма и подавлении буржуазных тенденций, носителями которых были те же самые люди, которые в результате революции вышли из лона капитализма? Ясно, оно могло происходить только на капиталистической основе и с тем же человеческим материалом, и отношения между людьми и в обществе должны были быть такими, какими они вышли из капитализма. Раз капиталистические реалии должны были в этом движении подавляться и «уничтожаться», то общество не могло совершенствоваться и процветать в направлении осуществления принципов коммунизма. В то время, когда речь непосредственно шла о разрушении капитализма и его способа производства, не мог возникнуть вопрос о коммунизме, даже в развитом социализме. Он был лишь теорией, и оставалась таковой до своего полного исчезновения.
Но сказанное не означает, что социализм и впрямь был «бесчеловечным». Напротив, в смысле «человечности» в обычном этическом понимании социализм был единственным общественным строем, заботившимся о людях, об их благосостоянии, здоровье, образовании и отдыхе. Ведь именно этого отношения общества к людям приводили в качестве основного довода для доказательства гуманности социализма, в то время как речь шла об отношениях между личностью и обществом, которые лежали в основе развития общества. В сознательном аспекте смысл самого соревнования между двумя системами нередко сводилось именно к тому, чтобы превзойти друг друга по уровню производства и потребления, в создании наилучших условий жизни для каждого человека. А вот что происходило за этими общественными процессами и что происходило с этими людьми, кем они становились, и куда шло общество в своем поступательном развитии и т. д., - об этом-то именно и не имели понятия. Просто в советском обществе руководствовались принципом «изобилия и свободного потребления», а в капиталистическом – «обогащения каждого». В итоге так и не поняли, куда делось это богатство и куда оно девается сегодня во всем мире.


Рецензии