Технический прогресс освобождал и освобождает до с
И когда говорят о распаде, то имеют в виду именно распад экономики и государственных отношений, стоявших над людьми и развивавшихся через них. А вот что происходит с взаимоотношениями между людьми, построенными на деньгах, об этом мало кто задумывается. Ведь сам факт, почему вдруг свернулась экономика, требует более глубокого объяснения, а призыв вряд ли объединит даже этих недовольных и бунтующих натур. Объединиться ради чего?
Должна быть раскрыта тайна, скрытая в деньгах, а потом и в сознании людей, чтобы люди могли жить сознательно, руководствуясь социальными, человеческими целями. Какой смысл в том, что люди думают о себя и живут своим личным успехом, прямо как в средних веках, и воюют друг с другом ради высокого потребления, тогда как именно с точки зрения технического прогресса, уже создавшего пространства развития человека, в этом уже нет надобности. И это говорит о том, что деньги, двигавшие человечеством на протяжении тысячелетий и полностью соответствовавшие капиталистическому развитию, уже исчерпали себя и превратились в величайший тормоз на пути прогресса, разъединив и противопоставив людей друг другу в процессе распада общества и попав в руки отдельных людей и их кланов. Наше общество сегодня сохраняется только благодаря усилиям государства и держится на судебных разборках, принявших небывалые масштабы. Разрозненные люди, работающие только друг на друга или на самого себя, уже не образуют ни общества, ни производительные общественные силы и просто выживают. А технический прогресс создан капитализмом, объединившим миллионы людей и их силу организовавшим в производительную общественную силу. Запад именно поэтому создал высокую производительность труда и на этой основе и высокое технологическое производство, уже теперь меньше всего нуждающееся «в рабочих силах». А «лишним людям» не остается ничего, как только деградировать. Отсюда и тот факт, что и противоречия из экономического переместились в человеческие. Несколько слов о социализме в истории, о котором отзываются так не лицеприятно.
О социализме, исходя из принципов марксизма, имели представление как о справедливом устройстве общества. В действительности все обстояло наоборот, и это общество не могло быть таковым. Основная его миссия состояла в том, чтобы деформировать и расстроить механизмы развития капитализма – его способ производства, производственные отношения и т. д. А как оно происходило в действительности, показала практика, которую мы имеем перед собой в виде исторического материала. Могла ли оно совершаться на человечной или гуманистической основе, если речь непосредственно шла об обуздании капитализма и подавлении буржуазных тенденций, носителями которых были те же самые люди, которые в результате революции вышли из лона капитализма? Ясно, оно могло происходить только на капиталистической основе и с тем же человеческим материалом, и отношения между людьми и в обществе должны были быть такими, какими они вышли из капитализма. Раз капиталистические реалии должны были в этом движении подавляться и «уничтожаться», то общество не могло совершенствоваться и процветать в направлении осуществления принципов коммунизма. В то время, когда речь непосредственно шла о разрушении капитализма и его способа производства, не мог возникнуть вопрос о коммунизме, даже в развитом социализме. Он был лишь теорией, и оставалась таковой до своего полного исчезновения.
Но сказанное не означает, что социализм и впрямь был «бесчеловечным». Напротив, в смысле «человечности» в обычном этическом понимании социализм был единственным общественным строем, заботившимся о людях, об их благосостоянии, здоровье, образовании и отдыхе. Ведь именно этого отношения общества к людям приводили в качестве основного довода для доказательства гуманности социализма, в то время как речь шла об отношениях между личностью и обществом, которые лежали в основе развития общества. В сознательном аспекте смысл самого соревнования между двумя системами нередко сводилось именно к тому, чтобы превзойти друг друга по уровню производства и потребления, в создании наилучших условий жизни для каждого человека. А вот что происходило за этими общественными процессами и что происходило с этими людьми, кем они становились, и куда шло общество в своем поступательном развитии и т. д., - об этом-то именно и не имели понятия. Просто в советском обществе руководствовались принципом «изобилия и свободного потребления», а в капиталистическом – «обогащения каждого». В итоге так и не поняли, куда делось это богатство и куда оно девается сегодня во всем мире.
Свидетельство о публикации №114091106662