Эпопея Баниониса

   Совсем недавно на 90-м году жизни скончался великий, может быть вообще, величайший литовский актер Донатас Банионис. Я не собираюсь детально описывать его биографию,она есть в широком доступе, отмечу только, что его артистическая карьера начиналась очень давно, в жутковатое время начала ВОБ
(Великой Отечественной Бойни), развязанной двумя тираническими фанатиками Гитлером и Сталиным. Это была бойня небывалого ожесточения, прокатившаяся и по крошечной Литве, случайно уцелевшем остатке некогда могущественного государства - Великого Княжества Литовского, перемолотого имперской Россией.
 Начала ВОБ Литва толком и не заметила. Очень Красная Армия стремительно бежала из Прибалтики, а некоторые литовцы и латыши еще стреляли по ней с чердаков, так как советская оккупационная система успела за год всем, "добровольно" вошедшим в состав СССР народам, показать свои страшные зубы. Немцы в Литве особо не свирепствовали, разве что зачистили евреев. Но самое кошмарное было для Литвы впереди. Очень Красная Армия вернулась через два с небольшим года, и тут началось "восстановление" советской оккупационной системы.
  В Литве разгорелась партизанская война, сопровождавшаяся расстрелами на месте, сжиганием хуторов под лозунгом "смерть литовским поросятам", высылками и тюрьмами для всех непокорных.Война эта, в виде рецидивов стрельбы, продолжалась почти 20 лет!
  В далеком 1966 году я посмотрел фильм Жалакавичюса "Никто не хотел умирать". Фильм был черно-белый. Появился он, как эхо хрущевского ренессанса, называемого "оттепелью". Фильм успел! Через два-три года, такой фильм советская цензура ни за что бы не пропустила на экраны. Авторы фильма буквально прошли по лезвию бритвы. Это фильм-трагедия... В нем черными и белыми красками показано, как ржавое шило советской убийственной машины насилия втыкается в забытую Богом литовскую деревеньку и там все начинают с ожесточением убивать друг друга.
Беспросветные картины глухой литовской деревни. Отец семьи, ставший пятым председателем сельсовета за год (предыдущих всех убили), тоже убит. Да, он чаще ходил в корчму, чем в костел и советская система таких поднимала из грязи
к власти. пусть и декоративной, но обеспечивавшей заготовки сельхозпродукции. Дети покойного председателя (четверо братьев Локисы (медведи)) приезжают в деревню и начинается эпизод войны с "лесными братьями", известными в Прибалтике с 1905 года. Все жутко натуралистично. Местного пьяницу, бывшего ранее в лесу, "власть", в лице секретаря райкома террористической коммунистической партии, ставит новым председателем. Бедняга Вайткус,
 которого и сыграл (надо заметить блестяще), никому тогда не известный Банионис, принялся разрываться между бандитской властью и лесными бандитами. Он торжествует! Из голодранцев он выбился в люди! Но это торжество обреченного. Вайткуса в итоге убивают на посту в сельсовете. Количество убитых в фильме вообще зашкаливает Десятка два ли три.Маленький, корявенький Банионис своим трагизмом (это символ маленькой растерзанной Литвы)запоминается даже на фоне супермена, двухметрового Бруно Ои. Супермен симпатичен! Но Банионис вызывает целый спектр чувств. Он соответствует этому страшному сельскому кладбищу,этой убогой деревне без электричества (советские оккупанты запрещали электрификацию хуторов в Прибалтике до конца своих дней), он соответствует этой сюрреалистической мельнице в лесу... Он хорош! Я после этого фильма, отсмотренного в московском кинотеатре "Художественный" с супер системой звука и запомнил этого Баниониса. Фамилия эндемичная, но почему-то легко фиксируемая
мозгом. Внешность  зауряднейшая, но внутри там спрятан большой души человек.
  Потом Банионис снялся в 1978 году в гнусной чекисткой поделке фильме "Мертвый сезон", сляпанном по заказу КГБ. Он там играет с напряжением,играет явно
из за денег, от подозрений чекистов в халтуре спас только его талант. Но фильм полный отстой. Забавнее всего, что впечатлившись этим фильмом пошел в разведшпионы главный резидент. Да, если такой откровенно халтурный фильм, выпущенный для того чтобы закрепить возврат к сталинским сапогам и подтвердить правильность повторной оккупации Чехословакии, случившейся в том 1968 году, оказал такое влияние на судьбу человека и страны, то тут надо о многом задуматься.Я этим фактом изрядно огорчен.Но актер не виноват. Банионис на фильме неплохо заработал, так как фильм имел
высшую категорию и шел повсеместно в СССР и во всем социалистическом лагере, а потом и трижды на телеэкранах.
  А Банионису в 50 лет в 1974 году, отголоском от эпохального "Никто не хотел умирать", дали Народного артиста СССР! Это редкая
удача в столь "раннем" возрасте стать народным! И скромный Паневежис стал
тоже известен. Банионис так и остался до конца своих дней в любимом театре.
Эпопея длинною а долгую жизнь тихо закончилась там, где и начиналась.
  Я не был на кладбище в Паневежисе. Был я на шауляйском городском кладбище. Шауляй недалеко от Паневежиса...
Памятники, вымытые с мылом. Розы, чистые дорожки... С тех пор, проезжая мимо Шауляя в Ригу, я всегда показывал в строну этого кладбища направо своим попутчикам и говорил, что пошел бы туда, лег бы и никогда не уходил...
  Думаю, Банионис лежит на таком же уютном кладбище и только вздохи посетителей
и почитателей немного нарушают его покой.Вечная память! Аминь!         


Рецензии
Благодарю за интересную статью!

Титов Александр   13.10.2014 14:41     Заявить о нарушении
Я стараюсь писать от себя. Спасибо за компл.

Владимир Лагунов   14.10.2014 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.