Дрезден

Дрезден? Он какой? - Чёрно- серо - белый. Здания из песчаника со временем  темнеют. Дрезден - город гениальных скульпторов и гениальных художников мы увидим через час.
Из отеля мы вышли в приподнятом настроении.
Во - первых, мой диск - звезда, моё светило - солнце, сияло так сильно, так ярко, так мощно, словно протуберанцы вспыхивали на нём каждую секунду; во - вторых, мы выспались; в- третьих, в пражском отеле мы остановились на двое суток, а это значит, что нам, как улиткам, не надо носить на себе  свои чемоданы и сумки; в - четвёртых, мы ехали через всю Прагу -  самый красивый город Европы.
Экскурсовод из Праги, к моему великому удивлению, повела беседу не о столице Чехии, а о плохом отношении чехов к русским. К белорусам они относятся немного лучше, но для « понравиться» надо говорить на белорусском языке.
Чехи не могут забыть события 1968 года!
В Праге появилась поговорка:
- Вот тебе, приятель, Прага; вот тебе , дружок, Варшава!
Я читала роман Милана  Кундеры « Невыносимая лёгкость бытия» и помню, как мне было стыдно ,  что Москва при помощи  танков навязывала Чехословакии свой распорядок жизни.
А стихотворение Евтушенко:
Танки идут по Праге
в затканой крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
Боже мой, как это гнусно!
Боже - какое паденье!
Танки по Ян Гусу.
Пушкину и Петефи.
Страх - это хамства основа.
Охотнорядские хари,
вы - это помесь Ноздрева
и человека в футляре.
Совесть и честь вы попрали.
Чудищем едет брюхастым
в танках-футлярах по Праге
страх, бронированный хамством.
Что разбираться в мотивах
моторизованной плетки?
Чуешь, наивный Манилов,
хватку Ноздрева на глотке?
Танки идут по склепам,
по тем, что еще не родились.
Четки чиновничьих скрепок
в гусеницы превратились.
Разве я враг России?
Разве я не счастливым
в танки другие, родные,
тыкался носом сопливым?
Чем же мне жить, как прежде,
если, как будто рубанки,
танки идут по надежде,
что это - родные танки?
Прежде, чем я подохну,
как - мне не важно - прозван,
я обращаюсь к потомку
только с единственной просьбой.
Пусть надо мной - без рыданий -
просто напишут, по правде:
"Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге".
Это я воспринимаю так сейчас это событие.
Я сама помню, как русские ввели в Прагу войска Варшавского договора.
Тем летом 1968 года  моя двоюродная бабушка, перенесшая с годовалыми детьми блокаду, приехала к нам  из Ленинграда ( моя родная бабушка, сестра двоюродной, погибла от немецкой пули).
По радио объявили о войне в Чехословакии.
Мне тогда было шесть лет, но я помню, как заплакала, зарыдала, застонала, заметалась  бабушка,- она подумала: «Опять война!»
Так вот…вернёмся к Чехии сегодняшнего дня:
В чешских средних школах не относятся серьёзно к образованию: лишь бы были здоровые нервы. В Чехии нет  домашних  заданий.(В Чехии я с удовольствием бы работала учителем: не надо проверять тетрадей!)
В Чехии не читают сказку  «Красная шапочка» : сказка учит ребёнка преступлению!
В Чехии фото 1941 года накладывают на события 1968 года, и показывая на разрушенные немцами дома, говорят: «Посмотрите, как зверствовали русские!» - многие подтасовку фактов воспринимают, как должное!
В Чехии серьёзно и ответственно только высшее образование! С Пражским университетом не может соперничать и Сорбонна. Не сдал зачёт - отстранён от учёбы, списал работу - исключён!
…Чехи простили немцам 1941 - 1945 гг, чехи стремятся устроиться  на работу в Дрезден,- зарплата у немцев очень высокая)
Я два раза  столкнулась с лёгким недолюбливанием русских: в магазине на границе я купила булочку с маком( татишка мак) за 22 кроны: одно евро = 29 крон.
Продавщица сказала:
- Ето мало,- и забрала с моей руки монету в два евро.
Наверно, они обижаются, что русские не дают чаевые.
Или надо было сказать: «Разумееце,я - беларуска, вы чуеце, якая наша мова беларруская напеўная і мілагучная, таму лічыце грошы правільна”.
Мы думаем: «И так всё дорого для туристов» - у нас такая булочка никогда не будет стоить и 10 крон.
А второй раз я зашла в магазин и сказала: «Мне, пожалуйста, бутылку минеральной воды»…
- Мы не розумеме…
- Не верю,- сказала я.- У нас - летать, а у Вас - летадло- самолёт, у нас шлёпать по воде,- у Вас шлипадло- лодка, у нас - покласть деньги, а у Вас - покладник ( касса), пожалуйста - просим, как пройти - як достать на улицу…, полотенце - ручник, ванна - ляжне… у нас языки такие похожие…Неужели Вам немцы ближе братьев - славян?
Тогда продавцы сказали, что понимают русский и очень доброжелательно вручили  мне минералку…
Я описала негативные моменты из своего путешествия по Праге,  сейчас и здесь, чтобы завтрашнее эссе посвятить исключительно восторженной любви к Праге. Мне наш  Питер казался самым красивым городом мира. А сейчас мне безумно, просто безумно, понравилась и Прага. Я влюбилась в этот город. Как бы мне хотелось поехать на Рождество в Чехию. Почему- то меня тянет взглянуть на зимнее волшебство Праги.
А мы тем временем подъезжаем к Дрездену, смотрим на экологический мост  с разной зеленью, чтобы коты и собаки естественно себя чувствовали. Точно, здесь  скорее коту или собаке подадут, чем нищему человеку…Чем страшнее животное, тем благороднее поступок того, кто приютил обездоленного зверька…
И вот мы выходим из автобуса на Театральной площади…
Начинается Театральная площадь с Хофкирхе - Придворной церкви, совсем не типичной для города с протестантским населением…Церковь была построена с огромной помпой, кирхе   напоминает корабль, плывущий по бурному житейскому морю. Её колокольня - 85 метров.
Хофкирхе построил известный итальянский художник Гаэтано Киавери.
Рядом находится Георгиевский дворец!. Между Хофкирхе и Георгиевским дворцом - Башня Гаусмана, ее легко отличить по настенным часам.

Церковь кажется потерпевшей в пожаре: построена из песчаника, богатого железом, который непрестанно окисляется, отпечатывая языки пламени на стенах.
И вот она - национальная гордость: в храме находится копия А. Рублёва - «Троица»…
Улицы в Дрездене узкие- узкие, как в Вильнюсе, например, и  всюду - кафе, кафе, кафе…Полжизни немцы проводят в кафе…
И вот мы останавливаемся возле дома, на котором фарфоровыми фресками рассказана история князей Веттинов: На весь мир известна мозаика "Шествие князей" (по эскизу Вильгельма Вальтера), расположенная на внешней стене бывших королевских конюшен, где на огромном фарфоровом панно изображены тридцать пять правителей (фюрстов) династии Веттин. Фреска выполнена при помощи 25 000 плиток из мейсенского фарфора.
- Браво, Вильгельм Вальтер! Ваши работы достойны восхищения!
Мы любуемся зданием Университета искусств, Земпероперой ( по имени архитектора Земпера),  и наконец,- о, святая святых,- мы входим в Цвингер! Дворцовый комплекс, шедевр барокко: чередование массивности и лёгкости, прямых углов и закругленных, света и тени, строгости и причудливости, и всё же - дворец построен из песчаника, в котором много железа, железо окисляется и оставляет на стенах чёрные крылья пожаров,- ощущение, что Цвингер недавно опять горел!
Во дворе Цвингера прогуливаются семьи, останавливаются отдохнуть велосипедисты,- женщина лет 60 в белом платье и белой шляпке так углубилась в книгу, что кажется олицетворением сосредоточенности, скульптурой по имени «Самоуглубление».
И вот я вхожу в Дрезденскую галерею, покупаю билет за 10 евро
Больше всего меня трогают картины, которые я хорошо  знаю!
Я смотрю на «Сикстинскую мадонну» - и слёзы текут из моих глаз.
Только в Дрездене я ощутила, что Божья Матерь знает о замысле Вселенной,- пожертвовать сыном ради спасения человечества.
Тысячи раз я любовалась прекрасной Марией, милыми задумчивыми ангелами, да и святой Варварой, но только в Дрездене я ощутила подспудный трагизм этой самой известной картины: нет ни одного школьника, не знающего этого шедевра.
И при всей изысканности и лёгкости  Марии, ступающей по облакам, чувствуешь живую прелесть матери и непревзойдённое мастерство Рафаэля.
Красота изящной девушки лучше чувствуется в шелках, а красота настоящего шедевра - в обрамлении: «Сикстинская мадонна» обрамлена золотой рамой в виде прекрасных колонн,- и богатая роскошная рама усиливает восприятие.
Мне запомнилась работа Лукаса Кранаха»Семь смертей Марии» - сюжетные произведения искусства всегда трогают душу больше. Я давно знаю   работу Лукаса Кранаха «Адам и Ева».
Когда увидела её: сразу внутренне ахнула: и фон темнее, и линии - чётче.
Оригинал никогда не сравним с копией, иллюстрацией или произведением в альбоме. Насколько живой человек лучше тени, настолько оригинальная работа лучше всех оттисков!
Я сразу узнала работы Лукаса Кранаха, посвящённые подвигам Геракла, особенно «Ппроснувшийся Геракл с пигмеями» и «Спящий Геракл с пигмеями»: такие маленькие взрослые и такой огромной спокойно дышащей уверенной горой - Геркулес! Люблю контрасты!
А у картины Лукаса Кранаха « Триумф Вакха» я долго стояла и думала:»Почему картина называется «Триумф», «Почему даже дети радуются? Слон и тот несёт виноградную гроздь?»
- Потому,- сказала я себе,- что творчество - это полёт мысли, а не унылый пересказ действительности…
Я никогда не видела картины Тинторетто «Музицирующие женщины», она мне напомнила работу Матисса:»Танец» - рондо, круг, на красных покрывалах обнаженные женщины с золотыми телами играют на виолончели, флейте, разбирают ноты.
Меня потрясла  всегда любимая мной картина «Спящая Венера»- на фоне бирюзового, с удивительным свечением, неба, с розово- кофейными облаками спит прекрасная дева  на ало- коричневых простынях.
Только в Дрездене я ощутила, что тело Венеры  нежно-розовое , что оно дышит,- настолько велико искусство Джорджоне.
При хорошем настроении я подумаю: «Прекрасная Венера спит, а миллионы людей наслаждаются её красотой».
При плохом настроении я скажу: «Обнажённая Венера спит и спит целые  века, а её бессовестно разглядывают!»
Долго стояла у картины Веронезе Паоло «Портрет Катарины» - любовалась умным  всё понимающим взглядом девушки…
Переходя из зала в зал на втором этаже, я встретила и «Лавинию»Тициана, умную, угрюмую, всю в перстнях  и драгоценностях; и «Саскию « Рембрандта, весёлую, счастливую, любимую; и «Герцогиню Мекленбург» в ярком жёлто-красном роскошном костюме,и «Саломею» с нечистым плотоядным взглядом  - Лукаса Кранаха,и чистую, как первый снег, трогательную и  тёплую, как ранний солнечный лучик «Шоколадницу» Ж.Э. Лиотара, и таинственную влюблённую «Девушку, читающую письмо у окна» Яна Вермеера.
Я чуть не вскрикнула от радости, увидев «Мальчика» Пинтуриккио.
Подойдя  к «Динарию кесаря» Тициана,  потрясённо глядела на белую руку Христа и тёмную- кесаря…
Несколько залов я недосмотрела, за пять часов так насытилась прекрасным, что больше уже не могла воспринимать великие полотна и отправилась смотреть « Собрание фарфора».
Я не видела ни зоологического музея, ни музея старинного оружия, ни физико - математического зала, я не была даже в «Земперопере», но я знаю: ничто меня так не потрясло бы  и не удивило бы , как Дрезденская галерея.
Конечно, Дрезденская галерея - величайшее собрание гениальных полотен старых мастеров: Гольбейна и Кранаха, Дюрера и Тициана, Тинторетто и Джорджоне, Рембрандта и Рубенса… Минимум неделю нужно отвести на посещение Дрезденской галереи!

фото: в Дворцовом комплексе "Цвингер" четыре бассейна с высокими фонтанами...


Рецензии
Весеннего настроения, Наташа!
Ярких впечатлений, путешествий,
в воображении и наяву.
(Воображение насыщает порой не меньше).

Всего доброго, Вам и вашей семье!

С теплом,
Яков

Яков Рабинер   01.03.2016 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Яков.
Что- то и виртуально я давно не путешествовала.
Какой же город мне выбрать?
Может, Одессу или Нью-Йорк?

Соловьёва   02.03.2016 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.