О теоретической социологии Питирима Сорокина

1 «Питирим Александрович Сорокин был едва ли не единственным западным социологом, отстаивавшим необходимость сохранения социологии в качестве теоретической науки.» [П.А.Сорокин и его место в социологии XX  века. (Г.Д.Чесноков. История философской мысли: традиции и новациию Изд. РАГС, М. 2003) стр.292-309]
2 Сорокин полагал, что реальный фундамент социальной системы выражается культурой, точнее, ее элементами: смыслом, ценностями, нормами.
3 «Смысл» - цель жизни: счастье, развитие, процветание, максимум богатства.
4 Ценности: труд, продукт, ресурсы, энергия, инфраструктура, информация .
5 Нормы определяют принципы взаимоотношений, важнейшим из которых оказывается справедливость: категория науки Этики!
6 Причем, нормы и ценности определяют взаимодействие людей в обществе.
7 Ведущие философии, основные этические системы, главные кодексы законов и основные гуманистические и социальные научные теории в их самой возвышенной форме были сформулированы давно, когда не существовало ни лабораторий, ни статистики, ни рациональных методов, ни огромной массы эмпирических фактов. [Sorokin P.A., Social and Cultural Dynamics. 4 vols. (New York. Bedminster Press, 1962).]
8 Этика (от др.-греч. ;;;; — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.  Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. [Википедия]
9 Питирим Сорокин поставил вопрос «Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть?» [П.А.СОРОКИН. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. Москва. Наука. 1994. С. 229-247]. В этой работе он пишет: «Вообще любая наука ... ничего не приказывает и ничего не запрещает, а говорит «так есть»» (C. 229). Этика – наука о нравственности, с первого взгляда, есть нормативная наука, так как она говорит, что «так должно быть или не должно быть».
10 К подобным теоретическим выводам пришел Питирим Сорокин уже более 50 лет назад: «Итак, нормативное суждение, всякое должен (а отсюда и долг) имеет в своей основе оценку, которая как таковая уже не есть достояние или содержание нормативного суждения, а есть содержание теоретического (т.е. изучающего сущее, как оно есть) суждения. Сообразно с этим и всякая нормативная наука есть функция теоретических дисциплин и толь¬ко как таковая может быть. Поэтому и этика должного, если она вообще возможна, то возможна только на основе этики, изучающей сущее, т.е. существующую или существовавшую мораль, независимо от желатель¬ного или должного, а до тех пор так называемая "нормативная" этика будет лишь собранием произвольно установленных "норм", ни для кого не обязательных, а тем самым ненаучных.» [Питирим Сорокин «Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть?» (П.А.СОРОКИН. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. Москва. Наука. 1994. С.232-3).]
11 Идеи П.Сорокина нашли понимание и развитие среди его учеников и последователей, часть из которых вообще стали всемирно известными учеными, включая Р.Мертона, Дж.Хоманса, Ф.Уайта, Т.Парсонса, которые были его прямыми учениками .
12 Однако, существует одна теоретическая проблема: прежде чем предписывать должное поведение и запрещать недолжное, необходимо уметь измерять, или хотя бы оценивать, величину человеческих добродетелей. П.Сорокин ссылается на В.Вундта, который «нормативной наукой считает науку, рассматривающую предметы по их отношению к определенным правилам – нормам. А эти правила, то есть, нормы, есть прежде всего правила для воли – предписания для будущих действий, а затем уже предписания для оценки фактов» (См.: Вундт В. Ethic. Т. I. С.1-10).
13 Исследовательская руппа в составе к.т.н. В.Г. Шолохов,  С.Н.Гринченко, М.Э.Пеккер и Л.П.Яковенко провела в 1969 году социологическое исследование двух групп студентов, которым было предложено дать взаимные оценки присущих им добродетелей: ум, настойчивость, трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до конца, остроумие/изобретательность, находчивость, интуиция, эмоциональность, чувствительность, сознательность, образованность/энциклопедичность, воспитанность, сосредоточенность, общительность, пробивная способность, непримиримость к недостаткам, способность воспринимать новое. Каждый должен был оценить всех студентов постоянной учебной группы по шкале от нуля до десяти /10/, считая, что оценки выше, чем 5, есть «положительные», а оценки ниже, чем 5, - «отрицательные».
14 Почти все добродетели, которые мы предложили оценить студентам, не только не имеют определений, но и даже трудно сказать, что собой обозначают. А эти студенты /если отбросить присущие всем ошибки - сдвиг, растяжение шкалы и логарифмический вид шкалы/ дали ответ с точностью до 7.5%.
15 Наше исследование показало, что каждый и любой студент!!! способен оценить величину "добродетелей"!!!  Любой человек может руководствоваться этими не очень точными оценками в своих нормативных ситуациях. А родители могут требовать от своих детей повышения уровня этих оценок. Это относится и к альтруизму.
16 А эксперты-учителя показывают точность до 1%!!!.
        Аристотель в «Этике» определяет добродетели как среднее между крайностями. При этом, он как-бы «измеряет» отрезки прямых линий, сопоставляя их с близостью добродетели к одной из крайностей.
        Железнов В.Я. в своей книге «Экономическое мировоззрение древних греков» приходит к следующим выводам: «Оценка блага есть правильный выбор, предпочтение большего блага меньшему. А так как в системе Аристотеля хозяйственные блага поставлены в ряд, образуемый всякого рода благами по нисходящим ступеням от высшего блага, то и способ оценки хозяйственных благ оказывается у него сходным с оценками благ иного порядка. И здесь оценка коренится в психической способности человека производить отбор желаемого, предпочитать одно другому. Аристотель не развивает подробно этой мысли…» (В.Я.Железнов Экономическое мировоззрение древних греков. Изд. 2-е. – М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. стр. 222-3). Однако, в определении оценки как выбора автор этой книги опирается на Риторику Аристотеля, в которой последний определяет благо как то, что «предпочел кто-либо разумный или хороший человек, мужчина или женщина», и «вообще, что составляет предмет стремлений».  В результате: “a greater number of goods is a greater good than one or than a smaller number”. (Rhetoric. Book I, 6, 1363a 17-20).
17 В статье П.Сорокина "Три главные тенденции нашего времени" он пишет: "новая интегральная теория человеческой личности ... более четко формулирует триадические концепции человека ...Эти концепции рассматривали человека как создание, имеющее три формы бытия: а) бессознательную (рефлексивно-инстинктивный механизм тела), б) бессознательную /рациональный ум/, и с) сверхсознательный творец  /"Нус", "Пневма", "Дух", "Душа", "Божественное Я“/. В рациональном и бессознательном свойствах человека лежит ответ на древний вопрос: "Что есть человек, что ты заботишься о нем?" [Питирим Сорокин. Три главные тенденции нашего времени. Интегральная теория человеческой личности. P.A.Sorokin, Social and Cultural Dynamics (New York: Bedminster Press, 1962). II, 141 ff; P.Sorokin, Society, Culture and Personality (New York: Cooper Square Publishers. 1962,) pp. 570-572)].
18 Итак, Питирим Сорокин предвидел существование особых творческих способностей у человека. Первый шаг – эвристические оценки. Что же дальше?
19      Отмеченная здесь способность людей к нахождению оценой есть единое, универсальное, системное, интегрированное и в то же время адаптивное свойство человека, которое позволяет человеку ориентироваться в любой обстановке и принимать правильные решения. Одним из важных частных случаев оказывается способность человека оценивать вероятности наступления событий, что важно для оценки правильности индуктивных умозаключений. Заметим, что индуктивные умозаключения используются людьми для установления закономерностей в природе и обществе. В общем случае, «линейкой» для «измерения» реальности оказывается модель или система принципов исследуемого феномена.
20      Человек обладает таким свойством, которое Питирим Сорокин определяет термином «интегральное» свойство. В отличие от получаемого разумом знания, которое достигается языком и логикой, и которое сводится к универсальной классификации, то есть к дифференцированию познанного, и, тем более, в отличие от «чувственных, механистических, рефлексологических теорий человеческой личности», получение человеком оценок оказывается чем-то иррациональным. (Питирим Сорокин. Три главные тенденции нашего времени. Интегральная теория человеческой личности. P.A.Sorokin, Social and Cultural Dynamics (New York: Bedminster Press, 1962). II, 141 ff; P.Sorokin, Society, Culture and Personality (New York: Cooper Square Publishers. 1962,) pp. 570-572)). Это есть «интегральное» свойство человека, основания которого пока не постигнуты наукой. Свойство «оценивания» принадлежит не только человеку. Оно присуще всей природе. Как указывает в цитируемой работе П.Сорокин, «Человек ... подтверждает свое сверхчувственное и сверхрациональное бытие как активный и важный участник высших творческих сил космоса.» Основание способности к «оцениванию», как доказывается современной физикой, определяется свойствами материи на уровне квантовой физики. Тем не менее, только человек в состоянии произвести оценки интегральных природных феноменов. Это свойство проявляется в рабочем методе социологии – в экспертных эвристических оценках и вообще «в моменты «божественного вдохновения», в периоды наивысшего и наиболее интенсивного творчества». «Новая интегральная теория человеческой личности ... более четко формулирует триадические концепции человека.» («Три главные тенденции»)


Рецензии