Без видимой причины
Я помню, как сидел один при двух свечах
с открытой книгой и листал страницы.
Со мной случается такое иногда,
когда хочу побаловать себя стихом.
И восхищался я строкой, когда зачах
цветок влюблённых в книге той. Моих амбиций
хватало лишь на осуждение стыда,
где зря улики ищет вскормленный грехом.
Считается, что у покойника в зрачках
запечатлён портрет серийного убийцы.
Полнейшая, однако, это ерунда,
как уверял великий сыщик Шерлок Холмс.
Я — к зеркалу, превозмогая липкий страх,
хотя опасно — можно в бездну углубиться.
Как наваждение в моих глазах звезда
без видимой причины падала за холм.
Свидетельство о публикации №114090600755
Например разбивка на строки в стихах должна соответствовать не только рисунку рифмовки, но и месту, где в русской речи пауза естественна по смыслу (а конец строки - всегда - пауза при чтении!), А еще между рифмующимися словами должно быть не БОЛЕЕ двух строк, иначе ухо "забудет" рифму, произнесенную тремя или более строками выше - как в данном стихотворении (между "Холмс" и "холм" у вас аж три не коротких строки...)
Это я по форме. По содержанию - мало что могу тут сказать. В принципе сюжет, связность есть, хотя у меня есть и ощущение, что тут не тема, выраженная рифмой, а тема, подогнанная под задуманный рисунок рифм - искусственно придуманная тема. Для меня это не очень... Стихи - это авторская эмоция, живая, насущная мысль поэта в первую очередь...
С уважением,
Алкора 06.09.2014 17:34 Заявить о нарушении
Всё, чт вы написали относится скорее к твёрдым формам и песенной поэзии.
О слышимости поэзии, окончание смыслового отрезка в конце строки, но слава богу
поэзия этим не ограничилась. До недавнего времени, я именно так и писал, потому как
изначально песенник. Но вот уже два года плотно занимаюсь структурированным стихосложением,
а возможности здесь безграничны.
Мне самому интересно изобретать новые "инструменты" или же модернизировать старые.
Под "инструментом" я понимаю как раз форму стихотворения, если хотите "технику стихосложения"
с её тремя китами "РАЗМЕР, СХЕМА РИФМОВКИ И РИФМА".
Как музыкант, я не могу удержаться от различных аналогий и сопоставлений процесса
стихосложения с процессом музыкальным в широком смысле (от написания до исполнения).
А ведь, так называемая "Сетература" -- это совсем другие требования и приоритеты.
Как, например, возможно спеть Бродского с его смысловыми переносами межстрочными,
и даже межстрофными? Когда акцентное стихосложение, которое держится только на рифме (зато какой!)
позволяет ему говорить обиходным (достоверным) языком и не инверсировать лишний раз
строку, подгоняясь под размер.
А вообще, "гибридов" различных я накропал немало уже. Что-то звучит лучше, что-то хуже,
но зато уникально. Не в смысле "восхитительно", но по авторски, что ли.
Содержание я тоже, крайне редко комментирую. Все темы давно уже разработаны до нас.
Поэтому, не мной сказано, что стихотворение может быть красивым ТОЛЬКО благодаря
глубоким авторским рифмам и удачным ритмическим закономерностям.
Одно могу сказать, что никогда не стану слушать условную "гениальную" "Лунную сонату"
на расстроенном ф-но, зажёванной плёнке магнитофона, вообще сыгранной фальшиво,
а под этим и понимаютя изъяны стихосложения, как то: бедная грамматическая рифма,
ритмические сбои, отсутствие структуры стихотворения и прочее...
Но если конкретизировать, возьмём, хотя бы "Без видимой причины"
Стихотворение было написано за пару часов по заданной теме ("зеркала") на блиц-конкурс
на "Голосах". Я туда периодически скидываю различные экспы написанные на различных
"инструментах" (читай в разной авторской форме), и смотрю на реакцию.
Успех имею, конечно, редко. Ибо, всё непривычное чаще настораживает.
Нужно обладать действительным талантом, чтобы влюбить слушателя/читателя в "чуждую ему музыку"
Итак, что мы здесь имеем.
Действительно, удалённая квадратная рифмовка АВСД/АВСД, но какая?
Две 8-ми строчные строфы построенные на ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ фонемах, фактически
рифма идёт как внутри строфы, так и между строфами, например: 1/9, 2/10 и т. д.
Причём симметрично выдержано размерно, вплоть до увеличенных на одну стопу
шестой строчки каждой строфы. Что это даёт? -- Хороший вопрос!
По авторскому замыслу -- должно давать некий "регистр" общему звучанию стиха.
Монорим -- это монотон, к тому же не избежать грамматизма. Вот попробовал
такой "инструмент".
Что же касается "символизма" в моих текстах...
Ну, не могу я писать: "Вот это стул -- на нём сидят". "Аппликация цитат", отсылки,
авторские метафоры и эпитеты -- заранее проигрышный путь, но он МОЙ!
С уважением, Олег.
Гольгертс 07.09.2014 23:41 Заявить о нарушении