ВВС союзников в Великой Отечественной войне

10 мая 1940 г. немецко-фашистские войска вошли в нейтральные государства Голландию, Бельгию и Люксембург. В этот же день после  отставки Чемберлена премьер-министром Великобритании стал Уинстон Черчилль. В тот же день английские летчики по приказу Черчилля бомбили город Фрейбург.
В ночь на 16 мая 1940 г. налетом на объекты Рура началось воздушное наступление англичан на Германию.
9 июля 1941 г. начался новый этап воздушного наступления Великобритании на Германию.
В июле и августе 1940 г. 24% всех заданий английской бомбардировочной авиации были направлены против немецких нефтеперерабатывающих заводов.
24 сентября 1940 г. группа в составе 119 бомбардировщиков произвела первый налет на Берлин.
30 октября новый начальник штаба английских ВВС маршал авиации Чарльз Портал издал директиву, в которой нефтеперерабатывающие заводы Германии, электростанции и авиационные заводы назначил первостепенными целями ВВС на зимний период. При этом такие объекты должны были выбираться для атак только в крупных промышленных центрах и городах. Так в английской авиации возник термин “бомбометание по площадям”: при бомбовых ударах уничтожались промышленные объекты и прилегающие к ним жилые кварталы.
В июле 1941 г., когда Великобритания пережила наиболее трудный период в битве за Атлантику, Бомбардировочное командование стало проводить уже воздушные наступательные операции. Для этого потребовалось изменить тактику бомбардировок, так как предыдущая тактика ночных бомбардировок в условиях применения противником светомаскировки не обеспечивала успеха действий.
Для повышения точности бомбометания в августе 1941 г. английские бомбардировщики стали оборудоваться радионавигационной системой “Джи”.
Особым вниманием британских летчиков пользовался Кёльн.
В период с 1 июня 1941 г. по 1 марта 1942 г. на него было произведено 33 воздушных налета, в которых участвовало около 2 тыс. бомбардировщиков. По английским данным, было сброшено более 6600 т фугасных и около 150 тыс. т зажигательных бомб. В результате в городе оказались разрушенными 67 промышленных предприятий, более 40 транспортных объектов, десять военных объектов и тысячи жилых домов, было убито почти полторы сотни человек.
Специальной директивой штаба королевских ВВС с 14 февраля 1942 г. начинался новый этап воздушной войны против Германии. Основные усилия английской авиации сосредотачивались на “дезорганизацию системы коммуникаций и подрыв морального духа населения Германии в целом, и рабочего класса в особенности”. Расчетное время этапа – 6 месяцев. Основными целями в этот период стали нефтеперегонные, авиационные и шарикоподшипниковые заводы, молибденовые рудники, верфи по строительству подводных лодок.
Весной 1942 г. в Англии появились фугасные бомбы калибром 1800 и 3600 кг. Между начальником штаба ВВС Великобритании и маршалом Харрисом разразилась дискуссия, каким бомбам отдать предпочтение: зажигательным или крупнокалиберным фугасным. В итоге было принято компромиссное решение: две трети бомбовой нагрузки составляют зажигательные бомбы, одну треть – фугасные.
При использовании фугасных бомб достигалось опустошение на площади 0,7 га застроенной городской площади на одну тонну сброшенных бомб, тонна зажигательных бомб производила опустошение на площади в два раза больше9. В несколько раз было увеличено и количество бомбардировщиков (с 220 до 1000) в одном налете.
Для проверки своих тактических мыслей маршал авиации Харрис решил осуществить налет 1000 бомбардировщиков в одну ночь. Он считал, что есть “универсальные” или “ключевые” объекты, полный вывод которых из строя уничтожит одну или несколько отраслей промышленности. Первым объектом такой массированной бомбардировки стал Кёльн.
Первые бомбы упали на город в 00 час. 47 мин., последние – в 02 час. 25 мин.
Всего на город было сброшено 1455 т бомб. В Кёльне были полностью разрушены все строения на площади более 240 га.
Это было столько же, сколько было уничтожено в городах Германии за все предыдущие налеты.
          Кроме того, серьезно пострадали 250 металлургических, химических, станкостроительных и машиностроительных заводов.
В 1943 г. группа анализа воздушных операций в своих рекомендациях указала на 60 объектов, разрушение и длительная нейтрализация которых серьезно ослабит и парализует военные усилия Германии. Эти объекты, находившиеся в зоне досягаемости американской и английской авиации, по приоритету были сведены в шесть групп целей:
          1. Верфи по строительству подводных лодок и места их базирования;
          2. Предприятия авиационной промышленности;
          3. Заводы по производству шарикоподшипников;
          4. Заводы по переработке нефти и производству синтетического горючего;
          5. Предприятия по производству синтетической резины;
          6. Заводы военного транспорта.
          С 6 марта по 29 июня 1943 г. началась “Воздушная битва за Рур”.
          В ходе “Воздушной битвы за Рур” Бомбардировочное командование произвело 26 массированных налетов на города Рура, во время которых было сброшено около 35 тыс. бомб.
В результате было выведено из строя более половины производственных зданий концерна Крупа. В середине апреля 1943 г. германское командование вынуждено было сосредоточить для обороны Рурского промышленного района более 40% своей зенитной артиллерии и 466 ночных истребителей.
2 июня 1943 г., выступая в палате общин, Черчилль заявил: “Могу сообщить, что в этом году германские города, гавани и центры военной промышленности будут подвергаться такому огромному, непрерывному и жестокому испытанию, которое не переживала ни одна страна”.
План совместного англо-американского воздушного наступления в период с июня 1943 г. по весну 1944 г. получил условное наименование “Пойнтблэнк”. План имел четыре этапа:
          1. Разрушение судостроительных верфей (до июля 1943 г.);
          2. Уничтожение истребительной авиации и авиационных заводов (август – сентябрь 1943
          3. Уничтожение авиационной инфраструктуры (октябрь – декабрь 1943 г.);
          4. Обеспечение подготовки вторжения союзников на Европейский континент (начало 1944
          Союзники договорились о следующем взаимодействии: самолеты 8-й ВА ВВС США, базирующиеся на территории Англии (командующий генерал-лейтенант Айра Икер), будут действовать днем, применяя прицельное бомбометание, направленное на уничтожение немецкой истребительной авиации и промышленных предприятий, связанных с производством истребителей. Самолеты Бомбардировочного командования ВВС Великобритании будут действовать ночью, нанося удары по площадям промышленных центров и прилегающих к ним жилых кварталов.
В ночь на 25 июля 1943 г. был совершен массированный налет на Гамбург.
740 английских бомбардировщиков за 2,5 часа сбросили на плотно населенные районы города 2396 т фугасных и зажигательных бомб.
В результате этого налета в городе были повреждены многие газовые и водопроводные магистрали, линии электропередач и телефонная связь были прерваны. Была выведена из строя и впоследствии не восстановлена схема оповещения о воздушных налетах.
Через несколько часов уже днем по городу ударили 68 американских тяжелых бомбардировщиков. В течение одного часа они атаковали порт. В результате многие постройки, доки и пристани были разрушены, а суда – повреждены.
На следующее утро 53 американских бомбардировщика сбросили бомбы на крупную городскую электростанцию.
Сутки спустя в ночь на 28 июля англичане снова произвели массированный налет на Гамбург. 739 самолетов сбросили на город 2417 т бомб.
30 июля англичане 726 самолетами повторили налет. Они сбросили на город 2382 т бомб.
3 августа на город было сброшено 1426 т бомб.
Операция бомбардировочного удара по второму по численности населения немецкого города Гамбурга носила название “Гоморра” Её целью было полное разрушение города.
 Несколько дней в Гамбурге бушевал огненный шторм, столб дыма достигал высоты 4 км и проникал в кабины английских бомбардировщиков. В городе кипел асфальт и сахар, в трамваях плавилось стекло. Мирные жители, сгорая заживо, превращались в пепел либо задыхались от ядовитых газов в подвалах своих домов. Многие люди потеряли память и рассудок.
В общей сложности на город было совершено 4 ночных и 3 дневных массированных налета (3095 самолето-вылетов), сброшено 8621 т бомб, из них – 4309 зажигательных.
Англо-американские войска потеряли 87 бомбардировщиков.
По данным полиции Германии, в Гамбурге было разрушено и приведено в негодность 40385 жилых домов, 275 тыс. квартир (61% жилой площади города), 580 промышленных и военных предприятий, 2632 магазина, 76 общественных учреждений, 24 больницы, 277 школ, 58 церквей, 83 банка, 12 мостов и знаменитый зоологический сад Гагенбека.
В городе было убито 41800 и ранено 37439 чел., несколько тысяч человек пропало без вести, свыше 200 тыс. было ранено, обожжено и покалечено.
До налета Гамбург выпускал в месяц 89 подлодок; после налета – 2–3. Производство жидкого топлива сократилось на 20%.
К концу 1943 г. Бомбардировочное командование каждую ночь для боевых вылетов уже могло выделять свыше 740 самолетов. Дополнительно на территорию Англии была передислоцирована бомбардировочная авиагруппа канадских ВВС.
Самый мощный налет на Берлин был проведен в ночь на 16 февраля 1944 г.
806 самолетов пятью эшелонами за 39 мин. сбросили 2642 т бомб на немецкую столицу.
Воздушная разведка установила, что 30% промышленных предприятий и 60% торговых предприятий Берлина прекратили работу в результате разрушений.
“Берлинское сражение” с воздуха продолжалось до марта 1944 г.
По немецким данным, за 6 первых налетов на Берлин было уничтожено 46 и повреждено 259 предприятий; за 7 налетов в городе было уничтожено и серьезно повреждено 15635 жилых домов; за 12 налетов было убито 5166 и ранено 18431 берлинцев. Количество убитых и пострадавших в Берлине было сравнительно меньше, чем в других городах Германии. Это объясняется тем, что в немецкой столице заблаговременно были построены большие бомбоубежища.
Подводя первые итоги воздушного наступления союзников на Германию, командующий Бомбардировочным командованием Великобритании маршал авиации Харрис констатировал: к концу октября 1943 г. на 38 главных городов Германии было сброшено 167230 т бомб, уничтожено около 8400 га застроенной площади (25% от общей площади городов, подвергшихся воздушным ударам).
Англо-американская авиация привела к снижению немецкого производства синтетического топлива с 927000 т в марте до 715000 т в мае и до 472000 т в июне.
Снабжение люфтваффе авиационным спиртом упало с 180000 т в апреле до 50000 т в июне и до 10000 т в августе.
Наиболее известной акцией стратегической авиации США и Великобритании стала печально известная операция “Удар грома”. По Дрездену наносилось два массированных удара ночью и один – днем.
 
Высота столба раскаленного воздуха над Дрезденом достигала 6 км, а диаметр – 3 км. От температуры раскаленного воздуха воспламенялось и плавилось все.
Только через 2 дня после окончания бомбардировок температура пожарища снизилась настолько, чтобы начать тушить пожары.
Город был практически полностью разрушен, центр города – стерт с лица земли. Было разрушено 27 тыс. жилых и 7 тыс. общественных зданий. В это время в городе находились десятки тысяч беженцев из Восточной Германии. Число погибших неизвестно до сих пор. После войны госдепартамент США сообщил о 250 тыс. погибших.
Стратегическая авиация союзников не смогла самостоятельно нанести поражение фашистской Германии. Однако операции и боевые действия союзников преследовали цель не только деморализовать население Германии, но завоевать господство в воздухе и подорвать немецкую военную экономику. Единственным средством для достижения этих целей стала массированная бомбардировка гражданского населения и промышленных центров, а не отдельных заводов.
Круглосуточное ведение бомбардировочных налетов на Германии лишало её передышки.
Воздушное наступление задержало создание и применение крылатых и баллистических ракет “Фау-1” и “Фау-2”.
Немаловажным обстоятельством, наравне с уничтожением военно-экономического потенциала и террористическими ударами по населению Германии, было и то, что в системе ПВО Германии к концу 1943 г. было занято около 2 млн. чел., из них в зенитно-артиллерийских частях 900 тыс. мужчин, которые могли сражаться на Западном или Восточном фронте.
Громадные силы и средства постоянно отвлекались на восстановительные работы.
Кроме того, на Западном фронте было уничтожены 60% самолетов ВВС Вермахта.
Воздушное наступление англо-американских войск стало одной из составляющих победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

По материалам Интернета


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.