Подводная лодка К-159. Из Книги Памяти. Часть 4

Подводная лодка К-159.Из Книги Памяти...

Из Книги Памяти
выпускников Севастопольского ВВМИУ
погибших при исполнении служебных обязанностей.

( часть четвертая)


Командование Северного флота и администрация Мурманской области объявили 31 августа днем траура по девятерым погибшим подводникам: командир лодки капитан второго ранга Сергей Лаппа, капитан третьего ранга Михаил Гуров, капитан третьего ранга Юрий Жадан, капитан третьего ранга Олег Андреев, старший лейтенант Сергей Соколов, старший мичман Александр Алешкин, мичман Роман Куринный, старшина первой статьи Евгений Смирнов и главный старшина Андрей Князев. Все они кадровые военные или контрактники, военнослужащих срочной службы на К-159 не было. В воскресенье Министр Обороны встретился с родственниками погибших.

Первым делом С.Иванов заверил их в том, что экипаж никоим образом не повинен в гибели подводной лодки. Супруге одного из моряков Иванов пообещал предоставить российское гражданство. Также министр пообещал, что семьи получат материальную помощь от государства. Губернатор Мурманской области уже распорядился выделить семьям

Одним из главных вопросов стала дальнейшая судьба К-159. Министр Обороны заявил журналистам, что радиационной опасности затонувшая лодка не представляет. Уверенность министра вызвала возмущение экологов - норвежской организации «Беллуна», традиционно интересующейся проблемой списанных атомных подводных лодок Северного флота. Руководитель петербургского отделения этой организации, А.Никитин считал, что штатная консервация реакторов, выполненная на К-159, не гарантирует его безопасности в случае такой аварии. По его словам, герметичность реакторов лодки «не считается надежной», учитывая 40-летний возраст подводной лодки. В своем пресс-релизе «Белунна» также отмечает, что реактор мог разгерметизироваться при ударе подводной лодки о грунт.

В произошедшей катастрофе экологи винят Министерство Обороны, которое пыталось сэкономить, выбрав самый дешевый способ транспортировки и отказавшись от предложения выгрузить отработанное ядерное топливо непосредственно в Гремихе с помощью специально оборудованного судна. Также Минобороны обвиняют в преследовании ведомственных интересов - СРЗ-10, куда направлялась К-159 - единственный, по данным «Беллуны», завод, оставшийся в ведении министерства. Утилизация лодки именно на этом предприятии позволила бы военным не выпустить из рук средства, собранные международным сообществом на ликвидацию радиационной опасности в регионе. В заявлениях С.Иванова экологи в первую очередь усмотрели намерение в будущем отказаться от подъема «совершенно безопасной» подводной лодки, на борту которой находится около 800 килограммов отработанного уранового топлива. Следует отметить, что о подъеме лодки министр говорил, не менее уверенно, чем о ее безвредности. По его словам, это, без всякого сомнения, возможно. Специалисты уже получили приказ разработать операцию. Однако к вопросу сроков С.Иванов отнесся более осторожно. «К подъему надо подойти без легкомыслия», - заявил он. Очевидно, что в считанные недели, оставшиеся до начала осенних штормов, операция проводится не будет. Самым оптимистичным прогнозом является май следующего года.

Причем если военные действительно соберутся поднять К-159, эта операция будет более чем сложной. Затонувшая атомная подводная лодка значительно меньше «Курска», однако глубина ее залегания - 238 метров - вдвое больше. Кроме того, прочность корабля, построенного в конце 50-х годов, могла значительно снизиться из-за коррозии. В результате расчетов может оказаться, что подъем более опасен с точки зрения разгерметизации реактора, чем нахождение подлодки на грунте.
Если бы дело было только в реакторах, о подъеме К-159 можно было бы смело забыть. На дне наших северных морей уже лежит не один реакторный отсек, а общее число затопленных в Мировом океане ядерных объектов перевалило за десяток. Однако тела пропавших подводников, по всей видимости, также находятся на подводной лодке. По крайней мере, к вечеру воскресенья все поисковые работы в акватории и на близлежащем побережье не дали результатов. И скорее всего, как и в случае с «Курском», родственники погибших и общественность не позволят оставить их там. Безопасность реакторов и стоимость подъема в данном случае уже не играют решающей роли.

Главная Военная прокуратура РФ создала следственную комиссию по этому делу, которая провела десятки экспертиз и проверок, расшифровала записи переговоров К-159 с буксиром и КП флота, провела большую работу, разобравшись во всех обстоятельствах трагедии. Вскоре уголовное дело было заведено на командующего СФ адмирала Г.Сучкова. В мае 2004 года суд признал его единственным виновным в халатном отношении к возложенным на него служебным обязанностям в период руководства организацией перевода и обеспечения безопасности морской буксировки подводной лодки.

____
источник http://sevastopol.su/author_page.php?id=30771


Рецензии