Подводная лодка К-159. Из Книги Памяти. Часть 3

Подводная лодка К-159.Из Книги Памяти...

Из Книги Памяти
выпускников Севастопольского ВВМИУ
погибших при исполнении служебных обязанностей.

( часть третья)


На борту К-159 не было вооружения, реакторы находились в заглушенном состоянии. Командование флотом и прибывший на место катастрофы министр обороны С.Иванов оказались едины в определении причин гибели лодки. По словам главкома ВМФ В.Куроедова, виноваты в катастрофе руководители перехода К-159, проявившие беспечность и халатность. Министр также подтвердил, что гибель подводной лодки еще раз подтверждает необходимость досконального выполнения всех приказов и инструкций. В то же время стало известно о задержании капитана второго ранга С.Жемчужного. Главный военный прокурор А. Савенков сообщил, что причиной катастрофы стали грубые нарушения, допущенные задержанным. По словам прокурора, он уже возбудил уголовное дело по статье 352 УК РФ (Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия). Также запрещена буксировка подлодок подобным образом - до разработки более безопасной схемы. Тем не менее, в истории гибели подлодки остаются неясности. Первой из них является время катастрофы. Первоначально было сообщено, что лодка затонула около 4 часов утра - то есть на час позже. Это не очень большое расхождение не привлекло бы внимания, если бы не странное объяснение, которое ему дали сами военные. Оказывается, после получения сигнала о ЧП, в район бедствия вылетели вертолеты. Наблюдатели якобы спутали К-159 с другой лодкой, буксировка которой происходила в это же время в этом же районе и завершилась благополучно. Также военные добавляют, что в районе острова Кильдин на учениях или на боевом дежурстве находилась третья подлодка, что тоже усложнило выстраивание общей картины.
 
Если учесть, что затонувшая лодка шла на буксире, который, соответственно, находился в непосредственной близости от нее в момент затопления, эти объяснения выглядят странно. Не вполне понятно также, обладала ли лодка собственной плавучестью или держалась только за счет понтонов, как связана течь в восьмом отсеке с их отрывом и так далее. Но главным вопросом, безусловно, является гибель команды. Зачем на буксируемой лодке, не имеющей собственного хода, находились люди, понять еще можно - экипаж нужен для контроля за ее состоянием. Но был ли действительно в 2:20 отдан приказ на эвакуацию, и, если да, то почему за сорок минут, прошедших до момента затопления, моряки не смогли покинуть подводную лодку? Единственный свидетель катастрофы - старший лейтенант Цибульский во время визита министра обороны рассказал, что в момент затопления лодки все 10 моряков находились на борту. Сам он вместе с еще одним членом экипажа покинул лодку на спасательном плоту в тот момент, когда она начала тонуть. По его словам, он видел гибель одного из товарищей собственными глазами. В воде спасенный моряк пробыл не менее полутора часов и был поднят уже в бессознательном состоянии. По мнению С.Иванова, от смерти в результате переохлаждения его спасло чудо. А организация спасательной операции в первые часы явно станет еще одним из вопросов, которые будет изучать следствие.

____
источник http://sevastopol.su/author_page.php?id=30771


Рецензии