Подводная лодка К-159. Из Книги Памяти... Часть 1

Подводная лодка К-159. Августовская трагедия 2003 г.
дата публикации 2011-08-15 17:53:30

Из Книги Памяти
выпускников Севастопольского ВВМИУ
погибших при исполнении служебных обязанностей


( часть первая)

Атомная подводная лодка проекта 627А «Кит» (по классификации НАТО «November»). заводской №-289. Заложена 15 августа 1962 года на стапеле цеха №-42 Северного машиностроительного предприятия, заводской №-289.
6 июня 1963 года К-159 спущена на воду. С 11 июня по 20 августа 1963 года на подводной лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. 20 августа 1963 года поднят Военно-Морской флаг. С 11 сентября по 9 октября 1963 года проведены ходовые испытания. 4 ноября 1963 года К-159 включена в состав Северного флота, зачислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ с базированием на губу Западная Лица.

В 1964 году после отработки курса боевой подготовки выполнила задачи Боевой Службы в Средиземном море. Гибралтарский пролив К-159 форсировала в подводном положении под корпусом проходящего судна. В феврале 1965 года вышла на БС в Северную Атлантику к Восточному побережью США. 2 марта 1965 года обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА правого борта. Личный состав БЧ-5 принял меры по устранению неисправности, а командир доложил о случившемся на КП. Несмотря на то, что личному составу удалось в скором времени устранить неисправность, К-159 была возвращена в пункт базирования, а ей на смену в спешном порядке выведена на Боевую службу подводная лодка К-50. 18 июня - 7 июля 1965 года К-159 приняла участие в оперативном учении сил Краснознаменного Северного флота «Печора» в районах Норвежского моря и Северной Атлантике с задачами поиска и разведки деятельности ПЛАРБ США и противолодочных сил ОВМС НАТО. В результате нарушения мер, обеспечивающих скрытность плавания, была обнаружена противолодочными самолетами. В 1966 году из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота. 30 декабря 1966 года – 5 ноября 1968 года прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ «Звездочка» в г.Северодвинске. В ноябре 1968 года, после окончания ремонта перечислена в состав 17-й Дивизии подводных лодок Йоканьгской ВМБ с базированием на губу Гремиха. С 28 июня по 31 августа 1969 года К-159 выполнила задачи Боевой Службы в Карибском море и Мексиканском заливе, в ходе которой участвовала в совместном учении «Анчар» с отрядом боевых кораблей Черноморского флота. В 1970-1972 годах прошла средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов. В 1973 году выполнила задачи Боевой Службы. В 1974 году была переформирована в состав 11-й Флотилии подводных лодок КСФ с прежним местом базирования. В 1975 году выполнила задачи Боевой Службы. 25 июля 1977 года К-159 была переклассифицирована в АБПЛ. С 20 ноября 1977 года по 25 июня 1978 года прошла текущий ремонт на СРЗ-10 «Шквал» в г.Полярный. В 1981 году выполнила задачи Боевой Службы и была перечислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок 11-й Флотилии подводных лодок КСФ. В 1982 году перечислена в состав 17-й Дивизии подводных лодок 11-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на губу Гремиха. Выполнила задачи Боевой Службы. В 1983 – 1984 годах выполнила задачи Боевой Службы. В 1985-1988 годах отрабатывала задачи Боевой подготовки в море и в базе.

25 октября 1988 года оба ядерных реактора были переведены в ядерно-безопасное состояние. 14 марта 1989 года подводной лодке присвоен новый номер Б-159. 30 мая 1989 года подводная лодка поставлена на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с не выгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов. 1 декабря 1994 года была переформирована в состав 319-го Дивизиона подводных лодок, выведенных из боевого состава. Хранилась на приколе в губе Гремиха (г.Островной).

30 августа 2003 года К-159 затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова во время буксировки на утилизацию. В штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подлодка затонула в 3 милях северо-западнее острова Кильдин. Hа борту подводной лодки К-159 находились 10 членов экипажа. Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших моряков - капитана третьего ранга Ю.Жадана и старшины 1-й статьи Е.Смирнова.
______
источник http://sevastopol.su/author_page.php?id=30771


Рецензии