Глава 19 В Глазго и городах Скотланда
Посещение Глазго было после закрытия миссии в Эдинбурге. В действительности, приготовление к этому началось уже в начале работы в Эдинбурге. В середине декабря в Глазго прошло собрание, на котором говорилось о приезде американцев; здесь присутствовало более сотни слушателей и уполномоченных лиц всех евангельских церквей. На первой из встреч молитвенных собраний, 5-го января, в Установленной церкви Святого Георгия, мистер Муди имел короткое слово, после чего возвратился в Эдинбург на молитвенное собрание. После организации их работы в Глазго, он возвращался в Эдинбург ещё два или три раза для управления там особыми собраниями. После окончания собраний в Эдинбурге, собрания, которые длились по несколко дней, были проведены в горах Бэрвик он Твид, Мелросс и Данди.
Собрания в Глазго проходили без перерывов более чем месяц, когда приехала миссис Муди и мистер Сэнки. Это было 7-го февраля, и уже утром 8-го февраля они начали свою работу. В 9 утра была проведена общая встреча учителей воскресных школ в Сити Холле. Здесь было около трёх тысяч посетителей. Вечером, евангелизационное собрание было назначено на 6-30, но уже за час до этого времени здание Сити Холла было наполнено до предела и очень многие вынуждены были пойти в соседние церкви, которые в скорости были тоже переполнены. На следующее утро было назначено молитвенное собрание в Объединённой Пресвитерианской церкви.
В скором времени после этих собраний доктор Эндрю Бонер сказал:» Это не было поздним пробуждением некоторых, но наблюдался глубокий интерес к происходящему. Слушатели церквей всех деноминаций принимали в этом самое сердечное участие. Люди приходили издалека спросить о пути, ведущем к жизни, пробужденные не человеческими усилиями, а веянием Духа Святого, которое снизошло на страну. Это было время, которое никогда не наблюдалось в Скотланде до этого. Те же проповеди, которые мы слышали много раз до этого: Христос, ставший жертвой за наши грехи, Его заместительная жертва, кровь Христа, праведность Христа,, распятие Христа, сила Божия и Его мудрость в спасении. Но сейчас проповедь лилась от Святого Духа, который опустился с Небес и провозгласил, что все враги Божии отпущены на свободу, так что мы вспомним Откровение 7,1-3
«1 И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
2 И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.»
Время перед пришествием Господа, когда четыре ангела удерживали ветер, не эти ли печати видим мы сегодня? Не четыре ли ангела явились? Истинно пришло время взыскать Господа, чтобы Он царствовал над нами справедливо.»
Из Глазго, как из объединяющего центра были назначены собрания в прилежащих городах, и в Хеллинсберге, Гринок и Пэйсли были проведены собрания с участием Муди , пока в Глазго проходили регулярные служения.
Во вторник, 16-го апреля было большое собрание служителей со всех частей Скотланда и Северной Англии. Оно проходило в Хрустальном дворце Ботанического Сада. Здесь собралось пять тысяч человек, в большинстве – мужчины. Профессор Чартерис из Эдинбурга читал газету, показывая, как движение возрождения смогло проникнуть в простые церкви. Профессор Феирбеирн из Свободного Колледжа говорил о великих доктринах, на которые делались ударения во время собраний, Доктор Кэрнс из Бэрвика, мистер Ван Мэтер из Рима, так же принимали участие.
Самым впечатляющим собранием, проходящим во время этой миссии. Было собрание в Киббл Кристал Дворце, специально проведенном для девушек, которые работают в огромных магазинах по розничной распродаже. Их было более, чем 12000 во всём городе. Билеты были розданы, и в то время, как 5000 сидели в зале и несколько сотен стояли внутри здания, снаружи оставались более тысячи девушек, не могущих войти.
На следующий вечер было собрание для юношей. Их пришло около 6000. Так же было проведено собрание и для детей, потом и для молодых женщин.Последнее собрание проходило в Ботаническом Саду в следующее воскресение. Мистер Сэнки сумел найти дорогу внутрь здания и начал служение для 6-ти или 7-ми тысяч людей, собравшихся здесь, но ещё больщее количество собравшихся оказалось снаружи. Их было от 12-ти до 13-ти тысяч. Мистер Муди и сам не мог войти в здание. Стоя на сидении дилижанса, в котором он приехал, он попросил хористов начать пение. Поющие нашли для себя хорошее место, расположившись на крыше одноэтажного служебного здания, и после их пения мистер Муди начал свою проповедь: «Моментальное спасение». Его голос был настолько необычным, что в этот летний тихий вечер, каждый, кто пришел , мог слышать его без затруднения. Вечер был прекрасный, солнце клонилось к закату. Воздух чистый и прозрачный, а вокруг собравшихся – свежая зелень деревьев и травы. Описывающий это свидетель говорит:»Мы вспоминали дни в Вайтфелде. Ах, какая красивая картина отметила тот памятный период в его жизни. Когда в 1753-м году, в Глазго . двенадцать тысяч душ обнимали его при прощании. Там было 30000 внимательных слушателей, и когда из Хрустального Дворца вышли ещё несколько тысяч, то они, вливаясь в эту толпу, не сильно изменили её, растворяясь в ней. И некоторые из обозревателей говорили, что всех собранных было гораздо больше, чем гласят официальные цифры.
После проповеди, мистер Муди предложил всем желающим прийти на вечер ответов и вопросов во Дворец, кто мог сейчас остаться, был приглашен в соседнюю церковь Келвин Сайд для молитвы. В течение нескольких минут Хрустальный Дворец был полон, и когда мистер Муди спросил, кто не спасён и переживает о своём состоянии, две тысячи человек поднялись со своих мест. «Это было необыкновенное и впечатляющее зрелище – столько неспасённых, ищущих спасения. « Это трогало сердца всех присутствующих и они с усердием взывали к Богу, чтобы Он помог этим душам получить новую жизнь. Заключительная молитва была очень трогательная. Чувствовалась забота по приготовлению людей к Господней Жатве.»
Во вторник, 24 мая был день рождения Королевы.
Этот день в Эдинбурге был главным праздником. Прощальное собрание было проведено на зелёных холмах между Артур – седлом и Салтбури Крэгс, над Холливудом. Здесь мистер Муди проповедовал перед собранием из 20000 человек и сцены, которые проходили в Глазго в воскресение - здесь повторились.
Из Глазго мистер Муди поехал на север Скотланда. В Дандии, когда он проповедовал, некто пригласил его посетить одного человека, который прикован к постели. Разговор, который состоялся между ними, навсегда остался в его памяти, и часто он приводил этот пример в своих проповедях.
Страдалец этот, в возрасте 15-то лет упал и сломал шею. С тех пор он лежит более 40-ка лет в постели, где он не может пошевелиться, не испытывая сильной боли. Вероятно не прошло ни одного дня без боли и острого страдания, но день за днём милость Божия снисходила к нему и его комната поднималась к небесам настолько близко, как можно только представить на земле. Я могу представить, что когда ангелы пролетают над Дандии. Они должны останавливаться здесь для освежения», - говорил мистер Муди.
Когда я смотрел на него, я думал, что он имеет очень сильный характер, но я спросил его:не пытался ли сатана поселить в тебе сомнение в Боге и думать о Нём. Как о жестоком Хозяине?»
«О, да, - ответил он. Он пытался искусить меня. Я лежу здесь и вижу, как мои одноклассники ездят на дилижансе и сатана говорит: «Если Бог добрый, почему он держит в болезни так много лет? Ты мог бы быть богатым человеком и ездить в собственной карете.»
Потом я видел ещё одного человека, моего ровесника, который имеет прекрасное здоровье и сатана шептал: «Если Бог любит тебя, почему Он не уберёг тебя от несчастного случая?»
«Что ты делаешь, когда сатана тебя искушает?»
«О, я просто беру его на Голгофу и показываю ему Христа, его раны на руках и ногах, его рёбра и говорю: «Неужели Он меня не любит? – И он страшно боится этого вот уже 18-ть веков, он не может стоять там и оставляет меня каждый раз. Он слишком глуп, чтобы понять милость Божию.»
В Абергдине никакое здание не могло вместить аудиторию желающих, и вечером в субботу, 14 июня, собрание было проведено в натуральном амфитеатре Ворлдхилла, где были поставлены платформы для проповедников и хора. Около 10000 человек собралось вокруг них ещё за час до начала и, когда мистер Муди сказал проповедь на тему: «Возмездие за грех – смерть»,то по примерным подсчётам можно сказать, что её слышали от 20 до 22 тысяч человек.
Монтрос, Бречин, Форфар, Хантли (где были собраны более 15000 для служения под открытым небом), Инвернесс, Арброат, Тэин. Нэирн, Элжин, Форрес, Грантоун, Кэйт, Ротхейси и Кампбелтоун – были некоторыми из мест, которые достигла проповедь в это лето.Один предприниматель обратился на собрании и захотел, чтобы все его служащие могли услышать эти проповеди.
Для этого он раздал всем пригласительные письма. Все охотно откликнулись, но один человек возразил. Он не захотел, чтобы его кто-то формировал. Его не привлекал знаменитый американец. Если надо будет, он обратится в любой пресвитерианской церкви или от простого пастора в другом месте.
« Когда мы покинули этот город и пошли от Инвернесса выше на север, говорит мистер Муди, с тем случаем получилась интересная связь. Тот предприниматель, имел некоторые цеха в этом городе и послал того человека сюда в командировку. «В один вечер я проповедовал на берегу реки и взял для рассуждения слова о Неемане – «Я думал». Я пытался объяснить, что человеческие мысли, что человеческие мысли могут далеко отстоять от замыслов Божиих.
Тот человек шел вдоль реки и увидал толпу людей, присоединился и начал слушать. Он не знал, что мы сейчас в этом городе. Проповедь очень заинтересовала его, он почувствовал обличение и сразу же решил покаяться. Потом он узнал имя проповедника и понял, что Бог выбрал именно этого человека, которого он невзлюбил, для того, чтобы коснуться его сердца и обратить на путь истины».
27 августа в Инвернессе было проведено собрание, длившееся целый день. После этого мистер Муди с некоторыми из друзей поехали вниз по Каледнскому каналу до Обэна, где за два месяца до этого были сделаны серъёзные приготовления через Докторов Хоратиуса и Андреа А.Бонар. После нескольких часов отдыха в доме сэра Вильяма МакКинона в Баллинакилле, было решено, что он останется в Скотланде с миссией в Кампбелтауне.
Год спустя, как евангелисты покинули Глазго, Доктор Андреа А Бонар сказал: «Мы, которые наблюдали движение в Глазго и принимали в нём участие, могли заметить, что проповедь не имела большого влияния на тех, для которых мы не знакомы, но для тех, кто хотел слушать, мы показывали постоянство своей работы и каждый, кто приходил и видел своими глазами. Обнаруживали. Как обширна и глубока эта работа. Лично я скажу так же, как и многие из моих братьев готовы сказать. Что плод, принесённый в этом году так же восхитителен на всех направлениях, как и любой период моего служения, в то время, как он имел некоторые иные стороны, вызывающие особый интерес. Действительно, здесь было много того, что вызывало разговоры, но что это? Не есть ли это притча о том, что сеяние правды происходит в любом возрасте?»
В биографии Генри Друммонда Доктор Георг Адам Смит писал, что сила движения возрождения в Скотланде распростиралась в то время далеко за границы собравшихся общин и это было одним из величайших влияний, которые можно было наблюдать, было социальной и филантропической работой, которую они стимулировали.»
«Как и все религиозные возрождения, - говорил он, - начинаются с обеспеченного класса и после нисходят ниже, так и в Глазго, мистер Муди, понимая это, приложил всё старание, чтобы проповедь коснулась всех слоёв населения, чтобы никто не остался покинутым и одиноким. Для этого посещались гостиные дома, где было много обездоленных и разбитых. Многие из них обрели друзей и изменили свою жизнь . Так же с большим вниманием разыскивали людей, не имеющих определённого места жительства, греющихся у отопительных печей на южной стороне и везде. Срочность работы была обеспечена и как и во всякой работе, случались всякие недоразумения. Тем не менее, многие из этих людей, составлявших большой класс бедных и пьющих, находили себе друзей и изменялись.
«Была возведена огромная палатка на траве и после перенесена к подножию холма, где стала сценой для субботнего завтрака для бедных и центром для других видов благотворительности.
Поднялся новый интерес в индустриальных школах и по совету управляющего, Ватсона, ветеранами в этом отделе образования были организованы школы, где дети из малообеспеченных семей могли получить питание и одежду. В Салткоте был куплен дом и мебелирован для сирот. Новый импульс был дан сиротским домам в Скотланде, основанным в 1871 году мистером Куарриером, который со своими сотрудниками среди бедного населения в Глазгове дал неоценимые советы миссии мистера Муди. В Глазгове были открыты дома для молодых девушек, где они могли обрести уют, пищу и одежду по небольшой цене.
Мистер Муди уделял много внимания Христианским Ассоциациям для юношей и на высоте движения выделял достаточно большую сумму поступающих денег для их образования и развития. Он ощущал, что этот процесс мог идти двумя путями – или очень широким, или очень узким, поэтому старался для достижения успеха иметь здесь прозрачность и некую свободу взгляда, соответствующего нуждам. Он определял цель их - на развитие духовных дарований и улучшение жизненных позиций молодых людей. Каждый должен быть питомником воспитания христианского характера, наиболее эффективным носителем евангельских ценностей, центром общественных собраний и быть способным проявить в будущем наилучшие качества необходимые в жизни. Однако, Ассоциации не должны занимать место церкви, они должны быть только поставщиками их членов, так как являются рукотворными обществами. Для каждого молодого человека нужно найти работу и использовать его способности и дарования, используя самые незначительные возможности обращенных».
Профессор Смит не мог в точности определить, каким образом Генри Друммонд был вовлечён в движение, начатое мистером Муди. Но прежде всего он отмечает, что Друммонд ощутил искренность мистера Муди и его практичную мудрость в применении новых методов. Взгляд на индивидуальную личность, стремление к искренности поднимали его и защищали – это то, что он утратил в обычных церковных методах работы, а теперь нашел. Встречи, на которых проходили разборы трудных вопросов, становились мостами, соединяющими проповедников со слушателями, соединяя их вместе – человек с человеком перед Богом. Со своей стороны, мистер Муди нуждался в молодом человеке, который смог бы взять на себя проведение молодёжных собраний и это было некоторой жертвой или данью его внутреннего видения, что он выбрал того, чей стиль и методы так отличались от его личных. Сначала Друммонд был принят на работу, как и другие студенты для комнаты вопросов и ответов. После этого он начал работать в плане проведения определённых собраний.
Спустя некоторое время мистер Муди начал посылать его для продолжения работы с молодёжью в места, которые они посещали раньше. В Сандерленде, где тысяча имён была представлена, как души, принявшие решение начать новую жизнь, вместе с Профессором Друммондом бок о бок трудились и почтенный Доктор Джеймс Сталкер, и почтенный Джон Ф. Ивинг. Ньюкастл и другие города, в которых мистер Муди имел собрания, были на очереди к посещению трёх проповедников из Скотландв. «Миссия в Сандерленде сделала Друммонда настоящим мужчиной», - говорил профессор Смит. « Он достиг не только силы в организационной и лидерской работе со своими сотрудниками, но так же приобрёл способность видеть характер и уровень жизненной позиции, как в низших классах общества, так и в высших. Он интересовался каждым человеком отдельно, что сильно отличало его от остальных, и спустя годы мы, его сотрудники, ощущали, что силы его были неистощимы».
Почтенный Доктор Джон Ватсон (Иан Макларен) только что сказал о мистере Муди, касательно его отношений с профессором Друммондом: «Как только мистер Муди прибыл в Эдинбург, Друммонд присоединился к самому продуктивному, честному и не самолюбивому евангелисту наших дней и увидел незнакомые главы религиозной жизни в Соединённом Королевстве. Это был госпиталь, в котором он изучал диагнозы духовных заболеваний».
«Почтенный доктор В.Робертсон Никоил, издатель БРИТАНСКОГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА, в своей статье представлюящей ИДЕАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ Друммонда, говорит о пробуждении в Скотланде, как о результате совместного труда Муди и Друммонда: « Кризис приближался и мог стать точкой полного распада церкви на части. Это не было столь обширным событием для одного влиятельного человека, приехавшего из Америки, евангелиста мистера Муди. В 1873 году мистер Муди комментировал свою работу в Барклей Свободной Церкви в Эдинбурге. Несколькими днями раньше Друммонд читал газету в Теологической Социологии в своём колледже на тему Духовной Диагностики, в которой он обращал внимание на то, что проповедь не является самым главным элементом, но личное общение с теми, кто в переживаниях позволит иметь лучшие результаты. Другими словами он считал, что практическая религия может излечивать как точная наука. Он посвятил себя изучению наук с целью достичь Докторского звания. Мистер Муди моментально произвёл глубокое впечатление на Эдинбург и завлёк самых способных студентов. В этой стране он упустил определённый круг молодых людей, не охватив их вниманием, и подумал, что молодёжь лучше может послушать молодого проповедника.
«Зорким взглядом Американца он подметил, что Друммонд может стать его наилучшим инструментом в этом деле и поспешил пригласить его сотрудничать. Это имело почти волшебный результат. С самого начала Друммонд привлекал внимание людей и приводил в движение толпы. Это привело к тому, что в течение двух лет он полностью посвятил себя евангелизационной работе в Англии, Скотланде и Ирландии. За это время он узнал много жизненных историй молодых людей всех классов. Он был замечательным оратором, знал, как смягчить критическую ситуацию.
Его скромность и приятные манеры, его мягкая и щедрая натура, мужество и надо всем этим – глубокая убеждённость, выигрывали для него последователей (учеников) во всех местах, где он бывал. Как и он сам, его сотрудники так же были заняты, каждый на своём участке. Таким образом, Свободная Церковь была спасена.».
Свидетельство о публикации №114090301021