Пять советов, как сделать учебный год приятным для

Первое сентября - праздник! Но иногда дети ждут начала занятий со страхом, а родители - с тревогой, так как учебный год несёт с собой дополнительную нагрузку и испорченные нервы.
Это - простые советы для тех родителей, которые хотели бы максимально облегчить процесс обучения своих детей, сделать его комфортным и радостным.

 

Слушайте своего ребёнка

Все эти кажущиеся нам, на первый взгляд, незначительными детские проблемы, ссоры, обиды, неприятности являются частью огромного мира вашего ребёнка. И он делится этой частью с вами, самыми дорогими и важными для него людьми. Если ребёнок вам что-то рассказывает, обязательно слушайте его и смотрите на него. Он должен чувствовать, что вы внимательны к его словам.

Когда ребёнок делится с вами происшедшим, это хорошо. Но иногда вы видите, что  ему что-то не дает покоя, он переживает, закрылся и молчит.  Как поступить? Не задавайте вопросов. Сами предложите ему несколько вариантов случившегося:  конфликт с учителем, ссора с другом, плохая оценка. Перебирайте варианты, пока не получите утвердительный ответ. Потом можно сказать фразу: «Я тебя понимаю, это очень неприятно». Для ребёнка ваше понимание имеет огромное значение. И, скорее всего, он начнёт говорить с вами после того, как вы сами найдёте причину его плохого настроения. Главное - запаситесь терпением и спокойствием.

Кстати, этот же метод "понимания" действует, если ребёнок не хочет садиться за уроки. Скажите, что вы понимаете, как сильно ему не хочется делать домашнее задание. И поинтересуйтесь, какие могут быть последствия несделанных уроков. Узнайте, почему, по его мнению, надо учиться. И подведите ребенка к мысли о том, что уроки сделать надо.

 

Обнимайте ребёнка

Детей нужно обнимать. Это даёт им чувство близости с родителями, чувство защищенности. Американский психолог Вирджиния Сатир говорит так: «Нам нужно  четыре объятия в день для выживания, восемь объятий для поддержки и двенадцать - для роста». На самом деле, неважно, сколько раз в день вы будете обниматься, важно делать это.

Я слышала жалобу от родителей девятилетней девочки, которую раньше никогда не обнимали, на то, что сейчас они хотят её обнять, а она сопротивляется. Ничего удивительного в поведении девочки нет.  Девочка  просто не знает, что такое "обниматься", и  незнакомые ощущения вызывают в ней отторжение. Но если совсем понемногу, осторожно и ненавязчиво, возможно, в шутливой форме, постоянно немного её обнимать, то в скором времени она привыкнет к ласке, и будет относиться к ней спокойно и с доверием.

Возможно, это - грубое сравнение, но тем не менее, если мы никогда не гладили щенка, а потом вдруг решили его приласкать, то он, скорее всего, будет огрызаться. Если мы не оставим свои попытки его приручить, то в скором времени получим от него ответную ласку.

 

Помогайте ребёнку готовить уроки

Делать уроки  вместес с ребёнком ни в коем случае не означает "делать вместо него". Если вашему ребёнку трудно сесть за выполнение домашних заданий, не настаивайте, чтобы он  непременно делал это самостоятельно. Посидите рядом с ним, пока он занимается уроками. Если ему непонятно какое-то задание, объясните.

Нам иногда кажется, что раз ребёнок писать-читать умеет, то пусть сидит, читает и пишет сам. А мы в это время имеем возможность заняться домашними делами, сходить в магазин, заглянуть в интернет. На самом деле это как с велосипедом. Когда ребёнок только-только научился держать равновесие на велосипеде, вы же не отпускаете его сразу далеко и надолго. Вы придерживаете ребенка, подстраховываете, пока не будете уверены, что теперь-то он точно поедет и не разобьётсяо.

Так и с уроками. Ребёнка надо поддерживать. Ваше присутствие вырабатывает в нём дисциплину, он привыкает выполнять задания. Если вы будете терпеливы, то однажды наступит момент, когда вы придёте домой, а он выбежит к вам на встречу с радостным сообщением, что все уроки уже сделаны.

 

Учите стихи и слова  иностранного языка вместе

Все мы знаем, как сложно учить стихи или иностранные слова. Зубришь-зубришь, а потом оказывается, что в голове всё равно ничего не задерживается. Можно бесконечно повторять одно слово или одну строчку стихотворения и никакого результата. Но если внести в обучение элемент игры, то дело меняется.

Как учить слова? Включите ассоциативное мышление. Предложите ребёнку найти, на какое русское слово похоже иностранное. Например, английское stoun похоже на русское стон, не правда ли? Но, чтобы слово запомнилось, его надо связать с русским переводом - камень Стоун издал громкий стон, когда на него наступили. И на заметку - чем нелепее и абсурднее будет связка, тем лучше слово запомнится.

Со стихами немного сложнее. Учите их вместе с ребёнком. Соревнуйтесь, кто быстрее выучит, кто выразительнее расскажет, у кого больше ошибок и запинок будет.

Если сделать из неприятного процесса игру, то запоминание происходит быстрее, а у вас есть ещё одна возможность провести время с вашим ребёнком, уделить ему внимание.

 

Позволяйте  ему быть самостоятельным.

Рано или поздно наступает момент, когда ваш ребёнок начинает чувствовать себя самостоятельным. Ни в коем случае не препятствуйте начинанию, а,  наоборот, всячески поощряйте его. Если ребёнок говорит, что он хочет помыть посуду, то позвольте ему поработать,  и забудьте о том, что он может разбить тарелку или что-то не домоет. Разобьёт тарелку - уберёте осколки и купите новую. Не домоет - перемоете, когда он не будет этого видеть.

Хочет самостоятельно пойти на тренировку или в школу, а вы никогда раньше его одного не отпускали? Пусть он идет. Объясните ему, как переходить дорогу, скажите, чтобы не общался с незнакомыми, попросите позвонить, когда дойдёт. Для вас это - волнительно и тревожно, а для ребёнка – маленькое приключение и возможность почувствовать себя немного самостоятельнее и взрослее.

И  всегда хвалите ваших детей за их маленькие и большие достижения!

31.08.2014. www.happynation.lv



Рецензии